Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Из записных книжек Лидии Ильиничны Божович 851

Божович Е.Д., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия, elenabozhovich@inbox.ru

Аннотация

Л. И. Божович оставила не очень большой архив. Наиболее интересны ее рабочие записи, которые не получили отражения в публикациях. В последние годы жизни ее интересовали три проблемные области. Первую она обозначила как «многоплановость личности», понимая под этим действие разных категорий мотивов — осознаваемых и неосознаваемых, — от соотношения и динамики которых может зависеть поступок человека. Второй пласт проблем, которые интересовали Л. И. Божович, связаны с понятием конформизма. Она считала необходимым отделить этот феномен от другого, более примитивного, — сознательного приспособленчества. Третий пласт проблем, пожалуй, особо острых для нее, — это развитие воли как целостной психологической системы. Ее беспокоила наметившаяся в науке тенденция «растворить» волю в других явлениях: произвольности, целеустремленности и т. п. Она считала, что источники и саму реальность воли надо искать не в столкновении человека с внешними препятствиями, а в опыте преодоления внутренних трудностей

Рубрика: Из истории науки

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Первую из них она обозначала как «многоплановость личности», понимая под этим действие разных категорий мотивов, соотношения которых очень динамичны и от констелляции которых в тот или иной период может зависеть поступок человека. В этой связи она выделяла особые, «непосредственные» и одновременно очень сложные побудители поведения. Особенность этих побудителей состоит в том, что они формируются прижизненно как социогенные образования, но, сформировавшись, уже не требуют ни когнитивной поддержки, ни опоры на социальные образы. Они входят в структуру личности и определяют поступок «непосредственно» в контексте переживания ситуации, а не ее анализа. Иными словами, задача выбора у субъекта не возникает, или, даже если субъект как бы создает ее искусственно, она все равно решается по логике этого непосредственного побудителя, а не по логике анализа ситуации и отношения к ней субъекта. В условиях борьбы мотивов этот непосредственный мотив может быть временно подавлен, но в конечном счете именно он «берет верх» и обусловливает поведение.

Второй пласт проблем, к которым Лидия Ильинична обращалась до конца жизни, связан с феноменом конформизма как особой психологической системы и конформности как качества личности. Причем Лидию Ильиничну раздражало сложившееся в 60—70-е гг. положение в науке, а может быть, и в общественном сознании в целом. С одной стороны, в некоторых трудах отечественных психологов проводилась мысль о том, что конформизм есть «там, в буржуазной действительности», а у нас — коллективизм. С другой, официальная педагогика была ориентирована на формирование именной конформной личности. Вместе с тем само понятие конформизма не было основательно разработано. И, хотя в лаборатории Лидии Ильиничны уже были проведены к тому времени экспериментальные исследования конформизма школьников разных возрастов, она продолжала искать аргументы в пользу изучения этого явления и пыталась выделить конкретные аспекты его проблематики.

Третий пласт проблем, можно сказать, самых острых для нее, связан с развитием воли. Известно, что воля как очень сложная психическая функция привлекла внимание многих психологов. Но чем больше ее изучали, тем более неуловимой для научного исследования она казалась

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика