Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Культурные проблемы, возникающие при изучении шизофрении * 742

Бейтсон Г., Британский и американский антрополог, исследователь в области социализации, лингвистики, кибернетики, США

Аннотация

Настоящая статья представляет собой конспект лекции 1958 года и содержит совместные гипотезы группы по изучению шизофренической коммуникации, в которую входили Грегори Бейтсон, Джей Хейли, Джон Уикленд, доктор медицины Дон Д. Джексон и доктор медицины Уильям Фрай. Излагается подход с точки зрения стабильного состояния системы и механизмов его поддержания и вводится понятие даблбайнда как дилеммы самосохранения системы при угрозах и извне, и изнутри. Применяя этот подход к семье с пациентом-шизофреником, Г. Бейтсон указывает на такие угрозы, порождаемые межличностными взаимодействиями, и их следствия для пациента и его окружения. Обсуждается методологическое значение представленного подхода для широкого спектра социальных наук.

Ключевые слова: шизофрения, системный подход

Рубрика: Философия, антропология, культура

Тип: научная статья

* Bateson G., «Cultural Problems Posed by a Study of Schizophrenic Process» // Schizophrenia: An Integrated Approach, ed. Alfred Auerback, 1959. Эта лекция была прочитана на Симпозиуме по вопросам шизофрении, организованном Гавайским филиалом Американской психиатрической ассоциации, Сан-Франциско, 1958. Проект финансировался Фондом Джосайи Мейси, управлялся Факультетом антропологии Стэндфордского университета и осуществлялся в госпитале Управления по делам ветеранов, Пало-Альто, Калифорния. Перевод: Д.Я. Федотов

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сразу после Второй мировой войны произошли существенные сдвиги всей теоретической структуры наук о поведении. Именно в эти годы кибернетика, теория информации и теория игр предоставили нам совершенно новые и гораздо более строгие модели для размышлений о социальных и межличностных процессах. Довольно грубые концепции равновесия, которые мы разрабатывали до войны, были замещены более строгими и более гибкими идеями, связанными с понятием стабильного состояния, которые следует использовать применительно к тем видам равновесия, которые поддерживаются гомеостатическими механизмами.

Вот пример таких перемен: полевые исследования в сообществах Новой Гвинеи демонстрируют нам работу двух процессов. С одной стороны, наблюдаются различные виды симметричного соперничества между индивидуумами и группами. Очевидно, что такие серии состязательных взаимодействий могут прогрессировать и в конечном счете становиться патогенными. Если состязательное поведение (индивидуума или группы) A провоцирует к состязанию соответствующую единицу B и наоборот, то система должна идти к разрушению, если только не возникает некоторый корректирующий феномен. С другой стороны, второй наблюдающийся процесс включает комплементарные мотивы (например, доминирование — подчинение, демонстрирование — рассматривание, оберегание — зависимость), где поведение B согласуется, но не совпадает с поведением A.

Более того, оказывается, что эти комплементарные мотивы служат своего рода психологическими инверсиями симметричных мотивов. Если A и B находятся в симметричных отношениях, и A в некотором психологическом аспекте опережает B, то B будет отвечать попытками нагнать А. Если же A и B находятся в комплементарных отношениях и B отстал, он будет продолжать отставать. Можно сказать по-другому: в симметричных отношениях стимулом для агрессии A является сила B, тогда как в комплементарных отношениях A проявляет агрессию при виде слабости B.

Этот психологический контраст между двумя мотивами человеческих взаимоотношений дал начало гипотезе, объясняющей тот факт, что в культуре, где высоко развиты оба мотива, ни один мотив не может достичь интенсивности, разрушительной для системы. Гипотеза заключалась в том, что культура поддерживает психологическое равновесие посредством балансировки этих двух противоположных процессов, любой из которых сам по себе привел бы к ее разрушению. Однако никак не удавалось объяснить, как получается, что две этих тенденции имеют равную силу.

Когда данные были пересмотрены с точки зрения теории стабильного состояния, стало очевидно, что для баланса этих двух противоположных тенденций не требуется их простое совпадение. Дело в том, что чрезмерное симметричное поведение активизирует ритуалы, акцентирующие комплементарность, и наоборот.

Подробный анализ подобного явления был опубликован [Bateson, 1936, 1958]. Здесь нам достаточно представить две идеи, связанные с концепцией стабильного состояния: 1) прогрессирующие изменения в любом направлении должны неизбежно разрушить существующее положение дел; 2) система, возможно, содержит гомеостатические петли (они же петли обратной связи), которые ограничивают или перенаправляют эти процессы, в противном случае разрушительные.

Разумеется, не все стабильные состояния желательны, и не все необратимые изменения нежелательны. Если у вас создалось подобное впечатление, то только потому, что картина была намеренно сильно упрощена за счет исключения больших гештальтов или контекстов, и особенно тех, которые включают длительные периоды времени. Гомеостаз новогвинейской культуры, которая была здесь кратко проанализирована, в равной степени способен удерживать эту культуру от адаптивных изменений к условиям двадцатого века. Стабильное состояние, которое, с одной стороны, столь прекрасно сбалансировано, в более широком контексте может привести к гибели системы. Нормы культуры могут быть таковы, что в длительной перспективе она не сможет ужиться с соседями, или не сможет существовать в более широкой структуре окружающей индустриальной цивилизации. В таком случае приходится заключить, что с точки зрения этих более широких обстоятельств гомеостаз нежелателен.

Вот конкретная иллюстрация: существующие на Новой Гвинее ритуалы комплементарного поведения, корректирующие чрезмерное симметричное соперничество, включают сексуальный трансвестизм. Вполне возможно, что эти ритуалы могут быть запрещены миссионерами или западным правительством. В подобном случае подчинение правительству означает риск внутреннего разрушения.

Этот общий теоретический подход непосредственно применим к проблемам шизофрении. Мы только что показали, каким образом культура может попасть в «даблбайнд» (double bind). С точки зрения культуры, она стоит либо перед внешним уничтожением, либо перед внутренним разрушением. Дилемма построена так, что становится дилеммой само-сохранения в самом буквальном смысле. Прежнее «Я» (self) не может выжить ни при каких обстоятельствах. Любой выбор сулит либо уничтожение со стороны окружающей среды, либо муки внутреннего разрушения. Даже если культура делает выбор в пользу внешней адаптации и совершает подвиг необходимой внутренней метаморфозы, то, что выживет, будет уже другим «Я».

Это краткое описание персонифицированной культурной системы показывает механизм разрушительного воздействия даблбайнда на самоидентичность.

Литература
  1. Bateson G. 1936. Naven, a Survey of Problems Suggested by a Composite Picture of Culture of a New Guinea Tribe Drawn from Three Points of View. Cambridge, Cambridge University Press.
  2. Bateson G. 1942. Comment on Margaret Mead's "The Comparative Study of Culture and the Purposive Cultivation of Democratic Values" // Science, Philosophy and Religion; Second Symposium, NY. Reprinted as: Social Planning and the Concept of Deutero-Learning // Steps to an Ecology of Mind, 1972 (см. Социальное планирование и концепция вторичного обучения // Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. М.: URSS, 2005).
  3. Bateson G. 1958. Epilogue 1958, In Naven, 2nd ed. Stanford, Stanford University Press.
  4. Bateson G., Mead M. 1942. Balinese Character: A Photographic Analysis. NY, NY Academy of Sciences.
  5. Bavelas Alex. 1959. In "Group Processes". Transactions of the Fourth Conference. NY: Josiah Macy Jr. Foundation.
  6. Benedict R. 1934. Patterns of Culture. Boston.
  7. Haley Jay D. 1959. The Family of the Schizophrenic: A Model System. Am. J. Nerv. Ment. Dis. 129.
  8. Harlow H.F. 1949. The Formation of Learning Sets. Psychol. Rev. 56.
  9. Jackson Donald D. 1957. The Question of Family Homeostasis. Psychoanal. Quart. 31.
  10. Redl Fritz. 1959. In "Group Process". Transactions of the Fourth Conference. NY, Josiah Macy Foundation.
  11. Richardson L.F. 1939. Generalized Foreign Politics. British Journal of Psychology.
  12. Romney Kim. 1956. Structural Analysis of Cross-cousin Marriage. Harvard University.
  13. Ruesch J., Bateson G. 1951. Communication: The Social Matrix of Psychiatry. NY, Norton.
  14. Stanton A.H., Schwartz M.S. 1954. The Mental Hospital. NY, Basic Books.
  15. Von Neumann J. and Morgenstern О. 1955. Theory of Games and Economic Behavior. Rev. ed., Princeton.
  16. Waddington C.H. 1957. The Strategy of Genes. London.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика