Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей 1296

Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
Павлова М.К., кандидат психологических наук, МГППУ,преподаватель кафедры возрастной психологии, Москва, Россия, haul@rambler.ru

Аннотация

Статья, написанная к юбилею М. И. Лисиной, рассматривает вклад М. И. Лисиной в психологию развития. Подробно анализируются не получившие широкой известности взгляды М. И. Лисиной на роль общения со сверстниками в психическом и личностном развитии (самопознание и раскрытие творческого потенциала ребенка) и значение общения со взрослыми и сверстниками для повышения познавательной активности. Проведены параллели между идеями М. И. Лисиной и работами современных последователей Ж. Пиаже, демонстрирующими значение дискуссий со сверстниками для познавательного развития. Труды М. И. Лисиной и современных отечественных и зарубежных психологов показывают, что общение со сверстником, даже реализуясь на более низком уровне, чем общение со взрослым, выполняет уникальную функцию в познавательном развитии ребенка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идеи М. И. Лисиной о роли общения в познавательном развитии ребенка можно соотнести с работами последователей Пиаже, разрабатывающими аналогичную проблематику. В концепции Ж. Пиаже [5] социальный фактор в развитии интеллекта начинает «работать» только по достижении стадии конкретных операций, когда делается возможной координация точек зрения (кооперация) и ребенок становится способен воспринять отличия своей позиции от позиции других, в том числе сверстников.

При этом Ж. Пиаже признавал, что взаимодействие со сверстниками может играть особую роль в развитии интеллекта, поскольку оно основано на этике сотрудничества, а не принуждения, как в отношениях со взрослым. Общение со сверстником, в котором происходит координация равноправных точек зрения, должно способствовать интеллектуальному и моральному развитию, но только на операциональных стадиях развития, т. е. начиная с младшего школьного возраста.

В отечественной психологии такое радикальное отрицание роли общения в познавательном развитии детей младших возрастов, как известно, вызвало резкую критику, подтвержденную экспериментальными данными, в основном касающимися общения со взрослым. Опыты Д. Б. Эльконина, В. А. Недоспасовой и Е. В. Филипповой [6] показали принципиальную возможность координации умственных позиций (преодоления познавательного эгоцентризма) уже в дошкольном возрасте, причем способствует такой координации, по мнению этих исследователей,

сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Это перекликается с мыслью М. И. Лисиной о том, что общение со сверстниками по определению рефлексивно,так как ребенок в общении со сверстником постоянно сравнивает и соотносит себя с ним. Возможно, это соотнесение себя с другим является важным фактором познавательного развития?

Литература
  1. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
  3. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  4. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  5. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2004.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  7. Schwarz B. B., De Groot R. Argumentation in a changing world // Computer_Supported Collaborative Learning. 2007.№ 2.
  8. Schwarz B. B., Neuman Y., Gil J., Ilya M. Construction of collective and individual knowledge in argumentative activity // The Journal of the Learning Sciences. 2003. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика