Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Оценка функций программирования и контроля у первоклассников: нейропсихологическое обследование, анализ ошибок на письме, опросник BRIEF 2297

Горина Е.Ю., психолог региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», Москва, Россия, ginora@ccp.org.ru
Ахутина Т.В., доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru

Аннотация

В настоящее время в детской нейропсихологии активно внедряются экологически валидные методы оценки высших психических функций ребенка: наблюдение за его поведением в различных ситуациях, анализ их письменных работ, т. е. методы следящей диагностики, а также опросниковые методы, адресованные родителям и учителям. Один из самых популярных опросников, направленный на оценку управляющих функций, — BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function), был переведен на русский язык. В статье представлен анализ согласованности данных о состоянии функций программирования и контроля у первоклассников, полученных с помощью трех разных методик: опросника BRIEF, нейропси хологического обследования, основанного на методологии А. Р. Лурии, и анализа ошибок в тетрадях по письму. Анализ соответствия опросника данным нейропсихологического обследования и следящей диагностики показывает его применимость в комплексе с этими методиками для диагностики нарушений программирования и контроля. Сопоставление результатов данного исследования с аналогичными исследованиями, проведенными за рубежом, показывает также высокую валидность процедуры обработки и интерпретации данных обследования, принятую в детской нейропсихологии школы А. Р. Лурии.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ахутина Т. В., Величенкова О. А., Иншакова О. Б. Дис­графия: нейропсихологический и психолого-педагогичес­кий анализ // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конфернции, 14—16 марта 2002 г., СПб., 2004.
  2. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6—8 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  3. Ахутина Т. В., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Мак­сименко М. Ю. Нейропсихологическое обследование «Ней­ропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М., 2008.
  4. Ахутина Т. В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н. Ней­ропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофи­зиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хом­ской и В. А. Москвина. М.; Оренбург, 2000.
  5. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление труднос­тей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  6. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Ней­ропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб., 2006.
  7. Горина Е. Ю. Оценка функций программирования и контроля у детей с помощью опросников: Дипломная ра­бота. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2010.
  8. Иншакова О. Б., Ахутина Т. В., Воронова М. Н., Кор­неев А. А. Овладение письмом: лонгитюдное комплексное исследование // Другое детство: Сб. тезисов участников Второй всероссийской конференции по психологии разви­тия. М., 2009.
  9. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Не­успевающие дети. М., 1997.
  10. Лебединский В. В. Нарушения психического разви­тия в детском возрасте. М., 2003.
  11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб., 2008.
  12. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологиче­ская диагностика и коррекция младших школьников в свя­зи с неуспеваемостью в школе. М., 1994.
  13. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагности­ка детей младшего школьного возраста. М., 2007.
  14. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагности­ка и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  15. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихоло­гических методов: Пособие для логопедов и психологов. М., 2002.
  16. Цветкова Л. С. Методика диагностического ней­ропсихологического обследования детей. М., 1998.
  17. Яблокова Л. В. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка крите­риев оценки. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998.
  18. Anderson V. A., Anderson P., Northam E., Jacobs R., and Mikiewicz O. Relationships between cognitive and behavioral measures of еxecutive function in children with brain dis­ease // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. № 4.
  19. Anderson Vicki. Assessing executive functions in chil­dren: biological, psychological, and developmental considera­tions // Pediatric rehabilitation. 2001. Vol. 4. № 3.
  20. Barkley R. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: Constructing a unifying theory of ADHD // Psychological Bulletin. 121. 1997.
  21. Di Pinto M. The Ecological Validity of the Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF) in Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Predicting Academic Achievement and Social Adaptive Behavior in the Subtypes of ADHD. A Dissertation Submitted to the Faculty of Drexel University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, May 2006. http:// idea.library.drexel.edu/
  22. Diamond A., Barnett W. S., Thomas J., Munro S. Preschool Program Improves Cognitive Control // Science. 318. 1387—1388. Supplemental Online Material. 2007.
  23. Gioia G. A., Isquith P. K. Ecological assessment of exec­utive function in traumatic brain injury // Developmental Neuropsychology. 2004. 25 (1&2).
  24. Gioia G. A., Isquith P. K., Guy S. C., and Kenworthy L. Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF): Manual 2000 PAR Inc.
  25. Gioia G. A., Isquith P. K., Kenworthy L. and Barton R. M. Profiles of everyday executive function in acquired and devel­opmental disorders // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. № 2.
  26. Gioia G. A., Isquith P. K., Retzlaff P. D., and Espy K. A. Confirmatory factor analysis of the behavior rating inventory of executive function (BRIEF) in a clinical sample // Child Neuropsychology, 2002, Vol. 8, № 4.
  27. Jarratt K. P., Riccio C.A., Siekierski B. M. Assessment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) using the BASC and BRIEF // Applied Neuropsychology. 2005. Vol 12. № 2.
  28. Kenworthy L., Sirian L., Black D. O., and Wagner A. E. Adaptive skills and executive function in autism spectrum dis­orders // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. № 4.
  29. Mcauley T., Chen S., Goos L., Schachar R., Crosbie J. Is the behavior rating inventory of executive function more strongly associated with measures of impairment or executive function? // Journal of the International Neuropsychological Society. 2010. Vol. 16. Issue 03.
  30. Slick D. J., Lautzenhiser A., Sherman E. M. S., & Eyrl K. Frequency of scale elevations and factor structure of the BRIEF in children and adolescents with intractable epilep-32. Vriezen E. R., Pigott S. E. The relationship between sy // Child Neuropsychology. 2006. Vol. 12. Issue 3. parental report on the BRIEF and performance-based meas­
  31. Sullivan J. R., Riccio C. A. Diagnostic group differences ures of executive function in children with moderate to severe in parent and teacher ratings on the BRIEF and Conners' traumatic brain injury // Child Neuropsychology. 2002. Scales // Journal of Attention Disorders. 2007. Vol. 11. № 3. Vol. 8. № 4.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика