Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная тревожность и социальное познание (обзор зарубежных исследований) * 1014

Никитина И.В., Научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИП – филиала ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, Москва, Россия, irinanikitina97@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления исследований социального познания у людей с высоким уровнем социальной тревожности. Приводятся данные исследований социальных навыков, эмоционального и социального интеллекта, искажений в восприятии социальных ситуаций у людей с высоким уровнем социальной тревожности, а также исследований на основе концепции «теория психического». Делается вывод, что основной фокус исследований социального познания при социальной тревожности до недавнего времени был направлен на изучение искажений в восприятии социальных ситуаций и социальных навыков, и лишь в последнее десятилетие стали изучаться другие его аспекты. Показана недостаточность исследований эмоционального и социального интеллекта при социальной тревожности, обоснована необходимость дальнейших исследований. Подчеркивается противоречивость данных, трудность соотнесения различных составляющих процесса социального познания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследования когнитивных искажений в восприятии социальных ситуаций у людей с высоким уровнем социальной тревожности

Наиболее разработанным и продуктивным направлением в изучении социальных когниций у людей с высоким уровнем социальной тревожности является изучение когнитивных искажений в ситуации общения. Социальную тревожность традиционно связывают  со сниженной способностью к интерпретации социальных стимулов.  Было проведено множество исследований процессов внимания, памяти, воображения и искажений при интерпретации социальных событий.  

Так, Amir et al. (1998),  Stopa и Clark (2000) обнаружили, что испытуемые с социальной фобией  оценивают нейтральные социальные ситуации (например, «во время разговора с Вами Ваш собеседник посмотрел в окно») как негативные, тогда как в некоторой степени неприятные ситуации (например, «кто-то не согласился с Вашей точкой зрения») персонифицируют («Я скучный»), предрекая катастрофу (например, «Меня уволят с работы») [Amir et al.,1998; Stopa, Clark, 2000]. Характерно, что ситуации, не связанные с общением, испытуемые интерпретировали более точно.

Получены доказательства того, что испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности хуже запоминают детали только что произошедшей социальной ситуации. Этот вывод вполне согласуется с  положением когнитивной модели социальной фобии Clark и Wells (1995), согласно которой одним из ведущих механизмов возникновения этого заболевания и негативной динамики его течения  является черезмерная фокусировка на собственных ощущениях (self-focused attention). Это означает, что в ситуациях социального взаимодействия внимание человека с высоким уровнем социальной тревожности сосредоточено на внутренних ощущениях и искаженных негативных саморепрезентациях и  метаперцепциях в ущерб восприятию внешних сигналов [Hope et al., 1990; Mellings и Alden, 2000].

В рамках данного направления проводятся исследования искажения восприятия лицевой экспрессии. Было экспериментально доказано, что испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности чаще воспринимают нейтральные выражения лиц как враждебные, лучше запоминают картинки с недружелюбными, нежели с дружелюбными лицами [Pozo et al., 1991; Lundh и Ost, 1996].

Люди с высоким уровнем социальной тревожности отличаются восприятием  окружающих как очень критичных. Например, в лабораторном исследовании социальных суждений испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности  при  интерпретации социальной ситуации, были убеждены в том, что как их самих, так и других студентов оценят негативно. Исследование Alden (2008) обнаружило, что даже наличие положительной обратной связи во время проведения эксперимента не снижает реакцию страха  у испытуемых  с высоким уровнем социальной тревожности [Alden et al., 2008].

Несмотря на то, что исследования в данной области многочисленны и проводятся уже не один десяток лет, данные зачастую противоречат друг другу. Так, Philippot и Douillier (2005), Schofield et al. (2007) не выявили различий в распознавании лицевой экспрессии между группой испытуемых с высоким уровнем социальной тревожности и контрольной группой, в то время как  исследование Joorman и Gotlib (2006) обнаружило, что социально тревожные испытуемые более чувствительны к выражению злости.  Montagne et al. (2006), напротив, получили данные о том, что испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности хуже распознают злость и отвращение.

Часто испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности   правильно распознавали выражения лиц, однако  имели тенденцию переоценивать эмоциональные последствия возможной социальной интеракции с людьми, выражающими отвержение. Так, например, исследование Campbell et al. (2009) показало, что даже в случае, когда социально тревожные испытуемые воспринимали возможных собеседников как «счастливых, довольных», они  выражали сомнение в том, что эти собеседники доступны для общения (при этом была обнаружена обратная связь между выраженностью – интенсивностью социальной тревожности и степенью воспринимаемой  доступности для общения). Подобные расхождения некоторые исследователи объясняют различием в предъявлении стимулов, так как в экспериментальной ситуации неизбежно актуализируется центральный когнитивный элемент социальной тревожности: страх негативной оценки, который, безусловно, может оказывать  влияние на выполнение экспериментального задания.

В рамках данного направления исследовались также так называемые метаперцепции пациентов с высоким уровнем социальной тревожности: то, как с их точки зрения, они выглядят в глазах окружающих. Представляется очевидным, что испытуемые с высоким уровнем социальной тревожности отличаются негативными метаперцепциями, однако, было обнаружено, что  связаны они не с негативным восприятием окружающих, а с негативным восприятием себя самого [Christensen et al., 2003].

Другим направлением изучения социальных перцепций людей с высоким уровнем социальной тревожности является исследование их интерперсональных отношений. Получены данные о том, что их социальные суждения зачастую искажены (например, застенчивые студенты оценивали своих друзей более негативно, а пациенты с социальной фобией воспринимали своего партнера как холодного и недружественного).

Литература

Alden L.E., Taylor C.T., Mellings T.M.J.B., Laposa J.M. Social anxiety and the interpretation of positive social events // Journal of Anxiety Disorders. 2008. Vol. 22. Pp. 577–590.

Amir N., Foa E.B., Coles M.E. Negative interpretation bias in social phobia // Behaviour Research and Therapy. 1998. Vol. 36. Pp. 945–957.

Baron-Coen S., Wheelwright S., Hill, J.,Rastle Y., Plumb I. The “Reading the Mind in the Eyes” Test revised version: a study with normal adults, and adults with Asperger syndrome or High functioning autism  // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42. Pp. 241–251.

Bar-on R. Bar-on emotional quotient inventory: Short version – technical manual / Toronto: MultiHealth Systems. 2002.

Battaglia M., Zanoni A., Taddei M., Giorda R., Bertoletti E., Lampis V., et al. Cerebral responses to emotional expressions and the development of social anxiety disorder: a preliminary longitudinal study // Depression and Anxiety. 2012. Vol. 29(1). Pp. 54–61.

Campbell D.W., Sareen J., Stein M.B.,Kravetsky L.B., Paulus M.P., Hassard S.T., Reiss M.D. Happy but not so approachable: the social judgments of individuals with generalized social phobia // Depression and Anxiety. 2009. Pp.1–6.

Christensen N.P., Stein M.B., Means-Christensen A. Social anxiety and interpersonal perception: a social relation model analysis // Behaviour Research and Therapy. 2003. Vol. 41. Pp. 1355–1371.

Clark D.M., Wells A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment, and treatment / In Heimberg R.G., Liebowitz M.R., Hope D.A., Schneier F.R. (Eds.). New-York: Guilford Press, 1995. Pp. 69–93.

Gilbert P., Trower P. The evolution and manifestation of social anxiety // Shyness and embarrassment: Perspective from social psychology / In Crozier W.R. (Ed.). New York: Cambridge University Press, 1990. Pp.144–177.

Gilbert P.,Trower P. Evolution and process in social anxiety // International handbook of social anxiety / In W.R. Crozier, L.E. Alden (Eds.).  Chichester: Wiley, 2001. Pp. 259–279.

Hambel S., Weis S., Hiller W., Witthoft M. The relation between social anxiety and social intelligence: A latent variable analysis // Journal of Anxiety Disorders. 2011. Vol.25. Pp. 545–553.

Hezel D.M., McNally R.J. Theory of Mind Impairments in Social Anxiety Disorder // Behavior Therapy. 2014. Vol. 45. Pp. 530–540.

Hope D.A., Heimberg R.G., Klein J.F. Social anxiety and the recall of interpersonal information // Journal of Cognitive Psychotherapy. 1990. Vol. 4. Pp. 185–195.

Horley K.,Williams L.M., Gonsalvez C., Cordon E. Social phobic do not see eye to eye: A visual scanpath study of emotional expression processing // Journal of Anxiety Disorders. 2003. Vol. 410. Pp.1–12.

Jacobs M., Snow J., Geraci M., Vythilingam M., Blair R.J.R., Charney D.S., Pine D.S., Blair K.S. Association between level of emotional intelligence and severity of anxiety in generalized social phobia  // Journal of Anxiety Disorders. 2008. Vol. 22. Pp. 1487–1495.

Lundh l., Ost L. Recognition bias for critical faces in social phobics // Behaviour Research and Therapy.1996.Vol. 34. Pp. 787–794.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) / Toronto: Multi-Health Systems, 2001.

Mellings T.M., Alden L.E. Cognitive processes in social anxiety: The effect of self-focus, rumination and anticipatory processing // Behaviour Research and Therapy. 2000. Vol. 38. Pp. 243–257.

Mennin D.S.,Heimberg R.G., Turk C.L., Fresco D.M. Preliminary evidence for an emotion regulation deficit model of generalized anxiety disorder //  Behaviour Research and Therapy. 2005. Vol. 43. Pp. 1281–1310.

Mennin D.S., McLaughlin K.A., Flanagan T.J. Emotion regulation deficits in generalized anxiety disorder, social anxiety disorder, and their co-occurrence // Journal of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23. Pp. 866–871.

Montagne B., Schutters S., Westenberg H.G., van Honk J. Reduced sensitivity in the recognition of anger and disgust in social anxiety // Cognitive Neuropsychiatry. 2006. Vol.11. Pp. 389–401.

Philipot P., Douillierz C. Social phobic do not misinterpret facial expression of emotion // Behaviour Research and Therapy. 2005. Vol. 35. Pp. 639–652.

Plana I., Lavoie M-A., Battaglia M., Achim A.M. A meta-analysis and scoping review of social cognition performance in social phobia, posttraumatic stress disorder and other anxiety disorders // Journal of Anxiety Disorders. 2014. Vol. 28. Pp. 169–177.

Pozo C., Carver, C.S.,Wellence A.R., Scheier M.F. Social anxiety and social perception: Construing others reactions to the self.// Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. Vol.17. Pp. 355–362. 

O’Toole M.S., Hougaard E., Mennin D.S. Social anxiety and emotion knowledge: A meta-analysis // Journal of Anxiety Disorders. 2013. Vol. 27. Pp. 98–108.

Sabbagh M.A. Understanding orbitofrontal contributions to theory-of-mind reasoning: implication for autism  // Brain Condition. 2004. Vol. 55. Pp. 209–219.

Salters-Pedneault K., Roemer L., Tull M.T., Rucker L., Mennin D.S. Evidence of broad deficits in emotion regulation associated with chronic worry and generalized anxiety disorder // Cognitive Therapy and Research. 2006. Vol. 30. Pp. 469–480.

Schofield C.A., Coles M.E., Gibb B.E. Social anxiety and interpretation biases for facial displays of emotion: emotion detection and ratings of social cost // Behaviour Research and Therapy. 2007. Vol. 45 (1). Pp. 2950–2963.

Schroeder J.L. Interpersonal perception skills: Self-concept correlate // Perceptual and Motor Skills.1995. Vol. 80. Pp. 51–56.

Simonian S.J., Beidel D.C., Turner S.M., Berkes, J.L., Long J.H. Recognition of facial affect by children and adolescents diagnosed with social phobia // Child Psychiatry and Human Development. 2001. Vol. 32 (2) Pp.137–145.

Stopa L., Clark D.M. Social phobia and interpretation of social events // Behaviour Research and Therapy. 2000. Vol. 38. Pp. 273–283.

Summerfeldt L.J., Kloosterman P.H., Antony M.M., Parker J.D.A. Social anxiety, Emotional intelligence, and interpersonal adjustment // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2006. Vol. 28. Pp. 57–68.

Summerfeldt L.J., Kloosterman P.H., Antony M.M., McCabe R.E., Parker J.D.A. Emotional intelligence in Social Phobia and other Anxiety Disorders // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2011. Vol. 33. Pp. 69–78.

Sutterby S.R., Bedwell J.S., Passler J.S., Deptula A.E., Mesa F. Social anxiety and social cognition: The influence of sex // Psychiatry Research. 2012. Vol. 197. Pp. 242–245.

Washburn D. Theory of mind decoding and reasoning abilities in depression, social phobia, and commorbid condition // Master’s thesis. 2012.

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика