Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психологические аспекты эффективного использования Интернета в образовательных целях 1008

Поршнев А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук НФ ГУ-ВШЭ, Координатор Нижегородского отделения ISCAR, Нижний Новгород, Россия, aporshnev@gmail.com

Аннотация

Цель исследования — нахождение факторов, позволяющих студентам эффективно использовать Интернет. Исследование состояло из двух частей. В анкетировании приняли участие 159 студентов I, II, III курсов НФ ГУ-ВШЭ. Были проинтервьюированы 7 студентов НФ ГУ-ВШЭ и 7 экспертов в области информационных технологий. Анкета включала три блока вопросов: цели использования Интернета; мотивация использования Интернета (на основе методики Арестовой, Бабанина и Вой-скунского); психологические состояния в процессе использования Интернета (на основе методики ФПС Чиркова). В исследовании проверялись три гипотезы. Гипотеза 1, ведущим мотивом деятельности студентов при использовании Интернета является познавательный мотив, а основной целью — поиск информации, получила подтверждение. Гипотеза 2, в процессе работы в Интернете студенты испытывают дисфункциональные состояния, получила подтверждение с помощью кластерного анализа. Гипотеза 3, о существовании различий в стратегиях поиска, применяемых студентами и экспертами в области информационных технологий, не получила подтверждения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В нашем исследовании мы исходили из того, что «сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единое целое» (С.Л. Рубинштейн). При этом деятельность является активным взаимодействием субъекта с миром и определяется ее мотивом (предмет, идеальный или реальный, отвечающий потребности субъекта) и действиями, из которых она строится (А.Н. Леонтьев). В свою очередь действие как единица анализа психических процессов во многом определяется мотивационно-ценностной и ориентировочной компонентами (П.Я.Гальперин). Их анализ позволит выявить причины проблем, возникающих у студентов при использовании Интернета. Так, если одним из важнейших условий эффективности любой деятельности является наличие внутренней мотивации к ее выполнению (Ш.А.Амонашвили, А.Н.Леонтьев, Д.Г.Левитес и др.), то, может быть, причиной проблем в становлении образовательной культуры является отсутствие у пользователей Интернета познавательной мотивации? Если это так, то легко объяснить бесцельное блуждание по сети (Интернет-зависимость); плагиат в работах учащихся; высокий процент бросающих учебу при дистанционных формах обучения. Гипотеза 1. Ведущим мотивом деятельности студентов при использовании Интернета является познавательный мотив, а основной целью — поиск информации. Однако при этом мы должны определить, насколько студентам свойственны проблемы, о которых мы говорили выше. Для определения этого можно использовать анализ их психических состояний, возникающих при работе с Интернетом. Поскольку психические состояния могут служить индикатором особенностей протекающих психических процессов (Н.Д.Левитов), то выявление дисфункциональных состояний будет свидетельствовать о наличии у студентов затруднений при использовании новых технологий. Гипотеза 2. Студенты в процессе работы в Интернете испытывают дисфункциональные состояния. Возможно также, что ориентировочная основа действий студентов и экспертов в области информационных технологий имеет принципиальные различия. Тогда для обеспечения эффективного использования Интернета студентами необходимо будет выявить стратегии, реализуемые экспертами при поиске информации. Гипотеза 3. Стратегии поиска, применяемые студентами и экспертами в области информационных технологий, различаются.

Литература
  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1996. № 4.
  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  3. Астляйнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  4. Аушра А. Научная электронная библиотека как средство борьбы с плагиатом // Educational Technology & Society. 9 (3). 2006.
  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1.
  6. Гальперин ПЛ. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. Воронеж, 1998.
  7. Жичкина А.Е. Особенности формирования образа себя и образа другого в Интернет-коммуникации. Электронная версия: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/socpsy-avc95.doc.
  8. Константинов Г.К., Филонович СР. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. 2005. № 4.
  9. Кронгауз М. Новый русский: Контроль улучшайзин-га. Электронная версия: http://russcomm.ru/rca_news/ 2006/2006_12_04.shtml. 2006.
  10. Кузьменков О.И. Проблемы сетевого плагиата. Электронная версия: http://www.library.by/shpargalka/ belarus/007/657.htm
  11. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М., 2001.
  12. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра — online. Электронная версия: http://www.computerra.ru/ think/234100/. 2005.
  13. Поддьяков AM. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопросы психологии. 2002. №5.
  14. Поршнев А.В. Инновационная психолого-педагогическая модель компьютерной программы обучения студентов иностранному языку: Дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород: НГПУ, 2002.
  15. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил, 2005. Электронная версия: CD.
  16. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютером общении) // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Вой-скунского. М., 2000.
  17. Чирков В.И. Методы оценки психического компонента функционального состояния учебной и трудовой деятельности // Методы исследования и диагностики ФС и работоспособности человека в экстремальных условиях. М, 1987.
  18. Яковлева Е. Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия. О результатах исследования «Массовое чтение в России» // Рос. газ. 2005. № 3831. Электронная версия: http://www.rg.ru/2005/ 07/ 27/ chtenie.html (12.03.08).
  19. Янг КС. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2.
  20. Internet World Stats. Usage and Population Statistics. Электронная версия: http://www.internetworldstats.com/ stats4 .htm#europe.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика