Характеристика развития мотивационной сферы современных детей 5 – 7 лет

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Характеристика развития мотивационной сферы современных детей 5 – 7 лет // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

В 2005-2006 гг. нами было проведено исследование мотивационной сферы современных дошкольников 5 –  7 лет.

С помощью метода эксперимента изучалось соотношение игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет  с целью проследить развитие мотивационной сферы  от 5 к 7 годам.

Также исследовалось, насколько сформирована у современных дошкольников 6 и 7 лет внутренняя позиция школьника.

Вслед за Л.И. Божович под мотивом мы понимаем все,  что побуждает человека к действию. Поэтому в качестве мотива рассматривается не только предмет удовлетворения потребности (как у А.Н. Леонтьева), но и потребности, интересы, желания и т.д..  Широкий познавательный мотив здесь понимается как интерес к  фактам, событиям и явлениям окружающего мира.  Познавательно-учебный мотив – стремление к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.

Внутренняя позиция школьника, согласно Л.И.Божович (1968), это новое отношение ребенка к  среде, возникающее к концу старшего дошкольного возраста (6 – 7  лет) и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни – положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность  –  учение.

Испытуемые:

В исследовании приняло участие 300 дошкольников:

...

Полный текст

В 2005-2006 гг. нами было проведено исследование мотивационной сферы современных дошкольников 5 –  7 лет.

С помощью метода эксперимента изучалось соотношение игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет  с целью проследить развитие мотивационной сферы  от 5 к 7 годам.

Также исследовалось, насколько сформирована у современных дошкольников 6 и 7 лет внутренняя позиция школьника.

Вслед за Л.И. Божович под мотивом мы понимаем все,  что побуждает человека к действию. Поэтому в качестве мотива рассматривается не только предмет удовлетворения потребности (как у А.Н. Леонтьева), но и потребности, интересы, желания и т.д..  Широкий познавательный мотив здесь понимается как интерес к  фактам, событиям и явлениям окружающего мира.  Познавательно-учебный мотив – стремление к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.

Внутренняя позиция школьника, согласно Л.И.Божович (1968), это новое отношение ребенка к  среде, возникающее к концу старшего дошкольного возраста (6 – 7  лет) и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни – положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность  –  учение.

Испытуемые:

В исследовании приняло участие 300 дошкольников:

  • пятилетние дети  (в возрасте от 5 лет 0 мес. до 5 лет 5 мес.) – 100 человек
    (47 мальчиков, 53 девочки);
  • шестилетние дети (в возрасте от 5 лет 11мес. до 6 лет 4 мес.) – 100 человек
    (47 мальчиков, 53 девочки);
  • семилетние дети (в возрасте от 6 лет 11мес. до 7 лет 4 мес.) – 100 человек
    (52 мальчика, 48 девочек).

Исследование проводилось на базе 16 детских садов  г. Москвы в марте – мае 2005 и 2006 г.

Методики исследования:

  1. «Игрушки-книжки-цифры» (Н.И. Гуткина, 2006). Данная методика позволяет экспериментально выявить в мотивационной сфере детей 5 – 7 лет иерархию игрового широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов.  В процессе исследования каждый ребенок последовательно делает выбор из предлагаемых ему занятий: игра со стандартным набором игрушек,  занятия чисто познавательного характера: дослушивание сказки до конца, слушание познавательного рассказа «из книжки о планетах» (Астрономия в картинках), и занятие познавательно-учебного характера в ситуации, задаваемой экспериментатором как учебная  –   изучение неизвестных  римских цифр (в случае если ребенок не знает каких-либо арабских цифр – то неизвестных ему арабских цифр). Определение иерархического соотношения всех трех изучаемых мотивов (игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного) проводилось путем анализа последовательности выборов  детьми различных занятий в рамках последовательного конфликтного столкновения исследуемых мотивов, в результате чего можно было определить, какое занятие является самым привлекательным для ребенка, какое – вторым по привлекательности, а какое – практически не вызывает интереса. 
  2. «Внутренняя позиция школьника» (Н.И. Гуткина, 2002, 2004) –  экспериментальная беседа, состоящая из 12 вопросов (среди которых есть как прямые, так и косвенные), позволяющая определить, насколько сформирована у ребенка внутренняя позиция школьника.

Для статистической обработки данных использовался непараметрический критерий – t-критерий Стъюдента для процентов  (Н.А. Плохинский, 1970; С.Гланц, 1999).

Результаты исследования:

1. Экспериментальное исследование соотношения игрового, широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов показало, что каждая из исследуемых в работе возрастных групп (5, 6 и 7 лет) имеет отличную от других картину строения мотивационной сферы. Возрастные группы различаются как по выраженности изучаемых мотивов, так и по наиболее характерным для детей каждого возраста иерархическим структурам мотивационной сферы.

С помощью качественного анализа были выделены 5 вариантов полной иерархической структуры [1]  мотивационной сферы детей 5-7 лет.  

В   I варианте  игровой мотив доминирует  и над широким познавательным, и над познавательно-учебным мотивами, которые, фактически, не проявляются.  В эксперименте такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом. Ребенок всем занятиям познавательного характера (и дослушиванию сказки, и  слушанию чтения рассказа о планетах, и изучению цифр) предпочитал игру с набором игрушек. Важно отметить, что методика исследования составлена таким образом, что актуализируется достаточно слабый игровой мотив. С используемым в методике «Игрушки-книжки-цифры» набором игрушек нельзя развернуть интересную игру.  Наблюдения за детьми показывают, что игра с этими игрушками, как правило, представляет собой предметную игру; например, катание машинки, «кормление» собачки из тарелочки, катание собачки на машинке, построение «башни» из тарелочки, кубика и табуретки и т.п.  Вместе с тем, из трудов Д.Б. Эльконина известно, что детей в возрасте 5-7 лет интересуют игры более высокого уровня: сюжетно-ролевые и с правилами. И если в ситуации нашего эксперимента ребенок выбирает игрушки,  а не познавательную деятельность (то есть игровой мотив является доминирующим), то это фактически указывает не на силу игрового мотива, а  на очень слабое развитие познавательных мотивов, возможно даже их отсутствие – в ситуации эксперимента они вообще не проявились. В этом случае определение, какой мотив находится на втором, а какой на третьем месте в иерархии, не проводилось.

Во II варианте на вершине мотивационной иерархии находится широкий познавательный мотив, на втором месте в иерархии – игровой мотив, на последнем – познавательно-учебный мотив, который фактически не проявляется. В эксперименте такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом. Выбор ребенка показывал, что самое предпочитаемое, самое интересное для него занятие из предлагаемых - слушать чтение книжки (либо сказку, либо познавательный рассказ, либо и то, и другое); второе по степени привлекательности занятие – игра с набором игрушек, а изучение цифр не вызывает интереса. Ребенок предпочитает малоинтересную игру изучению цифр. Значит, слушание чтения книжек уже вызывает у ребенка интерес, а изучение цифр  – еще нет. Такой вариант соотношения мотивов указывает на то, что широкий познавательный мотив уже проявляется, а познавательно-учебный еще не выражен.

В III варианте на вершине мотивационной иерархии находится широкий познавательный мотив, на втором месте в иерархии – познавательно-учебный мотив, на последнем – игровой мотив  (либо игровой мотив в ситуации эксперимента вообще не проявлялся). В ситуации эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом. Выбор ребенка показывал, что самым предпочитаемым, интересным для него было познавательное занятие: слушать чтение книжки (либо сказку, либо познавательный рассказ, либо и то, и другое), вторым по степени привлекательности – изучение цифр, и третьим – игра с игрушками, если ребенок в ситуации эксперимента хотя бы один раз выбирал игрушки. У таких детей уже и широкий познавательный, и познавательно-учебный мотивы проявляются и доминируют над игровым мотивом, но познавательно-учебный мотив уступает по месту в иерархии широкому познавательному мотиву.

В IV варианте на вершине мотивационной иерархии находится познавательно-учебный мотив, на втором месте в иерархии – широкий познавательный мотив, на последнем – игровой мотив  (либо игровой мотив в ситуации эксперимента вообще не проявлялся). В ситуации эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом. Ребенок всем остальным занятиям предпочел изучение римских цифр, вторым по степени привлекательности для него оказалось слушать чтение книжки (хотя бы в одном из вариантов – сказка или рассказ), третьим – игра, если ребенок в ситуации эксперимента хотя бы один раз выбирал игрушки. У таких детей, как и в III  варианте оба познавательных мотива доминируют над игровым мотивом, но здесь уже познавательно-учебный мотив обходит в иерархии широкий познавательный мотив.

В V варианте  на вершине мотивационной иерархии находится познавательно-учебный мотив, на втором месте в иерархии – игровой мотив, на последнем – широкий познавательный мотив, который фактически не проявляется. В ситуации эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом: ребенок всем остальным занятиям предпочел изучение римских цифр, но при этом предпочел игрушки слушанию книг (ни сказка, ни рассказ его не заинтересовали).

Выраженность. Количественная выраженность, или  представленность каждого мотива фиксировалась по частоте случаев проявления  того или иного мотива в каждом возрасте, фактически речь идет о показателе «суммарная частота проявления мотива».

По выборке детей 5-летнего возраста были получены следующие результаты:

I вариант иерархии мотивов был определен у 40% детей 5-летнего возраста, II вариант – у 24% детей, III вариант – у 17% детей, IV вариант – у 13%  детей, V вариант – у 6% детей.

Наиболее часто в пятилетнем возрасте встречается I вариант иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится игровой мотив (причем, слабый игровой мотив), а познавательные мотивы (широкий познавательный и познавательно-учебный) вообще не проявляются (40%). Данный вариант иерархии
в 5-летнем возрасте встречается существенно чаще чем, в 6 и 7 лет. Различия и с 6-летними, и с 7-летними детьми статистически достоверны на очень высоком уровне значимости (0,1%). Этот вариант иерархии исследуемых мотивов чаще всего встречается у пятилеток (как в сравнении с другими возрастами, так и внутри возраста), поэтому его можно рассматривать как наиболее характерный для детей пятилетнего возраста.

Выраженность мотивов. В 5-летнем возрасте (независимо от места проявления мотива) игровой мотив встречается  в 76% случаев, широкий познавательный – в 54% случаев, а познавательно-учебный – в 36% случаев.

По выборке детей 6-летнего возраста были получены следующие результаты:

I вариант иерархии мотивов был определен у 17% детей 6-летнего возраста, II вариант – у 6% детей, III вариант – у 39% детей, IV вариант – у 32%  детей, V вариант – у 6% детей.

Наиболее часто  в шестилетнем возрасте встречается III вариант иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится широкий познавательный мотив, на втором месте – познавательно-учебный, а игровой мотив (слабый) –   на третьем месте, либо вообще не проявляется (39%).   Данный вариант иерархии мотивов в 6-летнем возрасте встречается существенно чаще, чем в 5-летнем и 7-летнем. Различия с 5-летними детьми статистически достоверны на 0,1 % уровне значимости, с 7-летними детьми – на 5% уровне значимости. Этот вариант иерархии исследуемых мотивов чаще всего встречается у шестилеток (как в сравнении с другими возрастами, так и внутри возраста), поэтому его можно рассматривать как наиболее характерный для детей шестилетнего возраста.

Выраженность.  В шестилетнем возрасте (независимо от места проявления мотива) игровой мотив встречается  в 44% случаев, широкий познавательный – в 77% случаев и познавательно-учебный – в 77% случаев.

По выборке детей 7-летнего возраста были получены следующие результаты:

I вариант иерархии мотивов был определен у 11% детей 7-летнего возраста, II вариант – у 6% детей, III вариант – у 26% детей, IV вариант – у 51%  детей, V вариант – у 6% детей.

Наиболее часто в семилетнем возрасте встречается IV вариант иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится познавательно-учебный мотив, на втором месте – широкий познавательный, а игровой мотив (слабый) – на третьем месте, либо вообще не проявляется (51%). Данный вариант иерархии мотивов в 7-летнем возрасте встречается статистически достоверно чаще, чем в 5 и 6 лет. Различия с 5-летними детьми статистически достоверны на 0,1 % уровне значимости, с 6-летними детьми – на 1% уровне значимости. Этот вариант иерархии исследуемых мотивов чаще всего встречается у семилеток (как в сравнении с другими возрастами, так и внутри возраста), поэтому его можно рассматривать как наиболее характерный для детей семилетнего возраста.

Выраженность. В семилетнем возрасте (независимо от места проявления мотива) игровой мотив встречается в 43% случаев, широкий познавательный – в 83% случаев и познавательно-учебный – в 83% случаев.

Статистическая обработка результатов показывает, что 5-летние дети статистически значимо отличаются от 6-летних и 7-летних по выраженности (суммарной частоте проявления) изучаемых мотивов. Выраженность игрового мотива в 5-летнем возрасте существенно больше, чем в 6 и 7 лет, а  широкого познавательного и познавательно-учебного – существенно меньше, чем в 6 и 7 лет.

Дети пяти, шести и семи лет имеют в каждом возрасте отличную от других возрастов наиболее характерную для конкретного возраста иерархию трех изучаемых мотивов.
Для 5-летнего возраста – это доминирование игрового мотива над познавательными (широким познавательным и познавательно-учебным), причем иерархия последних между собой практически не проявляется в силу их слабого развития. Для 6-летнего возраста – это доминирование широкого познавательного мотива над познавательно-учебным и игровым, причем познавательно-учебный мотив доминирует над слабым игровым мотивом. Для
7-летнего возраста – это доминирование познавательно-учебного мотива над широким познавательным и игровым, причем широкий познавательный мотив доминирует над слабым игровым мотивом.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что 5-летние дети, по сравнению с детьми 6 и 7 лет, в большей степени направлены на игровую деятельность, и в меньшей степени – на познание нового и обучение как самостоятельные виды деятельности. В связи с этим, мы считаем, что 5-летние и 6-летние дети, объединенные
в современной педагогической практике внутри дошкольного возраста в единую возрастную подгруппу – старший дошкольный возраст, по своим психологическим особенностям относятся к разным возрастным подгруппам: 5-летние – к среднему дошкольному, а 6-летние – к старшему дошкольному возрасту, как это было в педагогической практике в середине прошлого века.

Наиболее характерная иерархия мотивов в мотивационной сфере детей 7-летнего возраста отличается от иерархии мотивов в мотивационной сфере детей 5-летнего и
6-летнего возраста преобладающим доминированием познавательно-учебного мотива над широким познавательным и игровым мотивом (51%). 7-летние дети отличаются от 5-летних и 6-летних детей своей направленностью на получение конкретных знаний, умений и навыков. В связи с этим начало школьного обучения целесообразно начинать не ранее семи лет.

2.  Исследование внутренней позиции школьника показало низкий уровень ее развития у современных дошкольников. Внутренняя позиция школьника полностью сформирована только у 7% 6-летних детей и 15% 7-летних детей.  У 72% детей 6 лет и  62% детей 7 лет она вообще отсутствует, а  у 21% детей 6 лет и 23% детей 7 лет – находится в стадии формирования.

Поскольку у современных детей к концу дошкольного возраста практически не формируется внутренняя позиция школьника, то встает вопрос о том, что по сравнению с серединой прошлого века (исследования школы Л.И. Божович)  у современных детей личностное развитие в дошкольном возрасте идет несколько иначе.



[1] О полной иерархической структуре мотивационной сферы можно говорить условно, поскольку  исследовались только три основных мотива поведения и деятельности детей 5 – 7 лет. 

 

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М., 1999.
  3. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002.
  4. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2006. №3.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. –  М., 2004.
  6. Плохинский Н.А. Биометрия. – М., 1970.

Метрики

Просмотров

Всего: 6505
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 15