Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Представление о характере социальной роли, как средство ориентировки в ее исполнении 1095

Захарова Е.И., доктор психологических наук, Доцент кафедры возрастной психологи факультете психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, E-I-Z@yandex.ru

Аннотация

Функция представлений о содержании таких социальных ролей, как супруг, родитель анализируется с позиций учения П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что, приступая к выполнению новой сферы деятельности, человек опирается на имеющиеся у него представления о характере ее осуществления. Представления эти складываются задолго до того, как он начинает осваивать роли. Обладая устойчивостью, они становятся ориентировочной основой осваиваемой деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обращаясь к учению П.Я. Гальперина в связи юбилеем ученого, приходится констатировать, что не все элементы его научной системы в равной степени эффективно используются в современной психологии. Наиболее широкое распространение получило учение о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий. Основные положения концепции позволили осуществить формирование не только отдельных действий, но и некоторых видов профессиональной деятельности [2; 14; 16]. Результаты исследований свидетельствуют о высокой эффективности управляемого формирования.

Литература
  1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.
  2. Ариевич И.М., Орестов Р.О., Подольский А.И. Опыт применения принципов планомерного формирования умственных действий при подготовке специалистов на производстве // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 4.
  3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. М., 1998.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука // Гальперин П.Я. Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998. (серия «Психологи Отечества»).
  6. Захарова Е.И. Adolescents'notios about parental position in the future family / Book of Abstracts VIIth European Conference on Developmental Psychology. Krakov, 1995.
  7. Захарова Е.И., Петрова А.А. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  9. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  10. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 2001.
  11. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4.
  12. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005.
  13. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
  14. Подольский А.И. Психология подготовки специалистов на современном производстве. М., 1992.
  15. Радионова М.С., Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6.
  16. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
  17. Саватье С. Гештальт — это младенец. М, 1982.
  18. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between fantasy and reality // Br. J. Med. Psychol. 1972. V. 45.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика