Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности 1928

Арон И.С., кандидат психологических наук, Доцент кафедры истории и психологии факультета социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет , Йошкар-Ола, Россия, Irinast62@gmail.com

Аннотация

Цель данной статьи — раскрыть возможности применения методологических идей, заложенных в понятии «социальная ситуация развития», для исследования проблемы профессионального само- определения. Анализ содержания и структуры социальной ситуации развития в работах отечественных психологов, а также результатов собственных исследований проблемы профессионального самоопреде- ления позволили автору определить содержательную структуру социальной ситуации развития в кон- тексте профессионального самоопределения личности как совокупности объективных (социальный контекст) и субъективных (психологическая готовность к профессиональному самоопределению) ком- понентов. Обосновывая необходимость индивидуализации и субъективизации социальной ситуации развития, автор предлагает изучать специфику профессионального самоопределения в особой социаль- ной ситуации развития, а именно — профессиональное самоопределение детей, оставшихся без попече- ния родителей, подростков с девиантным поведением и детей с признаками одаренности. Это позволит разработать эффективные технологии психологического сопровождения профессионального само- определения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей социальной ситуации развития самоопределяющейся личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Л.С. Выготский, разработчик культурно-исторической концепции развития психики человека, основанной на положении о социально-исторической обусловленности человеческой психики и специфи- ке ее развития на разных этапах онтогенеза, в качестве основополагающего момента при рассмотрении динамики психического развития ребенка ввел в систему психологических понятий понятие «социальная ситуация развития» [3].

Социальная ситуация развития, в понимании Л.С. Выготского, — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [3, с. 258]. Определяя значимость социальной ситуации развития для динамических изменений в каждом возрастном периоде, Л.С. Выготский подчеркивает, что социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [3, с. 258—259].

Литература
  1. Арон И.С. Формирование психологической готовно- сти к профессиональному самоопределению в детском воз- расте: Монография. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010. 356 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психи- ку. М.: Издательство Московского университета, 1987. 168 с.
  5. Николаева И.А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере подросткового возраста): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2004. 20 с.
  6. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дисс. ... д-ра психол. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002. 379 с.
  7. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
  8. Слободчиков В.И. Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 78 с.
  9. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика