Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан 780

Аристов В. В., кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий сектором вычислительного центра им. А. А. Дородницына Российской академии наук, Москва, Россия, aristovvl@yandex.ru
Сироткина И.Е., кандидат психологических наук, Россия, isiro@mail.ru

Аннотация

Отношения танцовщицы и поэта рассматриваются в статье не как история любви, а как модель для анализа проблемы, которая давно уже ждет своего решения — проблемы связи движения и слова. Эта проблема акутальна и для психологии, в частности, в исследовании генезиса сознания. В настоящей статье она поставлена на материале искусства — свободного танца, которым занималась Дункан, и поэтического языка, у Есенина. За несколько лет до встречи с Айседорой Есенин написал теоретическую работу «Ключи Марии», где сформулировал круг идей о пластике слова, о слове как орнаменте или жесте. В этой и других работах по поэтике 1918—1920 гг. он пишет о словесном «орнаменте», о «лепке слова и образа», их «струении» и «текучести», образах «органических». Чередуясь и сменяя друг друга, «линия» и «орнамент», «песня» или «мелодия», «танец» и «жест» составляют в его работах особый дискурс. В нем ощутима не только пластика звучащего слова, но и выразительность танцевального движения, мастером которого была Дункан. Творческий союз поэта с танцовщицей помогает увидеть то, что стается незамеченным при чисто литературном, стиховедческом анализе — пластику стиха, его пространственную организацию и заложенные в нем векторы движения. В свою очередь, для танца сопоставление его с поэтическим словом отчетливо проявляет его экспрессивность и образную наполненность.

Ключевые слова: танец, слово, пластика, орнамент, текучесть, образ

Рубрика: Психология искусства

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Айги Г. Русский поэтический авангард // Стихотво­рения. Комментированное издание. М., 2008.
  2. Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, твор­чество, судьба / Сост., вступ. ст., общая ред. И. Краснова. М., 2005.
  3. Античный профиль танца. Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев: Каталог выставки / Сост. Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина. М., 2006.
  4. Базанов В. Г. Древнерусские ключи к «Ключам Ма­рии» Есенина // Миф — фольклор — литература. Л., 1978.
  5. Базанов В. Г. Поэма о древнем Выге // Русская лите­ратура. 1979. № 1.
  6. Белый А. Арбат // Россия. Ежемесячный обществен­но-литературный журнал. М.; Л. Февраль, 1924.
  7. Белый А. Безрукая танцовщица / Публикация Е. В. Глуховой, Д. О. Торшилова // Literary Calendar: the Books of Days. 2009. № 5 (2).
  8. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. http:// www. rvb.ru/belyi/01text/gloss.htm
  9. Белый А. Жезл Аарона (О слове в поэзии) // Семи­отика и аванград: Антология / Ред.-сост. Ю. С. Степанов и др. М., 2006.
  10. Белый А. Луг зеленый. Книга статей // Символизм как миропонимание. М., 1994.
  11. Белый А. Между двух революций. М., 1990.
  12. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
  13. Белый А. Формы искусства (1902) // Символизм. Книга статей. М., 2010.
  14. Бенуа А. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1.
  15. Блауберг И. Субстанциональность времени и «пози­тивная метафизика»: из истории рецепции философии Бергсона в России // Логос. 2009. № 3 (71).
  16. Бобринская Е. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Авангардное поведение: Сб. материалов науч­ной конференции Хармс-фестиваля в Санкт-Петербурге. СПб., 1998.
  17. Боулт Д. Органическая культура и наследие симво­лизма // Органика. Беспредметный мир Природы в рус­ском авангарде ХХ века. Выставка в галерее Гмуржинска. Кёльн, 1999—2000. М., 2000.
  18. Валентинов Н. (Н. Вольский). Два года с символис­тами. М., 2000.
  19. Венедиктова Т. Чувствительной стопой: начиная с Уитмена // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Ай­ламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сиротки­ной. М., 2011.
  20. Волкова Е. И. Примечания // Андрей Белый. Сим­волизм. Книга статей. М., 2010.
  21. Волошин М. Айседора Дункан [1904] // Айседора. Гастроли в России / Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
  22. Волошина (Сабашникова) М. В. Зеленая змея. Исто­рия одной жизни / Пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. М., 1993.
  23. Воронова О. Е. Немецкий народный поэт И.-П. Ге­бель в творческом восприятии С. А. Есенина (к проблеме русско-германских литературных связей) // Современное есениноведение. 2008. № 9.
  24. Гаспаров М. Л. Белый-стиховед и Белый-стихотво­рец // Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи, вос­поминания, публикации / Сост. Ст. Лесневский, Ал. Ми­хайлов. М., 1988.
  25. Глухова Е. В. Конспект Вячеслава Иванова к лекции Андрея Белого из цикла «Теория художественного сло­ва» // Русская литература. 2006. № 3. http://kogni.narod.ru/ apfel.pdf.
  26. Городецкий С. М. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания / Сост. В. Енишерлова. М., 1984.
  27. Деляво­Ру М.­Э. Определение свободы в древнегре­ческой поэзии и танце в культурных контекстах: пример дактиля // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Ай­ламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сиротки­ной. М., 2011.
  28. Дроздков В. А. Зарождение русского имажинизма в творчестве Шершеневича (хронология событий, 1911— 1916 годы) // Русский имажинизм: история, теория, прак­тика [По материалам докладов Международной научной конференции (к 110-летию со дня рождения В.Г. Шерше­невича), 4—5 апреля 2003 г.] / Под ред. В. А. Дроздкова, А. Н. Захарова, Т. К. Савченко. М., 2003.
  29. Дункан А. Моя жизнь // Айседора Дункан / Сост. и ред. С. П. Снежко. Киев, 1989.
  30. Дункан А. Моя жизнь. Ааудиокнига MP3 (Серия: Люди и судьбы). М., 2006.
  31. Дункан А. Моя жизнь / Пер. с англ. М., 2009.
  32. Дункан А. Моя жизнь / Моя любовь. Пер. с англ. М., 2007.
  33. Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан / Сост. и ред. С. П. Снежко. Киев, 1989.
  34. Евреинов Н. Кульбин. Impressio Н. Н. Евреинова // Оригинал о портретистах. М., 2005.
  35. Есенин С. А. [Дарственная надпись] Ирме Дункан [1922?] // Полное собрание сочинений: В 7 т. М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 7. Кн. 1. Автобиографии. Дарствен­ные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты. 1999.
  36. Есенин С. А. Ключи Марии // Полное собрание со­чинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 5. Проза. М., 1997.
  37. Есенин С. А. Письмо Иванову-Разумнику, 6 марта 1922 г. Москва. Примеч. // Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 6. М., 1999.
  38. Есенин С. А. О себе // Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 7. Кн. 1.
  39. Есенин: Жизнь. Личность. Творчество. М., 1926.
  40. Есенин и Айседора Дункан. Антология (Серия: Лю­бовные истории великих). М., 2007.
  41. Есенин/Дункан: Воспоминания: Пер. с англ. / Вступ. ст. Л. А. Аннинский. М., 2011.
  42. Жаккар Ж.­Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер. с фр. СПб., 1995.
  43. Захаров А. Н. Эволюция есенинского имажиниз­ма // Русский имажинизм: история, теория, практика [По материалам докладов Международной научной конферен­ции (к 110-летию со дня рождения В. Г. Шершеневича), 4—5 апреля 2003 г.] / Под ред. В. А. Дроздкова, А. Н. Заха­рова, Т. К. Савченко. М., 2003.
  44. Иванова Л. В. Воспоминания: Книга об отце / Под­гот. текста и комм. Дж. Мальмстада. М., 1992.
  45. Квятковский А. Ритмология народной частушки // Ритмология. СПб., 2008.
  46. Киселёва Л. А. Диалог древнерусского и символист­ского концептов слова в есенинских «Ключах Марии» // Пам'ять майбутнього: Збiрник наукових праць. Київ, 2001. Вип. 1.
  47. Киселёва Л. А. Есенинское слово в текстах Николая Клюева // Canad.-Amer. Slavic studies = Rev. canad. d'Etudes slaves. Irvine (Cal.). 1998. Vol. 32. № 1—4.
  48. Кнебель М. О Михаиле Чехове и его творческом на­следии (1983): Вступительная статья // Михаил Чехов. Воспоминания. Письма / Сост. и коммент. З. Удальцова; Сер. «Голоса. Век XX». М., 2001. http://mihail-chehov.ru/ index.php/mihailchehov/publikacii/8-knebel
  49. Колязин В. Ф. Мейерхольд и Рейнхардт // Диалог культур. Проблема взаимодействия русского и мирового театра ХХ века: Сб. статей. СПб., 1997.
  50. Крауклис Г. В. Бесконечная мелодия // Музыкаль­ная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1973— 1982. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1010/Бес­конечная.
  51. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. Сер. «ЖЗЛ». 6-е изд. М., 2010.
  52. Курт П. Айседора Дункан. М., 2007.
  53. Лаку-­Лабарт Ф. Musica Ficta. Фигуры Вагнера / Пер. с фр. СПб., 1999.
  54. Лекманов О., Свердлов М. Жизнь Сергея Есенина http://esenin.ru/about-esenin/biografy/618-article.html.
  55. Летопись жизни и творчества С. А. Есенина. Т. 3: 1921—1923: В 2-х кн. Кн. 1: 1921—10 мая 1922. М., 2005.
  56. Маквей Г. Московская школа Айседоры Дункан (1921—1949) // Памятники культуры: Новые открытия / Сост. Т. Б. Князевская. М., 2003.
  57. Мариенгоф А. Б. Воспоминания о Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х т. / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. Т. 1. М., 1986.
  58. Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги // Бессмертная трилогия. М., 1998.
  59. Матич О. Покровы Саломеи: эрос, смерть и исто­рия / Пер. с англ. // Эротизм без берегов: Сб. статей и ма­териалов / Сост. М. М. Павлова. М., 2004.
  60. Молева Н. Есенин без Дункан, или Обратная сторо­на солнца. М., 2010.
  61. Никё М. Скандал как горение. Есенин-сканда­лист // Семиотика скандала / Под ред. Норы Букс. П.; М., 2008.
  62. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907—1917) / Пер. с фр. М., 2008.
  63. Одоевцева И. Встреча с Сергеем Есениным // Рус­ское зарубежье о Сергее Есенине: Антология / Сост. Н. Шубникова-Гусева. М., 2007.
  64. Одоевцева И. Избранное. М., 1998.
  65. Одоевцева И. На берегах Невы. М.; Владимир, 2010.
  66. Олсон Ч. Проективный стих / Пер. с англ. А. Скида­на // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. Прим. 8 http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/2004/2027/
  67. Парнах В. Опыты нового танца [1922] // Жирафо­видный истукан. 50 стихотворений. Переводы. Очерки, статьи, заметки / Сост. Е. Р. Арензон. М., 2000.
  68. Пастернак А. Метаморфозы Айседоры Дункан // Ай­седора. Гастроли в России / Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
  69. Розанова Н. В. Из моих воспоминаний / Вступит. статья, публикация и комментарии А. Н. Богословского // Литературоведческий журнал. 2000. № 13—14.
  70. Румнев А. Воспоминания (рукопись) // Государст­венный центральный театральный музей им. А. А. Бахру­шина. Отдел рукописей. Ф. 518. Ед. хр. 44. Л. 39.
  71. Самоделова Е. А. Антропологическая поэтика С. А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестке куль­турных традиций. М., 2006.
  72. Самоделова Е. А. и др. Комментарии // С. А. Есенин. Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 5. 1997.
  73. Свободный стих и свободный танец: движение во­площенного смысла / Под ред. А. М. Айламазьян, Т. Д. Ве­недиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
  74. Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: Дисс. … канд. филол. наук. М., 2009.
  75. Сидоров А. Современный танец. М., 1923.
  76. Сироткина И. и др. Свободное движение к смыслу: вступительная статья // Свободный стих и свободный та­нец: движение воплощенного смысла: Материалы конфе­ренции, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Айламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Ид­лис, И. Е. Сироткиной. М., 2011.
  77. Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр. Книга о но­вом театре: Сб. статей. СПб., 1908; М., 2008.
  78. Стырская Е. Поэт и танцовщица. Воспоминания о Сергее Есенине и Айседоре Дункан // Знамя. 1999. № 12. http://magazines.russ.ru/znamia/1999/12/esenin2.html
  79. Субботин С. И. Андрей Белый и Николай Клюев. К истории творческих взаимоотношений // Андрей Бе­лый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Пуб­ликации. М., 1988.
  80. Субботин С. И. Комментарии // С. А. Есенин. Пол­ное собрание сочинений: В 7 т. М., 1995—2002. Т. 2. 1997.
  81. Субботин С. И. О беловых автографах, о «брэндах», и не только // Наш современник. 2005. № 6.
  82. Суриц Е. Я. Начало пути. Балет Москвы и Ленин­града в 1917—1927 годах // Советский балетный театр / Отв. ред. В. М. Красовская. М., 1976.
  83. Торшилов Д. О. Зрительное в языке: методы анализа визуального ряда произведений литературы в работах А. Белого 1916—1934 гг. // Труды РАШ. Вып. 3. М., 2005.
  84. Футуризм. Радикальная революция. Италия—Рос­сия / Под ред. Е. Бобринской. М., 2008.
  85. Цветаева М. Пленный дух // Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4.
  86. Чернецкая И. Чествование В. Я. Брюсова // Айседо­ра. Гастроли в России / Сост. Т. С. Касаткина. М., 1992.
  87. Чехов М. А. Путь актера. М., 2006.
  88. Шаламов В. Есенин // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954—1979. М., 2005.
  89. Швецова Л. К. Андрей Белый и Сергей Есенин. К творческим взаимоотношениям в первые послеоктябрь­ские годы // Андрей Белый. Проблемы творчества. Ста­тьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.
  90. Швецова Л. К. Сергей Есенин и Андрей Белый // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1985. Т. 44. № 6.
  91. Шик М. Вечер Голейзовского // Театральное обо­зрение. 1921. № 10.
  92. Шнейдер И. Встречи с Есениным. Воспоминания // Айседора Дункан / Сост. С. П. Снежко. Киев, 1989.
  93. Шубникова­Гусева Н. Сергей Есенин и Галина Бе­ниславская. М., 2008.
  94. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер. с итал. СПб., 2007.
  95. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. СПб., 2004.
  96. Юшкова Е. В. Танец и слово в творчестве Айседоры Дункан // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла: Материалы конференции, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1—3 октября 2010 г. / Под ред. А. М. Ай­ламазьян, Т. Д. Венедиктовой, Ю. Б. Идлис, И. Е. Сиротки­ной. М., 2011.
  97. David A. P. The Dance of the Muses: Choral Theory and Ancient Greek Poetics. Oxford, 2006.
  98. Garafola L. Soloists Abroad: The Pre-War Career of Natalia Trouhanova and Ida Rubinstein // Experiment. 1996. Vol. 2.
  99. Laban R. Modern Educational Dance. L., 1975.
  100. McCarren F. M. Dancing Machines: Choreographies of the Age of Mechanical Reproduction. Stanford, 2003.
  101. Mester T. A. Movement and modernism: Yeats, Elliot, Lawrence, Williams and Early Twentieth-Century Dance. Fayetteville, 1997.
  102. Sachs C. World History of the Dance / Transl. Bessie Schoenberg. N. Y., 1937.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика