Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Особенности личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне семьи 1999

Сулимина О.В., преподаватель кафедры психологии факультета психологии, Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Россия, sulimina_oxana@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме личностного развития в период выхода в самостоятельную жизнь юношей и девушек, находящихся в различных условиях социализации. Приводятся результаты исследования основных траекторий личностного развития у сирот и не сирот юношеского возраста. Участниками исследования выступили 90 человек, из которых 44 — из семей (18 юношей, 26 девушек) и 46 — из учреждений интернатного типа (24 юноши, 22 девушки), средний возраст — 19 лет. В результате проведенного исследования были выявлены как сходные характеристики двух выборок (автономный, импульсивный и отчужденный пути личностного развития), так и различные (конформный, импульсивный, симбиотический пути личностного развития, осмысленность жизни и удовлетворенность жизнью). Проведенное исследование имеет значение при психологическом сопровождении как сирот, так и не сирот в развитии и становлении их личности в юношеском возрасте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сложные условия, в которых происходит взрос­ление современной молодежи, нестабильность ин­ститута семьи, размытость моральных ценностей, ко­торые уже не являются твердой опорой для выстраи­вания собственной личности, диктуют необходи­мость использования специальных мер для развития и усиления собственного «Я» молодого человека, формирования жизнеспособной личности, обладаю­щей достаточными внутренними ресурсами для ус­пешного взаимодействия в социуме.

Литература
  1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рас­сказова Е.И. Личностные ресурсы преодоления затруднен­ных условий развития // Личностный потенциал: структу­ра и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 579—610.
  2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл. 1993. 16 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Дет­ская психология // Проблема возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 243—268.
  4. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ. 2003. 376 с.
  5. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русско­язычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 3. С. 91— 106.
  6. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмого­рова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: Вопросы психологии. 2002. 208 с. (Библиотека журнала «Вопросы психологии).
  7. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 49—55.
  8. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бород­кина И.В. Смысл, адаптация и самодетерминация у подро­стков // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 68—79.
  9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 18 с.
  10. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологичес­кий журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15—25.
  11. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоле­ния стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструк­тов // Материалы II Международной научно-практичес­кой конференции «Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе» (г. Кост­рома, 23—25 сентября 2010 г.). Кострома: КГУ им. Н.А. Не­красова. 2010. Т.2. С. 40—42.
  12. Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер // Личностный потенциал: струк­тура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 59—75.
  13. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические меха­низмы развития личности в затрудненных условиях // Материалы международной научно-практической конфе­ренции «Инклюзивное образование: методология, практи­ка, технология» (20—22 июня 2011 г.). Москва: МГППУ. 2011. С. 69—70.
  14. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческо­го развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67—80.
  15. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Лично­стный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенци­ал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 611—641.
  16. Леонтьев Д.А., Михайлова Н.А., Рассказова Е.И. Ап­робация методики незаконченных предложений Вашинг­тонского университета // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 6—35.
  17. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и мето­дические вопросы эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 404—423.
  18. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкос­ти. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  19. Мирошниченко О.А. Психологические аспекты дея­тельности персонала учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.
  20. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благо­получия [Электронный ресурс]// Материалы III Всерос­сийского социологического конгресса (21—22 октября 2008 г.), 2008. URL: http://publications.hse.ru/chap­ters/78753840 (дата обращения: 18.09.2013).
  21. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А., Буровихина И.А. Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подрост­ковом возрасте // Материалы II Международной научно­практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (г. Кисловодск, 11—14 нояб­ря 2009 г.). Кисловодск: ТЭСЭРА, 2009. С. 266—271.
  22. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс. 2005. 460 с.
  23. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму сре­ди школьников Москвы и Риги // Национальный психо­логический журнал, 2013. № 2. С. 32—40.
  24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад. 2000. 460 с.
  26. Avakyan T.V., Volikova S.V. Social anxiety in chil­dren. Psychology in Russia: State of the Art, 2014. 7(1).P. 73—82.
  27. Sobkin V.S., Mkrtychyan, A.A. (2013) The role of sociocultural factors of developing attitudes toward extrem­ism in school students of the cities of Moscow (Russia) and Riga (Latvia). National sychological journal, 2013. № 2. Р. 32—40.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика