Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 15 место — направление «Психология» 1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,854 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) 2490
Эльконин Б.Д., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, belconin@bk.ru
АннотацияВ статье критически переосмыслено и заново воссоздано представление о предметном действии. В опоре на работы Д.Б. Эльконина введено понятие События действия. Суть События действия в переходе к новой форме активности. Новая форма активности — действие, опосредствована образцом, задаваемым ребенку взрослым. Событие действия разворачивается как акцентированное утверждение самим ребенком образцов, задаваемых взрослым, как его вызов взрослому испытанием-опробованием образца. В Событии действия само действие выступает как феномен, а действующие — как обретающие место в ситуации. В Событии действия строятся и связываются три перехода: переход в новую ситуацию активности, переход к чувству собственной активности и переход к означиванию своего поведения. Со- бытие действия — это ключевой момент повседневной жизни детей и взрослых. В опоре на наблюдения гипотетически задано описание развертывания События действия в раннем детстве. Ключевые слова: событие действия, совокупное действие, феномен действия, опосредствование, чувство собственной активности, переход , образец-граница, опора действия, поле действия Рубрика: Памятные даты Тип: научная статья Фрагмент статьи В 1978 году Д.Б. Эльконин опубликовал «Заметки о развитии предметных действий», в которых выделил и описал некоторые эпизоды раннего детства своего внука. Эпизоды, которые счел ключевыми для раннего детства и для онтогенеза в целом. Из названия статьи ясно, что ключевым моментом детского развития Даниил Борисович, как и его друзья- коллеги (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), полагали становление предметного действия — единицы предметной деятельности. Для созидателей теории деятельности подобное полагание было естественным. Однако является ли оно столь же естественным в настоящее время, спустя 35 лет?1 И если является, то какую реальность имеет смысл подразумевать сейчас, в меняющихся практиках развития и образования, под именем «действие» и в словосочетании «построение действия»? Данная статья является попыткой понимания этих вопросов и «пробного» ответа на них. Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Психология здоровья | Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха Инклюзивное образование, Психология здоровья | Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Организационная психология, Психологическая диагностика | Маслова А.А. История психологии, Психология искусства и творчества | Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |