Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Два подхода к построению учебного предмета по третьему типу ориентировки и выбор «основных единиц» (на материале химии) 1133

Высоцкая Е.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, h_vysotskaya@mail.ru
Рехтман И.В., кандидат психологических наук, Москва, Россия, ivrekhtman@yahoo.com

Аннотация

В статье сравниваются два сложившихся в научной школе П.Я. Гальперина подхода к построению предмета по третьему типу ориентировки на материале химии. Критическим для их различения является вопрос о выборе основных единиц материала. Показана важнейшая роль реконструкции условий происхождения понятия «химический элемент» для перестройки предмета «по третьему типу». Результаты построенного на этой основе экспериментального обучения по ряду важных показателей значительно превосходят результаты, полученные при «системном» подходе к изучению предметного «инварианта» химии — атомно-молекулярных моделей веществ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

За прошедшие десятилетия методики преподавания школьных предметов претерпели существенные изменения, в том числе и под влиянием гальперинских представлений о типах учения и обучения. Ссылки на «теорию Гальперина» как основу внедряемых авторами методов обучения сейчас найдутся в пособиях, адресованных непосредственно учителю или даже ученику [19; 20; 27; 32 и др.]. Но в теоретической части многочисленных современных работ, реализующих «деятельностный», «системный», или «системно-деятельностный» подход к построению методик обучения, так или иначе соотносящийся с представлениями П.Я. Гальперина и его школы, редко обнаруживается указание на это предупреждение Петра Яковлевича относительно перспектив широкомасштабного внедрения его теории в практику. На наш взгляд, оно не потеряло своей актуальности для инновационной деятельности и на сегодняшний день.

Литература
  1. Ахметов Н.С., Сатбалдина С.Т. Министерство просвещения СССР. Рукопись конкурсного учебника «Неорганическая химия, 8—9 класс». Ч. 1, 2. М., 1987.
  2. Всеобщая история химии: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до ХVII века. М., 1980.
  3. Всеобщая история химии: Становление химии как науки. М., 1983.
  4. Высоцкая Е.В. Условия деятельностного опосредствования содержания начальных естественнонаучных понятий в учебной среде школьного предмета. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. М., 2007.
  5. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Слово о фундаментальном понятии. Химия: методика преподавания в школе // Научно-методический журнал. 2001. № 1.
  6. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. Химия // Концепция развивающего обучения в основной школе: Учебные программы (система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова). М., 2009.
  7. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук (по психологии). М., 1965.
  8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  10. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Н. Карповой. М., 1978.
  11. Гальперин П.Я. Разумность действий и предмет науки // Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  13. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
  14. Гальперин П.Я., Дубровина А.Н. Типы ориентировки в задании и формирование грамматических понятий // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3.
  15. Гальперин П.Я., Пантина Н.С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 2.
  16. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестн. Моск. у[1]та. Сер. 14. Психология. 1979. №4.
  17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  19. Дерябина Н.Е. Построение пропедевтического курса химии на основе системно-деятельностного подхода // Естественно-математическое образование в современной школе. СПб., 2008.
  20. Дерябина Н.Е. Системный подход к разработке учебных программ по химии // Актуальные проблемы химического образования. М., 2011.
  21. Ермакова И.В., Цукерман Г.А. Типы поисковой активности учащихся в начальной и основной школе // Вопросы психологии. 2010. № 1.
  22. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  23. Кедров Б.М. Эволюция понятия элемента в химии. М., 1956.
  24. Кузнецова Л.М. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1984.
  25. Мажура Г.П. Организация исходной формы действия при формировании теоретического мышления: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1974.
  26. Менделеев Д.И. Периодический закон. М., 1958.
  27. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителя. М., 2007.
  28. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М., 1987.
  29. Рехтман И.В. Психологические условия формирования ориентировочной основы действий: Дисс.... канд. психол. наук. М., 2000.
  30. Решетова З.А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося // Вопросы психологии. 2002. № 5.
  31. Решетова З.А., Сергеева Т.А. Построение курса общей химии на основе системного раскрытия его предмета // Системно-структурный подход к построению курса химии. М., 1983.
  32. Румянцев Б.В., Усиченко М.А. Окислительно-восстановительные процессы. М., 2007.
  33. Салмина Н.Г., Сорокин В.В., Райскина Т.П. Познавательная деятельность учащихся и способы построения учебного предмета // Системно-структурный подход к построению курса химии. М., 1983.
  34. Сатбалдина С.Т. О содержании обучения при организации собственной деятельности учащихся // Химия в школе. 1988. № 3.
  35. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  36. Щедровицкий Г.П. О строении атрибутивного знания. Сообщения I—VI // Доклады АПН РСФСР. 1958. №1, 4; 1959. № 1, 2 ,4; 1960. № 6.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика