Сравнительный анализ процесса групповой работы в психологическом тренинге и психотерапевтической группе 70
Молостова А.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Molostova.psychotherapy@yandex.ru
Аннотация
Представлен подход к анализу процесса работы психологического тренинга и терапевтической группы. Рассмотрены два аспекта функционирования психологической группы: аспект развития проблематики и аспект развития отношений участников. Развитие проблематики — движение в поле содержания проблем, которые оказываются в фокусе внимания участников. Развитие отношений — углубление контакта между участниками в динамике развития группы. Анализируется, каким образом меняется баланс соотношения дух аспектов в зависимости от направления групповой психологической работы. Оба аспекта рассмотрены в контексте стадий развития тренинговой или терапевтической группы. В результате формулируются различия баланса развития отношений и развития проблематики в двух видах групп. В психологическом тренинге развитие отношения между участниками имеет вспомогательное значение при доминировании уровня развития проблематики. В групповой терапии развитие отношений — ключевой процесс, обеспечивающий терапевтические изменения.
Данная статья является откликом на взаимодействие со
студентами факультета консультативной и клинической психологии в рамках курсов,
посвященных групповым методам работы. Отклик этот возник на дезориентацию
потенциальных, настоящих и бывших участников групп, а в каких-то случаях и
самих ведущих в возможностях разнообразных форм групповой работы.
Литература
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии.
М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание
в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и
психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 11—32. doi:10.17759/cpp.2017250302
Кори Д. Теория и практика группового
консультирования: пер. с англ. М.: Эксмо, 2003. 640 с.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и
практика. М.: Академический проспект, 2000. 240 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная
психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318
с.
Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с
англ. М.: Академический проспект, 2017. 313 с.
Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры
нравственных и теоретических основ психотренинга: учеб. пособие. СПб.: Речь,
2003. 176 с.
Петровский В.А. Деятельностное опосредование
межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и
общество. 2011. № 1. С. 5—16.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.:
Ювента, И.Т., 1999. 256 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия: пер. с англ.
СПб.: Питер, 2001. 384 с.
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая
психотерапия: пер с англ. СПб.: Питер, 2002. 400 с.
Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика:
пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.