Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии

1582

Аннотация

В статье рассматривается психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, в контексте профессионального стандарта. Чаще всего понятие «реабилитация» определяется как система некоторых мер и/или мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций или качеств человека. Однако такой подход не позволяет содержательно сформулировать цель и задачи реабилитационного процесса, имеющие значение для юридической психологии как науки и оказания практической психологической помощи несовершеннолетним в юридически значимых ситуациях. Опираясь на ключевые категории культурно-исторической психологии (социальная ситуация развития, новообразования, зона ближайшего развития и др.), предлагается модель психосоциальной реабилитации на основе создания замещающей социальной ситуации развития. Описывается процесс психосоциальной реабилитации, состоящий из цикла видов деятельности юридического психолога, который соотносится также с трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».

Общая информация

Ключевые слова: зона ближайшего развития, социальная ситуация развития, культурно-историческая психология, психопрофилактика, психологическое сопровождение, психосоциальная реабилитация, юридически значимые ситуации, профессиональный стандарт, замещающая ситуация развития

Рубрика издания: Юридическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130306

Для цитаты: Делибалт В.В., Богданович Н.В. Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 41–50. DOI: 10.17759/chp.2017130306

Полный текст

Введение

В современной ситуации оказания психологической помощи все больше говорят о реабилитации как важнейшем направлении деятельности. Так, при разработке профессиональных стандартов одним из первых был разработан стандарт 03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 №681н), в котором среди трудовых действий значится «Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов» [Профессиональный стандарт «Специалист, с. 3]. При этом к клиентам в данном стандарте относятся «дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки — сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе» [Профессиональный стандарт «Специалист, с. 2]. Таким образом, реабилитация как направление деятельности психолога выходит за рамки социальной работы, клинической психологии и медицинской реабилитации, заходя в область юридической психологии детства.

В основе концепции деятельности специалистов должны лежать методологические научно обоснованные подходы. Наиболее актуально данный вопрос стоит в контексте работы с несовершеннолетними, находящимися в юридически значимой ситуации. Юридически значимая ситуация — это ситуация с участием несовершеннолетнего, субъекты который находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым, но и к психологическим последствиям для ее участников [Богданович, 2015а, с. 33]. Нередко работа с такими последствиями подразумевает выстраивание сложного реабилитационного процесса с ребенком и его ближайшим социальным окружением.

Понятие «реабилитация» (от лат. «восстановление») используется в разных науках и не имеет одного общего определения. Наиболее разработано данное понятие в медицине. Термин «реабилитация» в медицину пришел из юриспруденции, где он означает «восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах неправильно опороченного». В переводе с латинского re — вновь + habilis — удобный, приспособленный. Таким образом, дословно реабилитация означает возврат пригодности, ловкости [Буренина, 2008, с. 88]. ВОЗ определяет реабилитацию как комбинированное и координированное применение методов в социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятиях с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его оптимальной трудоспособности. По определению, принятому на совещании министров здравоохранения европейских стран, реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду [Волкова, 2006, с. 171].

Реабилитация определяется также как система мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и других факторов [Новейший психологический словарь, 2007; Егорова, 2002].

Реабилитация включает в себя различные аспекты:

—   юридический — восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности;

—  психологический — восстановление потерянных способностей личности как проявление ее пластичности;

—  социальный — восстановление утраченных социальных функций и связей со средой жизнеобеспечения;

—  медицинский — предотвращение инвалидности за счет восстановления нарушенных функций организма и трудоспособности [Волкова, 2006].

Таким образом, выделяют разные виды реабилитации: медицинскую, педагогическую, правовую, профессиональную, экстренную и др. Мы остановимся на определении психологической и социальной реабилитации.

Психологическая реабилитация является системой специфических мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию психологических функций, качеств и свойств личности, создание благоприятных условий и мотивации к отказу от вредных привычек, мотивацию пациента к жизнедеятельности и труду, профилактику негативных психических состояний, обучение пациента способам психологической саморегуляции развития и успешного функционирования в обществе и в конечном счете достижение психосоциальной адаптации [Зенцова, 2015, с. 212].

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности, его способности к жизнедеятельности в социальной среде, и самой социальной среды; восстановление общественных связей и отношений, разрушенных или утраченных индивидом вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменением социального статуса, девиантным поведением личности [Мельникова, 2013; Словарь-справочник по социальной, 1997; Холостова, 2006].

В 26 статье Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» дается формулировка социальной реабилитации как совокупности мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, и включает в себя оказание психологической помощи и содействие в восстановлении утраченных документов, социально­полезных связей [Федеральный закон от].

Для юридической психологии детства важно определить понятие психосоциальной реабилитации, поскольку психосоциальный подход поддерживает равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность, а возможности человека рассматриваются как ресурс развития при определенных условиях и организованной помощи [Фирсов, 2005]. Таким образом, понятие психосоциальной реабилитации требует своего уточнения.

Психосоциальная реабилитация:
определение понятия через призму
культурно-исторической теории

Теоретической основой определения понятия «психосоциальная реабилитация» нами выделена культурно-историческая парадигма Л.С. Выготско­го, которая выступает как методологическое основание не только психологии развития и педагогической психологии, но и юридической психологии детства, т.к. по мнению А.Л. Венгера и Е.И. Морозовой, «вооружает нас понятиями и методами, которые могут существенно продвинуть вперед понимание процесса» практической помощи [5, с. 1].

Теория Л.С. Выготского сфокусирована на представлении о культурной обусловленности развития психики и поведения человека. В самом названии «культурно-историческая психология» заложены принцип развития и факт включенности ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством [Сапогова, 2005, с. 159]. Л.С. Выготский положил в основу своих исследований две следующие гипотезы: гипотезу об опосредствованном характере высших психических функций (ВПФ) человека и гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической» [Леонтьев, 1959]. Согласно первой гипотезе, в процессе развития субъект присваивает в знаково-символических формах нормы, ценности, культурно-исторический опыт, под воздействием которых происходит перестройка психических структур. Вторая гипотеза раскрывает механизм развития ВПФ (и поведения), формирующегося первоначально в условиях внешнего стимула, т. е. в общении с социальным окружением, а не спонтанно.

Основной идеей культурно-исторической парадигмы является превращение натуральных психических функций в ВПФ, отличающиеся опосредствованным характером, осознанностью и произвольностью [Кравцов, 2012]. Это определяет связь развития ВПФ с развитием волевой сферы, возникновением качественных особенностей психики и личности. При этом проблема волевого развития является ключевой для юридической психологии детства и деви- антологии.

Единицей анализа развития является «психологический возраст», т.е. относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. В структуру возраста входят «социальная ситуация развития», «новообразования», «кризисы». Впоследствии Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев дополнили структуру возраста введением компонента «ведущая деятельность».

Л.С. Выготский пишет, что «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде, всего социальной... Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [8, с. 258—259]. Т. е. она определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев), особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия [Психология развития. Словарь, 2005, с. 68]. Само отношение проявляется в ключевых переживаниях ребенка. Социальная ситуация развития содержит в себе задачу развития или основное противоречие, которое решается в рамках ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются частные психические процессы, и от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка [Психология развития. Словарь, 2005, с. 22]. В рамках ведущей деятельности выстраивается культурно-нормативный знаковый строй, создающий условия для изменения ВПФ и поведения, определяющий важные психологические возрастные новообразования и задающий зону ближайшего развития (ЗБР).

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период [Выготский, 1984].

В процессе развития одна социальная ситуация развития сменяется другой, соответствующей новым возможностям ребенка, что сопровождается возрастными кризисами, приводящими к скачку в развитии, и возникающими на фоне противоречий в сфере социальных отношений, деятельности, сознания. Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями [Психология развития. Словарь, 2005, с. 14]. Новообразования в свою очередь создают предпосылки для протекания нормативного возрастного кризиса.

Отношение ребенка к среде меняется в каждом возрастном периоде, что влечет за собой изменение и роли среды в развитии. Специфика детского развития заключается в том, что развитие подчиняется действию общественно-исторических законов. От того, в каком обществе живет ребенок, будет зависеть содержание его развития и продолжительность самого детства.

То, что ребенок может выполнить сам, определяет его достижения, т.е. уровень актуального развития. А расстояние между тем, что ребенок выполняет самостоятельно и может выполнить только под руководством взрослого, определяется Л.С. Выгот­ским как ЗБР. Феномен ЗБР решает одну из центральных проблем педагогической психологии, а также психологической помощи в целом, т. е. проблему соотношения обучения и развития, и указывает на ведущую роль взрослого в психическом развитии ребенка.

В контексте практической работы психолога с несовершеннолетними это означает, что реабилитация должна включать в себя обучающий компонент (например, новым моделям поведения), опираться не только на созревшие функции, сформированные стратегии поведения, но прежде всего учитывать формирующиеся, созревающие, т. е. ЗБР. Ребенок во взаимодействии со взрослым должен осуществлять деятельность, направленную на изменение собственного поведения, развитие внутренних регуляторов, установок и ценностей через усвоение и присвоение внешней социальной деятельности.

По мнению В.В. Рубцова, можно выделить основные положения культурно-исторической теории, сформулированные В.В. Давыдовым:

1.   основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами Леонтьева, изменение деятельности человека.

2.    всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

3.   исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком во внешнем или социальном, или коллективном плане.

4.  психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

5.  существенную роль в процессе интериориза- ции играют различные знаковые и символические системы.

6.   важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве [Рубцов, 2016, с. 10].

В русле культурно-исторической психологии можно выделить два современных подхода к пониманию девиантного поведения, имеющих значение для юридической психологии детства и определения понятия «психосоциальная реабилитация».

В первом подходе (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмо­горова, В.В. Москвичев, А.В. Тихомирова и др.) де­виантное поведение рассматривается через призму социальной ситуации развития и определяется через феномен социально-психологической дезадаптации, разворачивающейся во времени, приводящей к тому, что сначала возникает первичный конфликт, который может расширяться и «захватывать» различные системы отношений ребенка, что определяет риски развития. Иными словами, нарушения отношений в диаде «ребенок-взрослый» приводят к тому, что нарушаются другие системы отношений ребенка, затрудняется сотрудничество с другими взрослыми. [Зарецкий, 2011; Тихомирова, 2006].

Второй подход (О.В. Лишин, А.К. Лишина) рассматривает девиантное поведение как результат деформации смыслового содержания и условий протекания ведущей деятельности [ Лишин, 2009]. В ведущей деятельности осваиваются нормы человеческих отношений, общественно выработанные способы действий с предметами, ориентирование в мире предметов и значений, способствуя развитию моти- вационно-потребностной сферы личности и формированию интеллектуальной сферы. В этом подходе девиантное поведение понимается как нарушение смысловой регуляции.

Юридически значимая ситуация нарушает и искажает нормативную социальную ситуацию развития ребенка. Е.Г. Дозорцева указывает, что изменение социальной ситуации развития детей в связи с возникновением новых социальных явлений, которые могут служить факторами отклоняющегося поведения, ставит перед психологами новые проблемы и задачи в организации психологической помощи [Дозорцева, 2010]. По А.Л. Венгеру и Е.И. Морозовой, восстановление социальной ситуации развития возможно путем создания «промежуточных», замещающих ситуаций развития, последовательно и постепенно возвращающих ребенка в нормативную для его возраста систему отношений с обществом [Венгер, 2011, с. 40]. Замещающие ситуации обеспечивают условия восстановления утраченных или нарушенных социальных связей и психологического состояния, влияющих на социальное поведение, создают возможность дальнейшей интеграции ребенка в социокультурное пространство.

Таким образом, мы выходим на содержательное определение психосоциальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как направления деятельности психолога в междисциплинарном контексте работы специалистов с ребенком и его социальным окружением, имеющей целью восстановление его социального статуса через создание замещающей социальной ситуации развития, отслеживание динамики изменений и обеспечение клиента ресурсами (внутренними и внешними), позволяющими переносить (в т.ч. сохранять и поддерживать) изменения в других жизненных ситуациях [Богданович, 2012].

Модель психосоциальной реабилитации
несовершеннолетних, попавших
в юридически значимые ситуации

В процесс реабилитации (как в направлении деятельности психолога) включены такие виды деятельности как психодиагностика, консилиум, психологическое консультирование, развивающая деятельность, психокоррекция и т. д., которые образуют так называемый цикл профессиональной деятельности специалиста [Богданович, 2012].

Соответственно, можно выделить следующие этапы реабилитационного процесса:

1.    Проведение первичной психодиагностики при поступлении клиента в реабилитационное учреждение. Целью диагностики является получение информации о клиенте (прежде всего о его ресурсах развития, т.е. сохранных, сформированных функциях, и существующих рисках) для оказания экстренной психологической помощи (в случае кризисного состояния клиента) и для разработки стратегии работы, на которую можно будет опереться при дальнейшей работе.

2.    Важнейшим этапом в реабилитационном процессе является подготовка и проведение консилиума, т. е. такого собрания специалистов различных профилей, включенных в работу с данным клиентом (возможно, с привлечением клиента, заказчика и других заинтересованных лиц), где происходит составление гибкой индивидуальной реабилитационной программы. Психолог подготавливает свой доклад (который основывается на результатах психодиагностики и включает примерную программу психологического вмешательства), остальные специалисты сообщают свою информацию. Главная цель планирование комплексной работы с клиентом.

3.    На следующем этапе происходит непосредственное осуществление решений консилиума, включая:

•     психологическое консультирование, которое позволяет прояснять потребности самого клиента, что он сам определяет в качестве проблемы. Кроме того, оказывается психологическая помощь окружению клиента;

•     психокоррекционная и развивающая деятельность психолога. Эти виды деятельности, на наш взгляд, необходимо дифференцировать, так как они преследуют разные цели. Суть психокоррекции заключается в достижении клиентом заданной нормы (психической, возрастной, социальной и т.д.), а суть развивающей работы — развитие тех свойств и процессов, которые не заданы нормой (например, лидерские качества, креативность), но которые способствуют улучшению жизни клиента. В любом случае в реабилитационном процессе психолог осуществляет и ту, и другую деятельность по запросу;

•  психологическое просвещение. Этот вид деятельности психолога позволяет повысить психологическую компетентность клиентов и их окружения (в том числе смежных специалистов). С помощью просвещения можно создать такие условия, благодаря которым достигнутые клиентом в ходе психокор­рекционной и/или развивающей работы психологические изменения будут приняты и поддержаны его окружением.

4. Оценка эффективности проводимой работы (может проводиться в ходе реабилитации в виде повторной динамической и итоговой психодиагностики). Основная цель: отслеживание динамики изменений клиента, их устойчивости. Выделяются следующие виды оценки эффективности: оценка заказчика (того, кто выступил инициатором оказания психологической помощи, например, администрация, специалисты органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родители или законные представители и т. д.); самооценка самого клиента; самооценивание психолога (в виде отчета о проведении реабилитационной работы, возможно проведение супервизии), результаты психодиагностики (в том числе отсроченной), оценка смежными специалистами (в том числе сторонними для данной организации).

5. Постреабилитация. Этот этап связан с взаимодействием с психологами других учреждений, куда переходит несовершеннолетний после прохождения реабилитации (образовательные учреждения, амбулаторные организации социальной защиты, медицинские учреждения и т. д.). Очень важна передача информации как о результатах психодиагностики, так и о проводимой с данным ребенком работе, чтобы обеспечить преемственность в оказании психологической помощи. Кроме того, возможно проведение консультаций с несовершеннолетним и его близкими для поддержания контакта, который возможно еще не установился с новыми специалистами. Цель данного этапа: обеспечение процесса адаптации в новых условиях для сохранения полученных результатов.

6.  Методическая работа психолога. Она определяется как деятельность, направленная на осмысление проведенного цикла с дальнейшим созданием технологий работы с данной целевой группой. Однако чаще всего состоит в оформлении различного рода документации. Но важно понимать, что реабилитационная работа — это относительно новое направление деятельности психолога, поэтому необходимо обмениваться полученными результатами с профессиональным сообществом для повышения качества психологической помощи. Поэтому желательно с соблюдением этики (что очень важно особенно для данной группы клиентов) публиковать результаты своего труда.

При всей важности роли психолога в психосоци­альной реабилитации необходима слаженная работа различных специалистов с клиентом и его социальным окружением. Важно предпринимать специальные усилия по формированию профессиональной команды, которая вырабатывает общую стратегию по взаимодействию с несовершеннолетними и их семьями.

Именно команда разнопрофильных специалистов (обычно это психологи, педагоги, социальные педагоги, воспитатели, психиатр, социальные работники, юристы и т. д.) и создает замещающую среду, т. е. замещающую социальную ситуацию развития — такие взаимоотношения, где взрослые становятся значимыми для формирования у несовершеннолетних, в первую очередь, социальных компетенций.

Очень важно, что создание реабилитационной среды не ограничивается самим учреждением. Понятие «реабилитация» означает восстановление, то есть несовершеннолетний должен вернуться в свою «естественную» среду, имея ресурсы для возможно полноценной жизнедеятельности. А это означает, что и среда, в которую он возвращается, должна быть подготовлена. Таким образом, должна проводиться работа с окружением несовершеннолетнего, воссоздаваться сеть социальных контактов, реконструироваться нормативная социальная ситуация развития.

Следует отметить, что только внутренним взаимодействием в психосоциальной реабилитации также ограничиться нельзя. Несовершеннолетние, находящиеся в юридически значимых ситуациях, нередко состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, с ними проводят допросы следователи и т. д. Таким образом, сотрудникам реабилитационных учреждений необходимо устанавливать контакт и с внешними специалистами. Для психологов, работающих в таких учреждениях, очень часто начинается работа в формате такого направления деятельности как психологическое сопровождение. Как мы уже отмечали [Холостова, 2006, с. 84], целью сопровождения является повышение эффективности деятельности, основной для данной организации (например, следственных действий и др.), а также создание условий для адекватного взаимодействия ее субъектов. Для психолога, осуществляющего психологическое сопровождение, важно:

1. определить цель сопровождаемой деятельности и роль психолога в ее достижении (учитывая нормативно-правовую базу деятельности данной организации);

2.  проводить мониторинг всех участников деятельности (их эмоционального состояния и т. д.), а также самого процесса деятельности;

3.  оказывать своевременную психологическую помощь в случае снижения эффективности деятельности.

При создании реабилитационного пространства (включающего как внутреннюю среду, так и внешнее окружение) необходимо помнить о том, что несовершеннолетний и его ближайшее социальное окружение это не объекты воздействия специалистов, что они тоже должны занимать активную субъектную позицию в достижении цели реабилитации.

Психолог играет существенную роль в процессе психосоциальной реабилитации, так как проводит оценку эффективности реабилитационного процесса. Именно возможности общей и патопсихологической диагностики позволяют оценить изменения как в развитии психических процессов, так и в личности.

В ходе оказания психологической помощи психолог реабилитационного учреждения обязан проводить и профилактические мероприятия. Мы рассматриваем психопрофилактику в качестве еще одного направления деятельности, определяя ее цель как создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. В ходе профилактической деятельности психологу и другим смежным специалистам необходимо:

1.   работать на создание профилактической среды;

2.   проводить мониторинг рисков и ресурсов;

3.   выделять группы риска и проводить коррекционную работу с ними;

4.  разработать профилактические программы, направленные на работу как с клиентами, так и с их окружением;

5.   организовать межведомственное взаимодействие [1, с. 84].

Как можно заметить, психопрофилактика близка к реабилитационной деятельности. Недаром реабилитацию часто определяют как третичную профилактику. Однако главное их различие состоит в том, что если в психопрофилактике работа идет с условной нормой, то в реабилитации основными клиентами становятся несовершеннолетние, попавшие в специфичные (определенные законом) условия жизнедеятельности.

Однако для всех трех направлений деятельности психолога можно выделить и общие моменты:

межведомственное взаимодействие на основе комплексного подхода, а также:

1.   создание и развитие команды специалистов как внутри учреждения, так и вне его. Это подразумевает выполнение диспетчерской деятельности, т.е. выстраивание системы комплексной помощи на основе полноценных консилиумов, где происходит обмен информацией и планирование совместной деятельности, а не перебрасывание клиента от специалиста к специалисту;

2.   создание особого пространства (профилактического, сопроводительного или реабилитационного), в котором создаются ресурсные условия для развития клиентов с опорой на сформированные, сохранные стороны личности, деятельности, отношений и ситуации. Кроме того, предполагается включение в работу не только клиента, но и его микросоциально- го окружения;

3.  субъект-субъектный подход, в рамках которого клиент это активный участник процесса профилактики, сопровождения или реабилитации, а не объект для воздействия, что подразумевает осознание клиентом своей роли, активности и ответственности как в процессе оказания помощи, так и за ее результат [1, с. 85].

Психосоциальная реабилитация
в контексте профстандарта

Интересным вопросом становится соответствие предложенной модели профессиональному стандарту «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере». Как уже отмечалось, мы берем за основу трудовую функцию «Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов», так как остальные функции касаются взрослого населения, что не входит в рамки нашего рассмотрения. Какие же действия предусмотрены стандартом?

Прежде всего это диагностика (как психологического, так и педагогического характера) не только самого несовершеннолетнего, но и его окружения. На основе данных такой диагностики предлагается составить прогноз реабилитации, разработать маршрут реабилитации и согласовать его с командой специалистов (что в нашей модели соответствует функциям консилиума). Очень важным моментом является «доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации» [18, с. 5]. Это позволяет клиенту занять активную субъектную позицию. Далее предполагается консультирование реабилитанта и его законных представителей, а также сотрудников различных организаций, работающих с несовершеннолетним. Отметим, что про организацию реабилитационной среды упоминается только в связи с ребенком-инвалидом (видимо из-за специфичности проблем). Но с нашей точки зрения, реабилитационная среда должна быть обеспечена и несовершеннолетним, попавшим в юридически значимые ситуации. Интересно, что отдельно прописана работа по «формированию группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов».

Как и в нашей модели, предполагается мониторинг и оценка результатов реабилитации, постсо­провождение (в предлагаемой нами модели постре­абилитация), и, естественно, прописано ведение документооборота.

Как можно заметить, из перечня действий выпало несколько важных видов деятельности, таких как психокоррекция и развивающая деятельность. Возможно, это произошло потому, что предоставление такой психологической помощи происходит в рамках реабилитационной программы по запросу. Также в трудовой функции прописаны элементы просвещения (видимо, в качестве рекомендаций), но, на наш взгляд, нужно более широко использовать эту деятельность психолога для формирования необходимой реабилитационной среды.

Итак, профессиональный стандарт несколько уже описывает психосоциальную реабилитацию несовершеннолетних: во-первых, не предполагает, что несовершеннолетним, попавшим в юридически значимые ситуации, тоже нужно особое реабилитационное пространство, во-вторых, слабо описано межведомственное взаимодействие (правоохранительные органы не указаны как одни из участников работы с детьми и подростками), в-третьих, не включает в себя важные виды деятельности психолога и смежных специалистов.

Таким образом, культурно-историческая психология позволяет обосновать понятие психосо­циальной реабилитации как направления работы психолога с несовершеннолетними, попавшими в юридически значимую ситуации, выделить ключевые мишени воздействия, а также модель и этапы реабилитационного процесса.

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей [Электронный ресурс] // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Сборник материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 84—85. URL: https://psyjournals.ru/files/79192/sbornik_itogi_realizatsii_natsionalnoy_strategii.pdf (Дата обращения: 11.08.2017).
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53517.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К проблеме психологического определения понятия «Юридически значимые ситуации» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 29—36. doi:10.17759/psylaw.2015050303 (Дата обращения: 11.08.2017).
  4. Буренина И.А. Методологические основы современной реабилитации (клиническая лекция) [Электронный ресурс] // Вестник современной клинической медицины. 2008. №1. С. 88—92. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-sovremennoy-reabilitatsii-klinicheskaya-lektsiya (Дата обращения: 11.08.2017).
  5. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. c. 1—19. URL: http://psyanima.su/journal/2012/3/2012n3a1/2012n3a1.1.pdf (Дата обращения: 11.08.2017).
  6. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. М.: ВНИИгеосистем, 2011. 172 с.
  7. Волкова О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 2 № 10. С. 171—176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15076663 (Дата обращения: 11.08.2017).
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика. 1984. 432 с.
  9. Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2010. С. 121—123. URL: https://psyjournals.ru/kochenovskie_chteniya_2010/issue/41355_full.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  10. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
  11. Зенцова Н.И., Мубаракова К.В. Психологическая реабилитация в структуре медико-социальной помощи наркозависимым [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. №17. С. 212—215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24168849 (Дата обращения: 11.08.2017).
  12. Кравцов О.Г. Культурно-историческая методология исследования девиантного и преступного поведения [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. №15 (95). С. 207—217. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18362998 (Дата обращения: 11.08.2017).
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
  14.  Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (основы профилактики и коррекции): монография. М.: АПКиППРО, 2009. 316 с.
  15. Мельникова М.Л. Компетентностный подход к социальной реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 2. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61023.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  16. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Изд. 3-е.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 527—528.
  17. Основы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними / А.В. Тихомирова, В.В. Москвичев, Ю.Г. Лапшин и др. М.: МГППУ, 2006. 92 с.
  18. Профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/03.007.pdf (дата обращения: 10.08.2017).
  19. Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
  20. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/ chp.2016120301 (Дата обращения: 11.08.2017).
  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристъ, 1997. С. 327.
  23. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2011. 208 с.
  24. Федеральный закон от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199976/ (Дата обращения: 11.08.2017).
  25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
  26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 340 с.

Информация об авторах

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2528
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 1582
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3