Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Столкновение культур и идентичности. Социологические аспекты мультикультурализма в эпоху общественных перемен 1032

Бодзяны М., доктор социологических наук, глава департамента общественной безопасности, Военная академия сухопутных войск, Вроцлав, Польша, m.bodziany@interia.pl

Аннотация

XXI в. называют веком глобализации и мультикультурализма. Массовые миграции, интеграционные изменения политических систем превращают современный мир в «глобальную деревню». Подобное положение вещей создает условия для культурной диффузии и тем самым создает благоприятные возможности для знакомства с другими культурами. В статье затрагиваются различные аспекты, связанные с развитием теории мультикультурализма и трудностями трактовки этого феномена. Вне всякого сомнения, мультикультурализм с его терпимостью к разнообразию мира — по крайней мере, теоретической — относится к сфере демократии. Он становится неотъемлемой составляющей современного общества, черпающего силы для своего развития в достижениях других культур, что, в свою очередь, становится возможным благодаря культурной диффузии, которой способствует складывающаяся в последнее время тенденция к открытию границ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Национальные стереотипы являются еще одним дополнительным фактором, участвующим в формировании идентичности. Они могут оказывать существенное влияние на культурные контакты и тем самым способствовать возникновению барьеров в коммуникации, особенно в условиях культурной диффузии. Е.Микуловски-Поморски обращает внимание на подход уже упоминавшегося У.Липпмана, который считал, что стереотипы — это всего лишь «схемы, возникающие в наших головах, закрепившиеся образцы, влияющие на наше восприятие окружающего мира и не поддающиеся ни изменению, ни проверке на подлинность» [19, с. 82—83]. Поскольку стереотипы являются неотъемлемой составляющей национальной идентичности, они представляют собой серьезную проблему в ситуации культурной диффузии. Однако это не единственный феномен, который может иметь негативное влияние на процессы, протекающие в многонациональных социальных группах. Существуют также предубеждения, которые могут воздействовать на межкультурную коммуникацию и взаимодействия в многонациональных структурах. Они способствуют этнической стратификации, проистекающей из социального неравенства определенных этнических групп [29]. Предубеждения сводят образ окружающего мира к упрощенным, схематическим представлениям. Согласно А.Гидденсу, предубеждения определяют установки и отношение членов одной группы к членам другой [7, с. 272]. Они характеризуются чрезвычайно высоким уровнем субъективности в оценке окружающей социальной реальности и чаще всего основаны на слухах и необоснованной информации. Более того, их очень трудно переломить, даже если представить человеку достоверную и объективную информацию о той или иной культуре. Еще одно важное свойство предубеждений — это их непосредственное влияние на стереотипы, касающиеся того или иного аспекта социальной реальности. Феномен этноцентризма также является негативным фактором. Дж. X. Тернер описывает его как «склонность человека ощущать превосходство собственной культуры или субкультуры по отношению к культуре других людей и народов» [29, с. 52]. Это означает, что в центр всего человек помещает свою нацию или этническую группу, провоцируя тем самым социальную изоляцию или неприятие. Преподавание в школах предметов, относящихся исключительно к данной стране или народу, или ведение международной политики с позиций главенства собственных национальных интересов — вот примеры этноцентризма. С другой стороны, здоровый этноцентризм возникает из чувства ответственности перед собственной страной и народом и, по сути, есть проявление патриотизма. Этноцентризм — это форма аффирмации по отношению к собственной культуре и одновременное неприятие и маргинализация других культур. Как пишет Г.Хофстед, «этноцентризм группы есть то же самое, что эгоцентризм личности, т. е. восприятие своего собственного маленького мира как центра Вселенной» [11, с. 307].

Литература
  1. Adamski F. Tozsamoos'c' narodu przez kulture. Toruri , 2003.
  2. Bauman Z. Socjologia. Poznan, 1996.
  3. Bernatowicz A. In: M. Kozieri (ed). Multiculturalism and Migrations Conference, held in Warsaw, Poland, 10 August 2005. Proxenia.
  4. Btuszkowski J. Stereotypy a tozsamos'c' narodowa. Warszawa, 2005.
  5. Bystrori J. S. Megalomania narodowa. Warszawa, 1995.
  6. Bokszariski Z. Tozsamos'ci zbiorowe. Warszawa, 2005.
  7. Giddens A. Socjologia, Warszawa, 2005.
  8. Goodman N. Wstep do socjologii. Poznan, 2001.
  9. Hambden-Turner Ch., TrompenaarsF. Siedem wymiaro'w kultury. Krakow, 2002.
  10. HerderJ. D. Mysli о filozofii dziejow. In: Kfoskowska A. (ed.). Socjologia kultury, Warszawa, 1983.
  11. Hofstede G. Kultury i organizacje. Warszawa, 2000. Yl.Jaruga-Nowacka I. Polityka wielokulturowosci. In: M.
  12. Kozien (ed). Multiculturalism and Migrations Conference, held in Warsaw, Poland, 10 August 2005. Proxenia.
  13. Kalaga W. Dylematy wielokulturowos'ci. Krako'w, 2007.
  14. Kofta M. Wprowadzenie do psychologii stereotypo'w i uprzedzeh . Podstawy zycia spotecznego w Polsce. Warszawa, 1996.
  15. Kozieri M. Wielokulturowos'c — modele i praktyka spoleczna. In: M. Kozieri (ed.). Multiculturalism and Migrations Conference held in Warsaw, 10 August 2005. Proxenia.
  16. Lippman W. Public Opinion. New York, 1946. In: Btuszkowski J. Stereotypy a tozsamos'c' narodowa, Warszawa, 2005.
  17. Malewska-Peyre H. Ja ws'ro'd obcych. In: Boski P., Jarymowicz M., Malewska-Eyre H. (ed.). Tozsamos'c' aodmi-ennos'c' kulturowa, Warszawa, 1992.
  18. MamzerH. Tozsamosc wpodrozy. Wielokulturowos'c a ksztaftowanie jednostki, Poznan, 2002.
  19. Mikuhwski-Pomorski J. Komunikacja mi^dzykultur-owa. Krako'w, 2003.
  20. Nijakowski L. M. Domeny symboliczne. Konflikty nar-odowe i etniczne w wymiarze symbolicznym. Warszawa, 2006.
  21. Okchnicki K, Zatecki P. Stownik socjologiczny. Toruri, 1997.
  22. Pacholski M., Slabori A. Stownik pojec socjolog-icznych. Krako'w, 1997.
  23. Ratajczyk M. Pomiedzy kulturami. Szkice z komu-nikacji mi^dzykulturowej. Wroclaw, 2006.
  24. Socha G. Wielokulturowos'c, jako wyzwanie wspo'-fczesnos'ci. In: International Forum on Dialogue of Cultures held in Oscypol, 18-23 August 2003.
  25. Szacka B. Wprowadzenie do socjologii. Warszawa, 2003.
  26. Szachaj A. E Pluribus Unum? Dylematy wielokulturowos'ci I politycznej poprawnosci. Krakow, 2004.
  27. Szacki J. Historia mysli socjologicznej. Warszawa, 2006.
  28. Sztompka P. Socjologia. Krakow, 2005.
  29. Turner J. H. Socjologia. Koncepcje i ich zastosowanie. Poznan, 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика