Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 85Рубрики 51Авторы 7340Ключевые слова 17665 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отчаяние 926

Войчешек Кшиштоф , кандидат философских наук, Высшая школа общественных наук, Варшава, Варшава, Польша, kwojcieszek@swps.edu.pl

Аннотация

Автор анализирует проблему отчаяния на основе философско-антропологической теории личных отношений (св. Фома Аквинский – М. Гогач), в которой личные отношения, как явление духовное, противопоставлены эмоциям. Состояние отчаяния рассматривается как результат разрушения личных отношений в этом их понимании. В качестве отдельного случая отчаяния обсуждается ситуация алкогольной и наркотической зависимости.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По словам датского философа Серена Кьеркегора, большинство из нас живет в непризнанном (негласном) отчаянии. Этот смелый тезис был выдвинут в девятнадцатом веке, когда многие знаменитые философы, в том числе Гегель, объявляли конец истории и наступление периода совершенного государства. Может быть, поэтому такой пессимистический диагноз был оставлен совсем без внимания. В двадцатом веке мы вернулись к нему на волне послевоенной философии экзистенциализма, а тезисы датчанина знал каждый студент и даже ученик. Теперь, когда философия экзистенциализма постепенно уходит в прошлое, кажется, что Кьеркегор просто преувеличил и необоснованно обобщил свои собственные психические проблемы. Мы будто бы вернулись к гегелевскому оптимизму. Однако зарождающийся кризис, похоже, восстанавливает жизнеспособность этой идеи. Слишком многие явления современного мира пахнут отчаянием, путь даже датский философ понимал это слово совсем по-другому, чем принято считать.

Мы живем в эпоху, когда средства массовой информации заваливают нас сведениями, которые нарушают наш внутренний мир и отнимают у нас оптимизм. Миру угрожают: глобальное потепление, голод, терроризм, масштабные миграции, политические кризисы и даже войны. В таких условиях легко приходит в голову одно слово – отчаяние.

Могут ли быть эти явления сами по себе источником отчаяния? С точки зрения Кьеркегора – нет, потому что он понимал отчаяние как специфическое духовное состояние человека, а не психологическое явление, следующее из травмы или несчастья. Это отчаяние приводит к беде, а не беда к отчаянию.

Источником этой идеи Кьеркегора является христианская мысль, хоть и рожденная в климате нравственно строгого протестантизма, но представляющая одну из возможных интерпретаций религиозных идей, содержащихся в Ветхом и Новом Заветах. В этом виде она дожила до многочисленных современных интерпретаций и критики. Однако не она нас тут интересует. Я хочу представить еще один подход к пониманию отчаяния, а именно подход томистский, также возникший на почве христианского мировоззрения. Возможно ли это?

Как правило, Фому Аквинского не принято связывать с темами, относящимися к экзистенциализму. Тем не менее, современный польский философ, профессор Мечислав Гогач [Gogacz, 1983, 1985а] в 80-ые годы ХХ века выдвинул оригинальную томистскую теорию отчаяния, теорию с большим как антропологическим, так и психологическим потенциалом. Его ученики, в том числе Артур Анджеюк [Andrzejuk, 2003] и Кшиштоф Войчешек [Wojcieszek, 2005], предприняли попытки дальнейшего развития этой теории, в частности, ее психолого-педагогического применения [Wojcieszek, 2010].

Литература
  1. Andrzejuk A. 1998. Słownik terminów. Summa teologiczna św. Tomasza z Akwinu, tom 35 przekładu polskiego, Veritas/Navo, Warszawa-Londyn.
  2. Andrzejuk A. 2003. The Thomistic Theory of Personal Relation, Materials of International Congres “Christian Humanism in the Third Millenium”, Romе, 21-25 Sept.
  3. Andrzejuk A. 2004. Tomistyczna teoria relacji osobowych, Studia Christianae Philosophie, vol. 40, nr 1.
  4. Bowlby J. 1980. Attachment and Loss, vol. III, Loss sadness and depression, Basics Books Inc. Publ., New York.
  5. Gogacz M., 1983. Filozoficzne rozważania o rozpaczy i nadziei, „Studia Philosophie Christianae”, vol. 19.
  6. Gogacz M. 1984а. Rozpacz i ateizm, „Myśl Społeczna”, vol. 20, nr 29.
  7. Gogacz M. 1984б. Jak przetrwać rozpacz, „Myśl Społeczna”, vol. 20, nr 31.
  8. Gogacz M. 1985а. Człowiek i jego relacje, Warszawa.
  9. Gogacz M. 1985б. Ciemna noc miłości, Wyd. Sióstr Loretanek, Warszawa.
  10. Gogacz M. 1988. Największa jest miłość, Wyd. Michalineum, Warszawa/Kraków.
  11. Kierkegaard. 1849. „Sygdommen til Døden”.
  12. Wojcieszek K. 2005. Na początku była rozpacz…, Kraków.
  13. Wojcieszek K. 2010. Człowiek spotyka alkohol, Kraków.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика