Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? * 1177

Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждается история, выделяются этапы и основные дискуссионные вопросы в изучении нарушений социального познания (СП), анализируется влияние модели социального мозга и моделей спектра психической патологии на исследования нарушений СП, дается критика преобладающего биологического подхода к проблеме СП, демонстрируется эвристический потенциал культурно-исторической теории Л.С. Выготского для разрешения противоречий в исследованиях СП, описывается многофакторная модель СП, основанная на культурно-исторической теории и включающая мотивационно-личностный компонент.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Дефициты социального познания –  революция в моделирующих представлениях о механизмах психической патологии?

Термин social cognition зародился в зарубежной социальной психологии в 1970-е гг. на фоне становления когнитивной парадигмы,  безраздельное доминирование которой в психологии продолжается почти полвека.  Но уже в середине 1980-гг. термин начал проникать в другие области психологии. В настоящее время можно уже с уверенностью констатировать, что от когнитивной парадигмы  окончательно отпочковалась и развивается достаточно независимо и по своим законам новая исследовательская парадигма, породившая множество моделей и методик. Это парадигма социального познания (далее – СП),  уходящая своими корнями в социальную психологию, эволюционную антропологию, нейробиологию и философию функционализма.

В сфере клинической психологии и психиатрии парадигма СП стала основой инновационных проектов по изучению шизофрении, но постепенно ее исключительное влияние охватило  широкий спектр психической патологии, о чем свидетельствуют высказывания экспертов:  «Нарушения социальных когниций в настоящее время признаются ключевой чертой как психотических, так и аффективных расстройств» [Perez-Rodriguez et al.,  2014]. Поскольку эти нарушения все чаще начинают трактоваться как  универсальная основа психической и социальной дезадаптации,  усилия специалистов направлены на описание специфики этих  нарушений у разных категорий больных и разработку соответствующих тренингов и реабилитационных программ. Однако полученные на сегодняшний день эмпирические данные полны противоречий и требуют пристального анализа (см. также другие статьи этого номера).

Энтузиазм исследователей, связанный с объяснительным потенциалом модели дефицитарности СП для постижения тайн психической патологии, имел следующие  серьезные основания: 1) гипотеза L. Brothers (1990) о существовании нейроанатомической основы социальных когниций и открытие в 1990-х гг. группой  итальянских нейробиологов под руководством G. Rizollatti так называемых «зеркальных нейронов», которые  гипотетически образуют особую,  специфичную для социальных когниций нейронную сеть, – «социальный мозг»;  2) выявление в ряде исследований тесной связи социальных когниций и их нарушений с исходом болезни и качеством социальной адаптации больных; 3) полученные  математические доказательства того, что социальные когниции являются конструктом, относительно независимым от  базовых нейрокогниций (executive functions) и психопатологических симптомов  [Van Hooren, Versmissen, Janssen, et al,  2008].

В современных клинических исследованиях доминируют весьма расплывчатые определения СП, например: «многоаспектный конструкт, который связан с психическими процессами, лежащими в основе социальных интеракций» [Kern, Horan, 2010].  Однако только такое расплывчатое определение позволяет объединить в одно целое все разрозненные модели, которые лежат в основе разных направлений исследований.  Более узкое и конкретное определение предлагает R. Adolphs (2001), который рассматривает социальные когниции как «способность строить репрезентации отношений между собой и другими людьми и использовать их для гибкой регуляции социального поведения». Это определение перекликается с понятиями «объектных репрезентаций» в постклассическом психоанализе, «рабочих моделей»  в теории привязанности Дж. Боулби и «когнитивных схем» в когнитивно-бихевиоральной психотерапии.  Однако в отличие от перечисленных традиций, природа этой дефицитарности большинством исследователей   социальных когниций  усматривается не в дисфункциях «социо» (или интерперсональных отношений на ранних этапах онтогенеза), а в генетически обусловленных нарушениях центральной нервной системы. Новым решением старого вопроса о природе психической патологии стала «био»-концепция СП, основанная на гипотезе социального мозга и образующих его зеркальных нейронов [Frith, 1992].  Спор сторонников «био» и «социо» обостряется также тем, что основные  ресурсы, выделяемые на научные исследования психической патологии на современном этапе инвестируются в «био» [Холмогорова, 2014]. 

 Однако даже вопрос о том, какие процессы и механизмы относятся к СП также нельзя считать вполне решенным. Это связно с тем, что под общим «брендом» СП исследователи попытались  объединить ряд относительно независимых направлений в изучении психической патологии, имеющих  отношение к социальному взаимодействию. Уже в 1980-х гг. выделились следующие направления исследований СП: 1) восприятие и распознавание эмоций (emotion processing);  2) социальная перцепция (social perception) или восприятие и понимание различных социальных ситуаций; 3)  атрибутивный стиль (attributional style) или характер трактовки причин  социальных ситуаций; 4) процессы ментализации или способность строить представления о психической жизни людей, также известная под условным названием «теория психического»«theory of mind» – сокращенно ToM.

Если понятие ментализации пришло в исследования СП из психодинамических концепций и, в особенности, благодаря трудам психоаналитика  P. Fonagy по изучению пограничной личностной патологии,  то понятие «theory of mind», или ToM,  пришло в клиническую психологию и психиатрию после издания в 1978 году нашумевшей статьи  приматологов  Primack и   Woodoorf.  Авторы статьи попытались доказать способность больших обезьян  понимать намерения человека, то есть строить теорию его психического, что стало основанием для вывода об общей природе СП у человека и животных сторонниками эволюционных «био»-моделей. 

 Для обозначения  феномена «считывания» психического состояния (mindreading) обезьянами авторы воспользовались философской моделью под названием «theory-theory» (теория теорий), описывающей  гипотетические механизмы понимания в межличностном общении   [Bohl, 2014].  Согласно этой модели у людей есть скрытая индивидуальная концепция того, как возникают психические состояния и как они управляют поведением.  

Еще одна группа объяснительных моделей носит название «simulation theory» (теория симуляции).  Согласно этим моделям мы понимаем людей, потому что симулируем их состояние, представляя себя на их месте.  Два этих типа моделей СП философ из Тартуского университета, эксперт по вопросам социального познания V. Bohl (2014)  объединяет под общим названием  «mindreading» или модели «считывания» психического состояния, противопоставляя им модели  интеракционистов – сторонников ведущей роли взаимодействия между людьми в процессах социального познания. В качестве аргументов последние приводят способность чувствовать, «считывать» психологическое состояние человека животными и маленькими детьми, а также важность контекста интеракции, как основного источника информации. Сторонники подхода «mindreading»   возражают на это, что наличие  ToM  является обязательным для  построения полноценной (fullblown) социальной компетентности, которой еще нет у совсем маленьких детей [Ratcliffe, 2007].  

 В качестве решения этого конфликта V. Bohl и W. van den Bos предлагают выделить в СП процессы двух уровней  –  быстрые симультанные и плохо контролируемые процессы (которые имеют в виду интеракционисты) и более осознанные и поддающиеся регуляции [Bohl, van den Bos, 2012].  Еще один способ решения заключается в  выделении двух  компонентов ТоМ – имплицитный (эмоциональный аспект социальной перцепции, или симультанной переработки социальной информации) и эксплицитный (когнитивно-лингвистическая обработка социальной информации).

Несмотря на не стихающие острые методологические споры и критику, концепция ТоМ до сих пор остается одной из самых влиятельных в клинической психологии и психиатрии.  В клинике психических болезней концепт ToM одним из первых стал использовать известный британский специалист в области аутизма S. Baron-Cohen [Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1985]. Затем этот концепт был с успехом перенесен на исследования шизофрении  известным энтузиастом модели социального мозга  C. Frith (1992), который полагал, что в основе нарушения способности к построению адекватных «теорий» психической жизни людей лежат генетически предзаданные дефекты нервной системы. Как уже отмечалось выше, представители лагеря «социо», не отрицая важной роли особенностей нервной системы,   склонны объяснять нарушение способности к ментализации  влиянием средовых, в первую очередь, семейных факторов. С  позиций сторонников «социо» в основе процессов ментализации лежат системы представлений о себе и о людях,  описанные в понятиях «объектные репрезентации», «рабочие модели», «когнитивные схемы»,  которые производны от  интерперсональных отношений и жизненных обстоятельств в процессе  взросления человека [Merlo, Gekle, 2002]. 

Литература

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / М., 1960.

Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. соч.: в 6 т. / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. Т. 5.

Выготский Л. С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.

Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … док. психол. наук. М., 2010.

Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96–104.

Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего   развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13–26.

Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследования проблем психологии творчества / М.: Наука, 1983. С. 62–101.

Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. Нарушения саморегуляции познавательной деятельности у больных шизофренией // Журнал невропат. и психиатр. 1985.  № 12.

Леонтьев А.А. Лев Семенович Выготский / М., 1990.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / М., 1982.

Рычкова О.В. Нарушения социального интеллекта при шизофрении. Дисс. … докт. псх.н., М., 2013. 478 с.

Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция «социальный мозг» - «за» и «против» // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 1–16.

Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Социальная ангедония и нарушения социальной направленности при шизофрении  // Сб. материалов науч. конф. «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии» / ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, МГППУ. М., 2013. С.  92–93.

Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983.

Холмогорова А.Б. Обострение борьбы парадигм в науках о психическом здоровье: в поисках выхода // Социальная и клиническая  психиатрия.  2014.  № 4.  В печати

Холмогорова А. Б.  Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра / М., 2011.

Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина О.Д. Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: история и современное состояние проблемы,  модели и методы исследования // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. (в печати).

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель эмоциональных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. N 1. С. 94–102.

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 08.11.2010).

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 108–119.

Юханссон И. Особое детство / М., 2010.

Adolphs  R. The neurobiology of social cognition // Curr. Opin. Neurobiol. 2001. V. 11.

Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a ‘theory of mind’ // Cognition. 1985. V. 21. Pp. 37–46.

Bohl  V. We read minds to shape relationships // Philosophical Psychology. 2014. V. 3.

Bohl V., Fiske A.P. In and Out of Each Other's Bodies: Theory of Mind, Evolution, Truth, and the Nature of the Social / CO: Paradigm, 2012. 161 p.

Bohl V., van den Bos W. Toward an integrative account of social cognition: marrying theory of mind and interactionism to study the interplay of Type 1 and Type 2 processes // Frontiers in Human Neuroscience. 2012. V. 1. P.  274.

Brothers L. The social brain: A project for integrating primate behaviour and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosciense. 1990. V. 1. Pp. 227–251.

Crow T.J. A continuum of psychosis, one human gene, and not much else– the case for homogeneity // Schizophr Res. 1995. V. 17. Pp. 135–145.

Fonagy P., Gergely G., Jurist E.L., Target M. Affect regulation, mentalization, and the development of self / New York: Other Press, 2002.

Frith C. The cognitive neuropsychology of schizophrenia / New Jersey, 1992.

Fernyhough C. Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialogue, and the development of social understanding // Developmental Review. 2008. № 28. Pp. 225–262.

Harvey C.A., Jeffreys S.E., McNaught A.S., Blizard R.A., King M.B. The Camden schizophrenia surveys: III five-year outcome of a sample of individuals from a prevalence survey and the importance of social relationships // Int J Soc Psychiatry. 2007. V. 53. Pp. 340–356.

Kern R., Horan W. Definition and Measurement of  neurocognition and social cognition  //  Neurocognition and Social cognition in schizophrenia patients / V. Roder, A. Medalia (Eds.). Basel-Freiburg-Paris-London-New-York, 2010.

Marneros A., Akiskal H.S. The Overlap of Affective and Schizophrenic Spectra / Cambridge Academ., 2009. 312 p.

Martins F.E. Junior, Sanvicente-Vieira B., Grassi-Oliveira R., Brietzke E., et al. Social cognition and Theory of Mind: controversies and promises for understanding major psychiatric disorders Program for Recognition and Intervention in Individuals at Risk Mental States // Psychology and Neuroscience. 2011. V. 43. Pp. 347–351.

Merikangas K.R., Jin R., He J.-P., Kessler R.C. Prevalence and correlates of bipolar spectrum disorder in the World Mental Health Survey Initiative // Archives of General Psychiatry. 2011. V. 68. Pp. 241–251.

Merlo M., Gekle W. Psychosocial treatment of Schizophrenic disorders / M. Merlo, C. Perris,  H. Brenner  (Eds.) // Cognitive  therapy with schizophrenic patients: The evolution of a new treatment approach / Seattle-Toronto-Bern-Göttingen, 2002.

Michail M., Birchwood M. Social anxiety disorder in first-episode psychosis: incidence, phenomenology and relationship with paranoia // Br J Psychiatry. 2009. V. 195. Pp. 234–241.

Moller H.J. Bipolar disorder and schizophrenia: distinct illnesses or a continuum? // J Clin Psychiatry. 2003. V. 64. Pp. 23– 27.

Murray R.M., Sham P., Van Os J., Zanelli .J, Cannon M., McDonald C. A developmental model for similarities and dissimilarities between schizophrenia and bipolar disorder // Schizophr Res. 2004. V. 71. Pp. 405–416.

Paris J. The Bipolar Spectrum: Diagnosis or Fad? / Taylor and Francis. Kindle Edition. 2012. Pp. 34–36.

Pinkham A.E., Penn D.L., Green M.F., Buck B., Healey K., Harvey P.D. The Social Cognition Psychometric Evaluation Study: Results of the Expert Survey and RAND Panel // Schizophrenia Bulletin. 2013.

Perez-Rodriguez M., Mahon K., Russo M., Ungar A.K., Burdick K.E. Oxytocin and social cognition in affective and psychotic disorders // European neuropsychopharmacology: the journal of the European College of Neuropsychopharmacology. 2014. V. 8.

Ratcliffe M. Rethinking Commonsense Psychology: A Critique of Folk Psychology, Theory of Mind and Simulation / Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007.

Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. Social cognition and developmental psychopathology / New York: Oxford University Press,  2008.

Smoller J.W., Craddock N., Kendler K. Identification of risk loci with shared effects on five major psychiatric disorders: a genome-wide analysis //  The Lancet.2013; № 381(9875). Pp. 1371–1379.

Thaler N.S., Sutton G.P., Allen D.N. Social cognition and functional capacity in bipolar disorder and schizophrenia // Psychiatry Research. 2014. V. 8.

Van Os J., Rutten B., Poulton R.  Gene–Environment Interactions for Searchers: Collaboration Between Epidemiology and Molecular Genetics // Advances in Schizophrenia / Wagner F. Gattaz, Geraldo Busatto (Eds.).  Research, 2009. Springer Verlag. 2009.

Van Hooren S., Versmissen D., Janssen J. et al. Social cognition and neurocognition as independent domains in psychosis // Schizophrenia Research. 2008. V. 103. Pp. 257–265.

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика