Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Внутренние конфликты подросткового возраста 2404

Новгородцева А.П., кандидат психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, irsana@list.ru

Аннотация

В статье поднимается проблема развития внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, которые не осознаются ни подростками, ни значимыми для них взрослыми, что создает почву для развития глубоких кризисных переживаний и, как следствие, искаженного, невротического развития личности. Автор выступает против утвердившейся пассивной позиции в психологии относительно критических периодов в развитии личности, считая, что личностные новообразования каждого последующего возрастного периода, нивелирующие социальную ситуацию развития предыдущего возраста, не должны становиться причиной невротического развития личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной психологии достаточно основательно утвердилось представление о неизбежности возрастных кризисов, даже появилось понятие «нормативный кризис», что, на наш взгляд, не бесспорно, более того, утверждает определенную пассивную позицию практической психологии в этом вопросе. Данная ситуация требует более внимательного рассмотрения и уточнения понятий «внутренний конфликт», «кризис в развитии личности», «невроз» или «невротическое развитие личности». Одним из наиболее значимых периодов в развитии личности считается подростковый возраст, который причисляют одновременно к критическому, кризисному и самому трудному. Мириться с неизбежной трудностью подросткового возраста стало нормой. Ситуация, когда и учитель, и социальный педагог, и практический психолог (каждый на своем языке) на запрос родителей, учителей и самих подростков о сложности их взаимоотношений отвечают в таком духе: «Что же вы хотите, это возраст такой, немного потерпите, и все образуется», пожалуй, является наиболее часто встречающейся. И действительно, очень многие подростки, повзрослев, внешне производят впечатление вполне адаптированных людей, однако взгляду психолога, который работает с подростками, предстают родители и учителя этих подростков. И здесь открывается картина глубоких внутренних конфликтов самих взрослых, конфликтов, берущих начало в детстве и подростничестве, но так и не решенных в последующие годы и превратившихся в те самые «невротические наслоения», которые затрудняют их жизнь, болезненно проявляясь в их детях, учениках, во взаимоотношениях друг с другом. Не случайно известный специалист в области детских и подростковых неврозов А.И.Захаров отмечает: «Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей» [7, с. 3].

Внутренние конфликты — это сфера проблем в развитии личности. Под личностью мы понимаем систему взаимоотношений человека с собой, с другими людьми и с окружающей действительностью в целом. Еще недавно это определение здесь могло звучать как «система отношений человека к себе, к другим людям и к окружающей действительности в целом», однако, понимая, что отношение отдельно взятого человека всегда является результатом интерсубъектного отношения, считаем необходимым ввести понятие «взаимоотношение», с тем чтобы более точно определить смысл, который мы вкладываем в понятие «личность». Развитие личности, с точки зрения культурно-исторический теории, представляет собой процесс интериоризации содержания «социальной ситуации развития», опосредованного индивидными особенностями человека. Процесс интериоризации в онтогенезе — взаимно обусловленная активность субъектов по отношению друг к другу, в которой невозможно провести «границу» или «черту» между их активностью, в частности между активностью ребенка и взрослого. Психологические особенности каждого возрастного этапа берут свое начало в предыдущих возрастах и влияют на развитие личности в последующих возрастных периодах.

Литература
  1. Александров А.А. Современная психотерапия. СПб., 1997.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. М., 2000.
  3. Байярд Дж., Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  6. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  7. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.
  8. Клее М. Психология подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  10. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М., 2004.
  11. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты / Ред.-сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. М., 1982.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Хрестоматия / Автор-сост. В. Вилю-нас. М.; СПб., 2006.
  14. Мазурова А.И., Розин М.В. Идеология движения панков // Психологические особенности самодеятельных подростковых групп: Сб. научных трудов / Ред. Д.И. Фельд-штейн и др. М., 1990.
  15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. пси-хол. труды. М., 1995.
  17. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998.
  18. Перлз Ф. Гештальт подход. Свидетель терапии. М., 2001.
  19. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. М., 2004.
  20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  21. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  22. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.; М., 2003.
  23. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  25. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  26. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
  27. Фрейд З. Я и Оно: Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991.
  28. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. М., 1995.
  29. Хорни К. Самоанализ // Хорни К. Собр.соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1997.
  30. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  31. Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  32. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
  33. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.
  34. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика