Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст 1862

Василевская Е.Ю., студентка факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Молчанова О.Н., кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, olmol@list.ru

Аннотация

Статья посвящена психологическим особенностям проживания периода юности в разных социально-исторических контекстах. Проводится сравнительный анализ переживаний личности на этапе юности в двух выборках: 1925—1927 гг. и 2011—2012 гг. В исследовании был использован метод «автобиографических записей», представляющий собой открытую анкету для определения ретроспективных переживаний юности, который применял М.М. Рубинштейн для своей выборки 1925—1927 гг. Участниками исследования выступили 129 человек (67 женщин и 62 мужчины, средний возраст — 22 года). В результате проведенного исследования были выявлены как сходные характеристики респондентов двух выборок (повышенный интерес к своему внутреннему миру; рефлексия; стремление к самостоятельности; протест против взрослых; потребность в аффилиации; романтические устремления и др.), так и различные: меняются интересы, стремления, переживания, модели для подражания, личностные проявления. Делается вывод о константности ключевых характеристик юности, не зависящих от смены исторических эпох и социального контекста, и в то же время подчеркивается качественная специфика выявленных особенностей, отражающая изменение «культурного содержания среды».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Юность — это время усиления саморефлексии, потребности в углубленном самоанализе, повышения интереса к себе, поисков и обретения идентичности, достижения устойчивой Я-концепции, время напряженного осмысления вопросов: «Кто Я?», «Какой Я?», «Чего Я хочу?», «Каковы мои возможности и перспективы?», «Какой жизненный путь мне избрать?» и т. д. [8; 9; 12; 16]. Источником, внутренним динамическим фактором развития личности, согласно модели В.А. Петровского, начинает выступать противоречие: «Я не похож на других» — «Я — как все» (противоречие Я уникального и Я заурядного) [11, с. 267]. Данное противоречие порождает новую цель — осознать свою уникальность, свое несходство с другими, найти собственную идентичность и, именно благодаря ей, обрести значимость в глазах других и начать движение к самоопределению [там же].
Таким образом, большинство современных авторов так или иначе разделяют точку зрения Л.С. Выготского, согласно которой новая ступень в развитии подростка, его личности и самосознания определяется появлением рефлексии: «наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь выступают третичные условия (рефлексия и самооформление)» [2, с. 237].

Литература
  1. Берк Л. Развитие ребенка. СПб., 2006.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.
  5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
  6. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  9. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000.
  10. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  11. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010.
  12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
  13. Рубинштейн М.М. Юность: по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  14. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста // Педология юности. М.; Л., 1931.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
  17. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика