Развитие личности в норме и в затрудненных условиях

3625

Аннотация

Статья посвящена особенностям развития личности лиц с ОВЗ, которое понимается как развитие в затрудненных условиях, не тождественное ни нормальному, ни аномальному развитию. Цели, направленность и критерии развития в затрудненных условиях не отличаются от нормального развития, однако дефицит определенной категории ресурсов развития требует повышенной мобилизации остальных ресурсов и повышает меру усилий, которую приходится прикладывать индивиду для достижения целей развития. Теоретическая модель, предлагаемая в статье, описывает личностное развитие через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, компенсации дефицита одних другими. Ситуация развития лиц с ОВЗ характеризуется как вызов инвалидности, принятие которого приводит к выстраиванию у них качественно особой системы регуляции деятельности, основанной на компенсации личностными ресурсами дефицита телесных ресурсов, причем характер этой компенсации во многом определяется доступностью макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.

Общая информация

Ключевые слова: личность, инвалидность, развитие, телесность, ресурсы, компенсация, вызов, социальная поддержка

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 97–106.

Фрагмент статьи

Специальной проблемой, которая до настоящего времени получила очень небольшое отражение в ли­тературе, как отечественной, так и зарубежной, явля­ется проблема специфики личности, ее функциони­рования и развития у лиц с ОВЗ.

Литература

  1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии совладания: попытка системной характеристи­ки // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 176—177.
  2.  Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рас­сказова Е.И. Личностные ресурсы преодоления затруднен­ных условий развития // Личностный потенциал: структу­ра и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 579—610.
  3. Александрова Л.А., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Ос­новные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Психолого-педа­гогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. 334 с. С. 219—254.
  4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге­ронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт пси­хологии РАН, 2006. 511 с.
  5. Белопухов А.К. Я — спинальник (чуть медленнее, чем Andante). М.: КИНТ, 1993. 224 с.
  6. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциа­ла // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ пре­одоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  8. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ог­раниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пси­хол. наук. М., 2012. 32 с.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.
  12. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые запи­ски кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 / Под общ.ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 407 с. С. 56—65.
  13. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенци­ал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей пси­хологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. 511 с. С. 85—105.
  14. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоле­ния стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструк­тов // Психология стресса и совладающего поведения в со­временном российском обществе. Материалы II Междуна­родной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 40—42.
  15. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенци­ал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 107—130.
  16. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческо­го развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67—80.
  17. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической ус­тойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного об­разования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80—94.
  18. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Александрова Л.А. Психологические механизмы и ресурсы развития личнос­ти у учащихся с ограниченными возможностями здоро­вья // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. 334 с. С. 116—149.
  19. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и мето­дические вопросы эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 495 с. С. 404—423.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкос­ти. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд­во Моск. ун-та, 1969. 504 с.
  22. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: авто­реф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2009. 53 с.
  23. Семаго М.М. Психология развития в постнекласси­ческой научной картине мира. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. 332 с.
  24. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимально­го переживания. М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. 460 с.
  25. Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen. Berlin: Urban & Schwarzenberg, 1907. 127 p.
  26. Calhoun L., Tedeshi R. (Eds). Handbook of Posttrau­matic Growth. Research and Practice. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2006. 387 p.
  27. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety. San Francisco: Jossey-Bass, 1975. 231 p.
  28. Dabrowski K. Positive Disintegration. Boston: Little, Brown, and Co, 1964. 132 p.
  29. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A., Rippinen T.O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. 2014. Vol. 48. P. 33—44.

Информация об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4886
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 3625
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4