Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 1. С. 52–61
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: юность, переживание, рефлексия, доминанта интересов, социальный контекст
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 1. С. 52–61.
Фрагмент статьи
Юность — это время усиления саморефлексии, потребности в углубленном
самоанализе, повышения интереса к себе, поисков и обретения идентичности,
достижения устойчивой Я-концепции, время напряженного осмысления вопросов: «Кто
Я?», «Какой Я?», «Чего Я хочу?», «Каковы мои возможности и перспективы?»,
«Какой жизненный путь мне избрать?» и т. д. [8; 9; 12; 16]. Источником,
внутренним динамическим фактором развития личности, согласно модели В.А.
Петровского, начинает выступать противоречие: «Я не похож на других» — «Я — как
все» (противоречие Я уникального и Я заурядного) [11, с. 267]. Данное
противоречие порождает новую цель — осознать свою уникальность, свое несходство
с другими, найти собственную идентичность и, именно благодаря ей, обрести
значимость в глазах других и начать движение к самоопределению [там же].
Таким образом, большинство современных авторов так или иначе разделяют точку
зрения Л.С. Выготского, согласно которой новая ступень в развитии подростка,
его личности и самосознания определяется появлением рефлексии: «наряду с
первичными условиями индивидуального склада личности (задатки,
наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда,
приобретенные признаки) здесь выступают третичные условия (рефлексия и
самооформление)» [2, с. 237].
Литература
- Берк Л. Развитие ребенка. СПб., 2006.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
- Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000.
- Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
- Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
- Рубинштейн М.М. Юность: по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
- Шпрангер Э. Психология юношеского возраста // Педология юности. М.; Л., 1931.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
- Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3241
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 2356
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5