Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О критериях деятельностной педагогики 224

Цукерман Г.А., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, galina.zuckerman@gmail.com
Билибина Т.М., учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 91", Москва, Россия, tata_bilibina@mail.ru
Виноградова О.М., учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 91", Москва, Россия, Vom64@list.ru
Обухова О.Л., младший научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, olya.obu@gmail.com
Шибанова Н.А., учитель, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91», Москва, Россия, talisha_88@bk.ru

Аннотация

Задача нашей статьи — обсудить диагностические критерии, непосредственно наблюдаемые и в то же время позволяющие с достаточной надежностью судить, носит ли обучение деятельностный характер не только в проекте, но и в его реализации — в совместном детско-взрослом действии. Здесь предложен лишь один критерий — детская инициатива, направленная на поиск и присвоение новых понятий. В попытке определить размытые значения понятий «деятельностная педагогика», «ученик как субъект (инициатор) учебной деятельности» авторы предлагают вернуться к предметности, стоящей за этими понятиями, а для этого заглянуть на уроки и «показать пальцем» на те события, которые можно назвать детской учебной инициативой. На материале обучения грамоте по букварю Д.Б. Эльконина показано, как по отдельным детским догадкам и вопросам можно судить о том, что для ученика приоткрываются связи понятия, осваиваемого здесь и сейчас, с другими понятиями из той же системы, о которых на уроках еще вообще не было речи. В таких выходах за рамки задачи, поставленной учителем, проявляются (делаются явными) детские усилия по конструированию понятий, которые опережают учительский замысел на несколько часов, недель и даже месяцев. Как правило, это сопровождается выраженными эмоциями радости, удивления, удовольствия, воодушевления, заинтересованности, т. е. имеет для детей смысл.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО», госзадание 2019—2021 гг.

Фрагмент статьи

Смысл словосочетания «деятельностная педагогика» начал размываться и затемняться от постоянного употребления и злоупотребления в контексте разговоров о новых образовательных стандартах. Сегодня словосочетание «учебная деятельность» в большинстве случаев относится к ситуациям, когда ученики за партами что-то делают по заданию учителя, а сами задания учителя теперь называются «учебными задачами».

Литература
  1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993. 318 с.
  2. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 374— 390.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.
  6. Львовский В.А. Деятельностный подход в образовании. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. 360 с.
  7. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара: Samarskiĭ dom Pechati, 1998. 216 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.02.2019).
  9. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в психологии познания [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 3. URL: http://psystudy.ru http://psystudy.ru/index.php/ eng/2016v9n48e/1317-falikman48e.html (дата обращения: 28.02.2019).
  10. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 34—44.
  11. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. №. 4. С. 56—62.
  12. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
  13. Эльконин Д.Б. Букварь. М.: БИНОМ, 2019. 216 с.
  14. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 18—23.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика