Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

От подражания к воле (к вопросу об одной из ранних работ Л.И. Божович и Л.С. Славиной) 868

Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com

Аннотация

Статья представляет собой расширенные комментарии к архивной публикации ранней работы Л.И. Божович и Л.С. Славиной «Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование)», опубликованной в настоящем журнале, в № 2—4 за 2007 г. и № 1 за 2008 г. В статье рассматривается научный исторический контекст, в котором проводилось исследование, обсуждается развитие научных взглядов Л.И. Божович на проблему подражания и воли. Проанализировано отношение обсуждаемого исследования к другим эмпирическим исследованиям, выполненным в школе Выготского. Показано, что Л.С. Выготский использовал результаты, полученные в исследовании, в своих работах. Высказано предположение, что студенческая работа Л.И. Божович и Л.С. Славиной нашла свое продолжение в последующих исследованиях авторов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Были ли Лидия Ильинична Божович и Лия Соломоновна Славина религиозны? По сведениям Е.Д. Божович и Н.Н. Толстых (приватная коммуникация), ни в доме, ни в лаборатории ПИ РАО разговоров на религиозные темы не велось, предметов религиозного культа не хранилось, религиозных праздников не отмечалось. Но привлечение к объяснению Свободы и Воли религиозного сюжета свидетельствует если не о религиозности, то о хорошем понимании этой части реальности.

Однако вернемся к анализу исследования. Рассмотрим, как понималась воля в обсуждаемой ранней работе, посвященной проблеме подражания, и в итоговых работах Л.И. Божович. Здесь мы опираемся на проделанный Н.Н. Толстых [22] анализ теории личности, созданной Л.И. Божович, лишь конкретизируя некоторые положения, важные с точки зрения указанного вопроса.

Ставя проблему исследования подражания, Л.И. Божович и Л.С. Славина показывают, что подражание есть этап развития ВПФ, ссылаясь на закон социогенеза или общий генетический закон культурного развития (один из законов развития ВПФ), сформулированный Л.С. Выготским. Для закона существенно, что развитие происходит через овладение собственным поведением: «Культурный человек в психологическом отношении отличается от примитива и ребенка тем, что он с помощью известных, им созданных средств, умеет подчинять своей воле течение натуральных психологических процессов. Овладение поведением достигается им с помощью целой системы внешних и внутренних знаков, которые служат ему для произвольного направления своего поведения, и которые в процессе употребления и развития ассимилируются человеком, видоизменяя и перестраивая на новой основе все его первоначальное поведение» [4, № 2, с. 104]. И через несколько страниц: «Представив себе развитие, идущее в таком плане, мы сейчас же начинаем искать те механизмы, с помощью которых происходит это овладение — сначала поведением для других, затем поведением для себя, — и один из главнейших механизмов этого перенесения мы видим в подражании» [4, № 3, с. 102]. С подражания начинается овладение, воля. Подражание — «внешний» этап в овладении своим поведением, развитии произвольности.

Н.Н. Толстых отмечает, что в последние годы своей жизни Л.И. Божович готовила книгу о развитии воли, но завершить ее не успела (см.: [22]). В статье «Опыт экспериментального изучения произвольного поведения» [5] Л.И. Божович, Л.С. Славина и Т.В. Ендовицкая определяют волю как ВПФ, которая возникла в результате развития человеческих потребностей, опосредствуемых интеллектом. При этом отмечается, что произвольное поведение осуществляется с помощью разных механизмов. Воля, как и любая иная ВПФ, развивается. Новообразованиями в развитии произвольного поведения авторы называют цели, которые побуждают человека к их достижению, детерминируют принимаемые им решения и вырабатываемые намерения. Внутренний интеллектуальный план — важнейшее звено произвольного поведения. И если волевое поведение происходит без обращения к внутреннему плану действия, это значит, что ценностные ориентации достаточно сильны для того, чтобы человек действовал без борьбы мотивов.

В статье Л.И. Божович «Развитие воли в онтогенезе» выделены стадии волевого акта (произвольного поведения): «борьба мотивов» — сознательный выбор человеком более ценного мотива (аргументом при борьбе мотивов выступает «умение человека предвидеть последствия своих поступков, представить себе с достаточной яркостью ту ситуацию, в которую он попадет, когда поступит так или иначе» [3, с. 304]), в результате борьбы — принятое решение и появление намерения, исполнение решения. Стадия выполнения решения требует также дополнительных усилий. Л.И. Божович приводит примеры того, как человек активизирует действия мотива исполнения решения специальными культурными средствами, например, давая команды самому себе, обозначая громкой речью, обращенной к самому себе, порядок выполнения действий. Волевой поступок детерминирован будущим, тем, каким его хочет видеть человек.

В онтогенезе развитие воли связывается в раннем преддошкольном возрасте с развитием активности и инициативности, позднее появляются «мотивирующие представления». В дошкольном возрасте развитие воли связано с игрой — «игра помогает ребенку выделить и осознать определенные социальные нормы и требования — тем самым учит его подчиняться этим требованиям и нормам. Очень важно для воспитания воли и то, что в игре ребенок подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию… И это очень важно, ибо для истинной воли как раз характерно, что объективно существующее требование, правило или социальная норма выполняются не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения» [там же, с. 315]. В младшем школьном возрасте формируются произвольные память и внимание. Поведение регулируется стоящими перед ребенком целями, он обретает способность его планировать. В подростковом возрасте формируются высшие формы волевого поведения.

Литература
  1. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.
  2. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка// Культурно-историческая психология. 2006. № 1—3.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997.
  4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания // Культурно-историческая психология. 2007. № 2—4; 2008. № 1.
  5. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  6. Выгодская Г.Л. Каким он был // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984.
  10. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935.
  11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1930.
  12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  13. Кандалинцев В. Учение Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией// http:// zhurnal.lib. ru/k/kandalincew_w_g/doc6doc.shtml
  14. Левина Р.Е., Морозова Н.Г. Воспоминания о Л.С. Выготском // Дефектология. 1984. № 5.
  15. Лурия А.Р. Материалы по генезу письма у ребенка // Вопросы марксистской педагогики. М., 1930.
  16. Лурия А.Р. Пути развития детского мышления // Естествознание и марксизм. 1929. № 2.
  17. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М., 2001.
  18. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  19. Морозова Н.Г. От первой до последней встречи // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
  20. Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. Изд. 2-е, испр. и доп. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001.
  21. Психо-неврологические науки в СССР. Материалы 1-го всесоюзного съезда по изучению человека. М.;Л., 1930.
  22. Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  23. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика