Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II)

2246

Аннотация

В статье критически переосмыслено и заново воссоздано представление о предметном действии. В опоре на работы Д.Б. Эльконина введено понятие События действия. Суть События действия в переходе к новой форме активности. Новая форма активности — действие, опосредствована образцом, задаваемым ребенку взрослым. Событие действия разворачивается как акцентированное утверждение самим ребенком образцов, задаваемых взрослым, как его вызов взрослому испытанием-опробованием образца. В Событии действия само действие выступает как феномен, а действующие — как обретающие место в ситуации. В Событии действия строятся и связываются три перехода: переход в новую ситуацию активности, переход к чувству собственной активности и переход к означиванию своего поведения. Со- бытие действия — это ключевой момент повседневной жизни детей и взрослых. В опоре на наблюдения гипотетически задано описание развертывания События действия в раннем детстве.

Общая информация

Ключевые слова: событие действия, совокупное действие, феномен действия, опосредствование, чувство собственной активности, переход , образец-граница, опора действия, поле действия

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 11–19.

Фрагмент статьи

В 1978 году Д.Б. Эльконин опубликовал «Заметки о  развитии  предметных  действий»,  в  которых выделил и описал некоторые эпизоды раннего детства своего внука. Эпизоды, которые счел ключевыми для раннего детства и для онтогенеза в целом. Из названия статьи ясно, что ключевым моментом детского развития Даниил Борисович, как и его друзья- коллеги (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), полагали становление предметного действия — единицы предметной деятельности. Для созидателей  теории  деятельности  подобное  полагание было естественным. Однако является ли оно столь же естественным в настоящее время, спустя 35 лет?1 И если является, то какую реальность имеет смысл подразумевать сейчас, в меняющихся практиках развития и образования, под именем «действие» и в словосочетании «построение действия»? Данная статья является  попыткой  понимания  этих  вопросов  и «пробного» ответа на них.

Литература

  1. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехничес- кого (посреднического) действия // «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных исследований, 2011. С. 5—16.
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 3, 6. М.: Педагогика, 1982—1984.
  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.:  Институт  практической  психологии-Воронеж:  НПО «Модэк», 1998. 480 c.
  5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансценден- тальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 398 с.
  6. Делез Ж. Переговоры. СПб.: Наука, 2004. 234 с.
  7. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. 495 с.
  8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 429 с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из- дательство Московского университета, 1981. 584 с.
  10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  11. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в мо- дели «культурного развития» // Вестник Московского уни- верситета. Серия 14. Психология, 2007, № 1. С. 133—146.
  12. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006. 451 с.
  13. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т. 2. М.: Русский язык, 1993. 551 с.
  14. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Разви- тие. Ижевск: Издательский дом «ERGO», 2010. 279 c.
  15. Эльконин Б.Д. Пространство опосредствования и развитие // «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных исследований, 2010. С. 5—16.
  16. Эльконин Б.Д. Психология развития. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 143 с.
  17. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве / Пробле- мы периодизации развития психики в онтогенезе. Тезисы Всесоюзного симпозиума. М., 1976. С. 3—4.
  18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  20. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой иг- ры // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 68—79.

Информация об авторах

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3271
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2246
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0