Изучение психологических особенностей подростков с табачной аддикцией

Аннотация

В статье приводится описание психолого-педагогического эксперимента по изучению личностных характеристик подростков с табачной аддикцией и социогенных факторов, обусловливающих как формирование табачной аддикции, так и формирование негативного отношения к табакокурению с последующим отказом от него. Описан эффект «двойной мотивации» в процессе приобщения к табакокурению и отказа от него.

Общая информация

Ключевые слова: табачная аддикция, личностные характеристики, социогенные факторы, сургенсия

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хриптович В.А. Изучение психологических особенностей подростков с табачной аддикцией // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

К числу проблем, которые в последнее десятилетие наиболее интенсивно разрабатываются представителями основных психологических школ и направлений, относится проблема аддиктивного поведения. Под этим термином понимается злоупотребление химическими веществами или видами активности с целью ухода от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Аддиктивное поведение приводит к негативным изменениям как в организме человека, так и в его личностно-поведенческой сфере.

Одним из видов аддиктивного поведения является табачная аддикция.

Табачная аддикция – психическое состояние, возникающее в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психологических и социогенных потребностей личности. Формирование табачной аддикции обусловлено личностными характеристиками и социогенными факторами. Результатом табачной аддикции является сформированность психологической зависимости личности (Хриптович, 2008).

<...>

Полный текст

Проблема исследования

К числу проблем, которые в последнее десятилетие наиболее интенсивно разрабатываются представителями основных психологических школ и направлений, относится проблема аддиктивного поведения. Под этим термином понимается злоупотребление химическими веществами или видами активности с целью ухода от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Аддиктивное поведение приводит к негативным изменениям как в организме человека, так и в его личностно-поведенческой сфере.

Одним из видов аддиктивного поведения является табачная аддикция.

Табачная аддикция – психическое состояние, возникающее в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психологических и социогенных потребностей личности. Формирование табачной аддикции обусловлено личностными характеристиками и социогенными факторами. Результатом табачной аддикции является сформированность психологической зависимости личности (Хриптович, 2008).

Процедура и методы исследования

Методологической базой исследования стала социально-когнитивная теория А. Бандуры, рассматривающая поведение личности, в том числе и аддиктивное, как детерминированное взаимовлияние личностных характеристик и социогенных факторов. Поэтому целью исследования было выявление личностных характеристик школьников подросткового возраста и социогенных факторов, обусловливающих формирование табачной аддикции.

Психолого-педагогический эксперимент проводился в течение 2000-2006 гг. и включал в себя три этапа:

1. Констатирующий этап, задачами которого стали: выявление личностных характеристик школьников подросткового возраста, обусловливающих формирование табачной аддикции, определение иерархии мотивов формирования табачной аддикции, выявление социогенных факторов, обусловливающих формирование табачной аддикции, с помощью анализа репрезентаций подростков о проблеме табакокурения.

В психолого-педагогическом эксперименте участвовали учащиеся школ № 36, 53, 54, 69, 92 г. Минска. Выборка составила 320 человек: 160 девочек и 160 мальчиков, из них 160 курящих и 160 некурящих. Испытуемые были разделены на 8 групп (экспериментальные и контрольные группы курящих и некурящих девочек и мальчиков) по 40 человек. Выявленные в результате сравнения с некурящими подростками личностные характеристики, присущие курящим подросткам, и обусловливают, по нашему мнению, формирование табачной аддикции.

Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF); «Тест описания поведения» К.Томаса; «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина, а также нестандартизированной методики – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику».

2. Формирующий этап, задачей которого стало проведение специально организованных занятий программы психолого-педагогического воздействия «Жизнь без табака», направленных на формирование личностных характеристик подростков, обусловливающих изменение отношения к табакокурению, а также на выработку новых форм поведения, способствующих преодолению табачной аддикции (Хриптович, 2004).

3. Контрольный этап, задачами которого стали: выявление личностных характеристик школьников подросткового возраста и социогенных факторов, обусловливающих изменение отношения к табакокурению, определение иерархии мотивов в процессе изменения отношения к табакокурению. повторная диагностика испытуемых экспериментальных и контрольных групп, сравнение результатов, выявление достоверности различий.

Результаты исследования

С помощью методики  «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF) установлено, что курящие и некурящие подростки имеют значимые различия по следующим факторам: В «когнитивная достаточность – легкая когнитивная дефицитарность» ( р<0,001), F «сургенсия – десургенсия» (р<0,001), G «сила Сверх-Я – слабость Сверх-Я» (р<0,001), Q3 «контроль желаний – импульсивность» (р<0,05).

Общие мыслительные способности курящих подростков менее выражены. Курящие подростки менее успешно решают абстрактные задачи, обладают более узким спектром интеллектуальных интересов; отличаются более низкой скоростью обучения; чаще не доводят дело до конца. Курящие подростки более беспечны, жизнерадостны, разговорчивы, общительны, доверчивы и импульсивны; они легче относятся к жизни, меньше заботятся о будущем; чаще демонстрируют находчивость и остроумие; больше ориентированы на получение удовольствия от вечеринок, зрелищных мероприятий, а также от работы, предполагающей разнообразие, перемены и путешествия (Хриптович, 2004).

Курящие подростки отличаются более слабой совестливостью, проявляют менее выраженный интерес к общественным нормам и прилагают меньше усилий для их выполнения; склонны к непостоянству, менее добросовестны, менее ответственны и менее принципиальны. Курящие подростки отличаются слабоволием и обладают худшим самоконтролем; они реже придают своей энергии конструктивное направление; не всегда эффективно организовывают свое время и порядок выполнения дел.

Сила нервной системы является биопсихологической основой для формирования личностных характеристик. Анализ результатов, полученных с помощью методики «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина, показал наличие значимых различий в силе нервной системы у курящих и некурящих подростков (р<0,001).

Выявлено, что у подростков с табачной аддикцией более выражены средне-слабый и слабый типы нервной системы. Это проявляется в снижении работоспособности и способности выдерживать различную нагрузку по величине и длительности. У некурящих подростков более выражен сильный тип нервной системы. Полученные результаты позволяют констатировать: личностные дефициты курящих подростков детерминированы слабым типом нервной системы.

При обработке эмпирических данных показателей поведения в конфликте по методике «Тест описания поведения» К.Томаса значимые различия между курящими и некурящими подростками обнаружены по стратегиям «соперничество» (р<0,001), «сотрудничество» (р<0,05), «компромисс» (р<0,05). Курящие подростки предпочитают использовать в конфликте такую стратегию поведения как «соперничество», некурящие – «сотрудничество» и «компромисс». Курящие подростки в отличие от некурящих склонны к утверждению своей позиции любой ценой, прибегая к открытой борьбе за свои интересы. Некурящие подростки стремятся к созданию взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон, а также к урегулированию разногласий через взаимные уступки.

При анализе результатов методики «Ценностные ориентации» было выявлено, что подростки чаще всего на 1-3 места выдвигали такие ценности как «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь», а на 17-18 места чаще выбирались «творчество», «развлечения», «счастье других». Выявлены значимые различия между группами в ранжировании ценностей «здоровье» (р<0,01), «материально обеспеченная жизнь» (р<0,05) и «развлечения» (р<0,05). Таким образом, для курящих менее значимой ценностью является «здоровье» и более значимыми – «материально обеспеченная жизнь» и «развлечения».

Выявленные с помощью мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику» репрезентации курящих и некурящих подростков о проблеме табакокурения различны. Курящим подросткам свойственно: положительное или нейтральное отношение к курению сверстников и взрослых; одобряющие и нейтральные ассоциации, вызванные табакокурением сверстника и их нейтральное объяснение или объяснение, связанное с подражанием; «подражание, мода, курение родителей» и «желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета» как мотивы начала курения; положительная оценка ощущений, испытываемых во время курения; «поддержка» и «жажда» в отношении курения как факторы, привлекающие в процессе табакокурения; «отсутствие социального контроля» и «снятие нервного напряжения» как ситуации, в которых курящий сверстник чаще всего закуривает; «влияние окружающих» и «зависимость от курения» как обстоятельства, мешающие бросить курить; курение как ведущая проблема, которая может волновать родителей; положительная оценка характера общения курящего сверстника с ровесниками свойственны курящим подросткам (Хриптович, 2004).

Выводы

1. Выявленными с помощью изучения репрезентаций школьников о проблеме табакокурения социогенными факторами, обусловливающими формирование табачной аддикции у подростков, являются: влияние курящих сверстников, родителей, взрослых; влияние моды, рекламы и средств массовой информации; влияние авторитета сверстников; поступающая извне информация о приятных ощущениях, испытываемых во время курения; информация о том, что курение создает ощущение «поддержки»; отсутствие социального контроля; информация о том, что курение помогает снять нервное напряжение; основанное на примерах референтных взрослых отрицание последствий курения; терпимое отношение общества к табакокурению.

2. Школьникам подросткового возраста с табачной аддикцией свойственны: более слабая нервная система и сформированные на ее основе такие личностные характеристики, как легкая когнитивная дефицитарность (сниженные общие мыслительные способности, более узкий спектр интеллектуальных интересов, более низкая скорость обучения, неумение доводить дело до конца), сургенсия (беспечность, жизнерадостность, легкое отношение к жизни, отсутствие заботы о будущем), слабость Сверх-Я (недостаточно сформированная ответственность, низкая совестливость, склонность к непостоянству, недобросовестности, безответственности и беспринципности), импульсивность (худший самоконтроль поведения, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел), соперничество, меньшая значимость ценности «здоровье» и большая значимость ценностей «материально обеспеченная жизнь» и «развлечения». Эти личностные характеристики обусловливают формирование табачной аддикции.

3. Процессы формирования табачной аддикции и изменения отношения к табакокурению с последующим отказом от него сопровождаются эффектом двойной мотивации, суть которого заключается в преобразовании иерархии мотивов. В процессе формирования табачной аддикции доминирующими являются внешнеобусловленные мотивы (приобрести друзей, желание выделиться, доказать свою взрослость и независимость, влияние сверстников и их авторитета, мода, курение родителей), второстепенными – внутренне детерминированные мотивы (любопытство, личные проблемы, слабость воли). В процессе формирования негативного отношения к табакокурению и отказа от него доминируют внутренне детерминированные мотивы (осознание вреда табакокурения и самостоятельное принятие решения об отказе), а второстепенными становятся внешнеобусловленные мотивы (избежание наказания, конфликт со значимыми людьми).

4. Разработанная в ходе исследования программа психолого-педагогического воздействия, включающая проведение психодиагностических процедур и практикумов, работу в малых группах, моделирование ситуаций, социально-психологические тренинги общения и личностного роста, освоение приемов саморегуляции, информирование и обсуждение проблемы табачной аддикции, выполнение групповых творческих заданий научно-исследовательского характера, способствует изменению отношения подростков к табакокурению с последующим отказом от него.

В результате проведенной экспериментальной работы изменили свое отношение к табакокурению 50% курящих мальчиков и 70% курящих девочек экспериментальных групп, которые на момент повторной диагностики отказались от табакокурения.

5. Формированию негативного отношения к табакокурению способствуют: ослабление эмоционального, усиление когнитивного и поведенческого компонентов отношения к табакокурению; осознание значимости личностных характеристик в процессе формирования табачной аддикции; активизация таких стратегий поведения в конфликте, как «сотрудничество» и «компромисс»; повышение значимости ценностей «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «красота природы и искусства», «свобода», «творчество», «уверенность в себе».

Литература

  1. Сизанов, А.Н., Поплавский, Н.Н., Хриптович, В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2004. – 528 с.
  2. Хриптович, В.А. Личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения // Псiхалогiя. – 2004. – № 3. – С. 49–54.
  3. Хриптович, В.А. Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – № 4. – С. 98–111.
  4. Хриптович, В.А. Эффект «двойной мотивации» в процессе приобщения подростков к табакокурению и отказа от него // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы 2 междунар. научно-практ. конф. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – С.302–303.
  5. Хриптович, В.А. Механизм формирования табачной аддикции у подростков // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 55–59.
  6. Хриптович, В.А. Психофизиологические предпосылки формирования табачной аддикции // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования : материалы V Респ. науч. конф. молодых ученых и аспирантов, Минск, 27 нояб. 2008 г. / редкол.: И.В. Казакова [и др.]. – Минск : РИВШ, 2008. – С. 74–78.

Информация об авторах

Хриптович Виктория Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра проектирования образовательных систем, Республиканский институт высшей школы, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1745-8643, e-mail: hriptovich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6738
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10