Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии 123

Делибалт В.В., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доцент , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, delibalt@yandex.ru
Богданович Н.В., кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доцент, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, bogdanovichnv@mgppu.com

Аннотация

В статье рассматривается психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, в контексте профессионального стандарта. Чаще всего понятие «реабилитация» определяется как система некоторых мер и/или мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций или качеств человека. Однако такой подход не позволяет содержательно сформулировать цель и задачи реабилитационного процесса, имеющие значение для юридической психологии как науки и оказания практической психологической помощи несовершеннолетним в юридически значимых ситуациях. Опираясь на ключевые категории культурно-исторической психологии (социальная ситуация развития, новообразования, зона ближайшего развития и др.), предлагается модель психосоциальной реабилитации на основе создания замещающей социальной ситуации развития. Описывается процесс психосоциальной реабилитации, состоящий из цикла видов деятельности юридического психолога, который соотносится также с трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной ситуации оказания психологической помощи все больше говорят о реабилитации как важнейшем направлении деятельности. Так, при разработке профессиональных стандартов одним из первых был разработан стандарт 03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 №681н), в котором среди трудовых действий значится «Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов». При этом к клиентам в данном стандарте относятся «дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки — сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе».

Литература
  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей [Электронный ресурс] // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Сборник материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 84—85. URL: http://psyjournals.ru/files/79192/sbornik_itogi_realizatsii_natsionalnoy_strategii.pdf (Дата обращения: 11.08.2017).
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53517.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К проблеме психологического определения понятия «Юридически значимые ситуации» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 29—36. doi:10.17759/psylaw.2015050303 (Дата обращения: 11.08.2017).
  4. Буренина И.А. Методологические основы современной реабилитации (клиническая лекция) [Электронный ресурс] // Вестник современной клинической медицины. 2008. №1. С. 88—92. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-sovremennoy-reabilitatsii-klinicheskaya-lektsiya (Дата обращения: 11.08.2017).
  5. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. c. 1—19. URL: http://psyanima.su/journal/2012/3/2012n3a1/2012n3a1.1.pdf (Дата обращения: 11.08.2017).
  6. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. М.: ВНИИгеосистем, 2011. 172 с.
  7. Волкова О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 2 № 10. С. 171—176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15076663 (Дата обращения: 11.08.2017).
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика. 1984. 432 с.
  9. Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2010. С. 121—123. URL: http://psyjournals.ru/kochenovskie_chteniya_2010/issue/41355_full.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  10. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
  11. Зенцова Н.И., Мубаракова К.В. Психологическая реабилитация в структуре медико-социальной помощи наркозависимым [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. №17. С. 212—215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24168849 (Дата обращения: 11.08.2017).
  12. Кравцов О.Г. Культурно-историческая методология исследования девиантного и преступного поведения [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. №15 (95). С. 207—217. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18362998 (Дата обращения: 11.08.2017).
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
  14.  Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (основы профилактики и коррекции): монография. М.: АПКиППРО, 2009. 316 с.
  15. Мельникова М.Л. Компетентностный подход к социальной реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 2. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61023.shtml (Дата обращения: 11.08.2017).
  16. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Изд. 3-е.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 527—528.
  17. Основы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними / А.В. Тихомирова, В.В. Москвичев, Ю.Г. Лапшин и др. М.: МГППУ, 2006. 92 с.
  18. Профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/03.007.pdf (дата обращения: 10.08.2017).
  19. Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
  20. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/ chp.2016120301 (Дата обращения: 11.08.2017).
  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристъ, 1997. С. 327.
  23. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2011. 208 с.
  24. Федеральный закон от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199976/ (Дата обращения: 11.08.2017).
  25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
  26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 340 с.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика