Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6961Ключевые слова 16583 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии 737

Карягина Т.Д., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, kartan18@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблем изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии. Анализируются вопросы роли и значения эмпатии в консультативном/психотерапевтическом процессе; механизмов эмпатического процесса; условий, предпосылок успешной эмпатии консультанта/психотерапевта и ее развития. Подробно рассматриваются представления об эмпатии К. Роджерса и Х. Кохута, в чьих психотерапевтических системах эмпатии принадлежит ключевая роль. Особое внимание уделяется разрабатываемым подходам к изучению эмпатии в контексте проблемы эффективности психотерапии. Рассматривается проблема связи эмпатии как личностной черты/диспозиции и эмпатии как процесса в консультировании/психотерапии. В работе отражены основные аспекты дискуссий между представителями различных психотерапевтических направлений по этим вопросам. Рассмотрение проблемы развития эмпатии с точки зрения нужд образования, обучения консультантов/психотерапевтов позволяет сделать вывод о необходимости подхода к изучению эмпатии как высшей психической функции, к рассмотрению развития эмпатии в процессе обучения как развития психотехнического.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие эмпатии в области психологического консультирования и психотерапии обладает, пожалуй, особым статусом. Это такое психотерапевтическое «метапонятие», которое входит в словари основных терминов любого психотерапевтического направления и признается в качестве одного из основных феноменов психологической помощи вообще. Многочисленные исследования условий эффективности психотерапии показывают, что наименее противоречивые результаты получены в отношении эмпатии психотерапевта как фактора успеха [26; 40; 43; 44; 47].

Характерно, что с самого своего появления в словаре науки эмпатия оказалась в центре дискуссии о методе психологии. И einfuhlung (нем.) Теодора Липпса*, и перевод этого слова Э. Б. Титченером, как empathy (англ., от греч. empatheia), означают буквально «вчувствование». Этот смысл был очень важен для понимающей психологии Вильгельма Дильтея, в которой эмпатия была центральным понятием. Эмпатия как вчувствование предлагалась в качестве базового метода наук о человеке, человеческом духе.

Различие между естественными науками и науками о человеке, по Дильтею, состоит в том, что природа может быть объяснена, а человеческий дух понят через вчувствование [14]. Эмпатическое понимание было синонимом психологического понимания и для развивавшего идеи Дильтея Карла Ясперса, который в своей «Общей психопатологии» ввел различие между объясняющей и понимающей психологией. Ясперс различил два типа психиатрических сущностей: события, которые доступны нашему пониманию, и процессы, которые могут быть объяснены, хотя и не доступны пониманию. Например, идиотия может быть объяснена органическими нарушениями и, соответственно, сбоями в развитии центральной нервной системы. Вместе с тем реактивная депрессия, к примеру, может быть понята, поскольку мы способны поставить себя на место страдающего [34].

Для Ясперса эмпатия также — основной инструмент понимающей психологии или, другими словами, той области, которая начинает оформляться как психотерапия.

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  2. Боуэн М. В.Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.
  3. Бохарт А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. 1993. Т. 1 № 2.
  4. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. М.,2004.
  5. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., 2005.
  6. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1988. № 5.
  7. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.,2003.
  8. Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2.
  9. Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте.СПб., 1998.
  10. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
  11. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. ... канд. дисс. М., 1977.
  12. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  13. Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М., 2000.
  14. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
  15. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа.
    2001. № 1. Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru.
  16. Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 1 Электронный
    ресурс: http://www.psyjournal.ru.
  17. К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред. Д. Брэзиера. М., 2005.
  18. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии // Психология общения—2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы Международной конференции 19—21 октября 2006. Психологический институт РАО. М., 2006.
  19. Кохут Х. Анализ самости. М., 2003.
  20. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. Т. 1. М., 2000.
  21. Колпачников В. В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии. 2000. № 3.
  22. Краткий словарь психоаналитических терминов и понятий. http://www.psychoanalyse.ru/predmet/idea_4. html#ch18.
  23. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 2007.
  24. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  25. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  26. Пуговкина О. Д., Никитина И. В., Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Научные исследования процесса психотерапии и ее эффективности: история проблемы // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 1.
  27. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  28. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. М., 2002.
  29. Роджерс К., Мидор Б. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа.
    2002. № 4. Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru.
  30. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования:
    В 4 т. / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Т. 3. Тбилиси, 1978.
  31. Степанов С. Проникновенное сопереживание // Газета «1 сентября». 2002, 21 мая.
  32. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ: интерсубъективный подход. М., 1999.
  33. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М., 2001.
  34. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. Электронный ресурс:
    http://www.psyjournal.ru
  35. Ягнюк К. В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 3. Электронный ресурс:
    http://www.psyjournal.ru
  36. Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа.
    2003. № 1. Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru
  37. Ягнюк К. В. Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1—2. Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru
  38. Angus L., Kagan F. Empathic relational bonds and personal agency in psychotherapy: implications for psychotherapy supervision, practice and research. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (4).
  39. Brown L. Empathy, genuiness and the dynamics of power: A feminist responds to Rogers // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  40. Duan Ch., Hall C. The current state of empathy
    research // Journal of Counseling Psychology. 1996. Vol. 43 (3).
  41. Eklund J. Hakansson. Exploring the phenomenon of empathy: Doctoral Dissertation, Stockholm University, 2003. Электронный ресурс: http://www.empathy.se
  42. Esser U., Pabst H., Speierer G.0W. (eds). The power of person-centered approach. Koln, 1996.
  43. Elliott R., Friere E. Classical person-centered and experiental perspectives on Rogers (1957) // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  44. Farber B. On the enduring and substantial influence of Carl Rogers' not-quite necessary nor sufficient conditions // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  45. Goldfried M. What has psychotherapy inherited from Carl Rogers? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  46. Goldstein A. P., Michaels G. Y. Empathy: development, training, consequences. N. J.; L, 1985.
  47. Hall J., Davis M., Connelly M. Dispositional empathy in scientists and practitioner psychologists: group differences and relationship to self-reported effectiveness // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2000. Vol. 37 (1).
  48. Hatcher Sh. & oth. An analogue study of empathic process: Working with difference // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2005. Vol. 42 (2).
  49. Hill C. & oth. Helping skills training for undergraduates: Outcomes and prediction of outcomes // Journal of Counseling Psychology. 2008. Vol. 55 (3).
  50. Hill C. My personal reactions to Rogers (1957): The facilitative but neither necessary nor sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44(3).
  51. Lazarus A. On necessity and sufficiency in counseling and psychotherapy (revisited) Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  52. Orange D. There is No Outside: Empathy and
    Authenticity in Psychoanalytic process // Psychoanalytic Psychology. 2002. Vol. 19 (4).
  53. Rachman A. Sandor Ferenci's contributions to the evolution of psychoanalysis // Psychoanalytic Psychology. 2007.Vol. 24 (1).
  54. Rogers C. Client-centered therapy // Comprehensive Textbook on Psychiatry. 5 ed. Kaplan H. I., Sadock B. J. (eds.). Baltimore, 1988.
  55. Rogers C. Freedom to learn for the 80's. Columbus, Ohio, 1983.
  56. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  57. Samstag L. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change: Reactions to Rogers' 1957 article // Psychotherapy: Theory, Research, Practice,
    Training. 2007. Vol. 44 (3).
  58. Silbershatz G. Comments on «The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change» // Psychotherapy:Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  59. Truax C. B., Carkuff R. R. Toward effective counseling and psychotherapy. Chicago, 1967.
  60. Vanaershot G. It takes two for tango: On empathy with fragile Processes // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2004. Vol. 41 (2).
  61. Watchel P. Carl Rogers and the larger context of thera peutic thought // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).
  62. Watson J. Reassessing Rogers' necessary and sufficient conditions of change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3).

Психология консультирования

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика