Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие личности в норме и в затрудненных условиях 2248

Леонтьев Д.А., доктор психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, dleontiev@hse.ru

Аннотация

Статья посвящена особенностям развития личности лиц с ОВЗ, которое понимается как развитие в затрудненных условиях, не тождественное ни нормальному, ни аномальному развитию. Цели, направленность и критерии развития в затрудненных условиях не отличаются от нормального развития, однако дефицит определенной категории ресурсов развития требует повышенной мобилизации остальных ресурсов и повышает меру усилий, которую приходится прикладывать индивиду для достижения целей развития. Теоретическая модель, предлагаемая в статье, описывает личностное развитие через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, компенсации дефицита одних другими. Ситуация развития лиц с ОВЗ характеризуется как вызов инвалидности, принятие которого приводит к выстраиванию у них качественно особой системы регуляции деятельности, основанной на компенсации личностными ресурсами дефицита телесных ресурсов, причем характер этой компенсации во многом определяется доступностью макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Специальной проблемой, которая до настоящего времени получила очень небольшое отражение в ли­тературе, как отечественной, так и зарубежной, явля­ется проблема специфики личности, ее функциони­рования и развития у лиц с ОВЗ.

Литература
  1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии совладания: попытка системной характеристи­ки // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 176—177.
  2.  Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рас­сказова Е.И. Личностные ресурсы преодоления затруднен­ных условий развития // Личностный потенциал: структу­ра и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 579—610.
  3. Александрова Л.А., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Ос­новные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Психолого-педа­гогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. 334 с. С. 219—254.
  4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге­ронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт пси­хологии РАН, 2006. 511 с.
  5. Белопухов А.К. Я — спинальник (чуть медленнее, чем Andante). М.: КИНТ, 1993. 224 с.
  6. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциа­ла // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ пре­одоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  8. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ог­раниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пси­хол. наук. М., 2012. 32 с.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.
  12. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые запи­ски кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 / Под общ.ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 407 с. С. 56—65.
  13. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенци­ал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей пси­хологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. 511 с. С. 85—105.
  14. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоле­ния стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструк­тов // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 40—42.
  15. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенци­ал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 107—130.
  16. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческо­го развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67—80.
  17. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической ус­тойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного об­разования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80—94.
  18. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Александрова Л.А. Психологические механизмы и ресурсы развития личнос­ти у учащихся с ограниченными возможностями здоро­вья // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. 334 с. С. 116—149.
  19. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и мето­дические вопросы эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 404—423.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкос­ти. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд­во Моск. ун-та, 1969. 504 с.
  22. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: авто­реф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2009. 53 с.
  23. Семаго М.М. Психология развития в постнекласси­ческой научной картине мира. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. 332 с.
  24. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимально­го переживания. М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. 460 с.
  25. Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen. Berlin: Urban & Schwarzenberg, 1907. 127 p.
  26. Calhoun L., Tedeshi R. (Eds). Handbook of Posttrau­matic Growth. Research and Practice. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2006. 387 p.
  27. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety. San Francisco: Jossey-Bass, 1975. 231 p.
  28. Dabrowski K. Positive Disintegration. Boston: Little, Brown, and Co, 1964. 132 p.
  29. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A., Rippinen T.O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. 2014. Vol. 48. P. 33—44.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика