Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья

232

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов — одна из при­оритетных задач, которую призвано решать любое де­мократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В высшем учебном заведении при получении про­фессионального образования основой общности сту­дентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные обра­зовательные стандарты, обязательные для тех и дру­гих. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания вуза они как профессионалы могут быть конкурентоспо­собны на рынке труда.

Полный текст

Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов — одна из при­оритетных задач, которую призвано решать любое де­мократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В высшем учебном заведении при получении про­фессионального образования основой общности сту­дентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные обра­зовательные стандарты, обязательные для тех и дру­гих. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания вуза они как профессионалы могут быть конкурентоспо­собны на рынке труда.

Интеграция человека с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особеннос­тях формирования личности человека с функциональ­ными ограничениями, поскольку хронические сомати­ческие заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, фор­мируют вторичные изменения — личностные, а имен­но: особенности самоотношения, «Я-концепции», са­моактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации чело­века.

В то же время знание особенностей развития лич­ности студентов с ограниченными физическими воз­можностями является необходимым условием форми­рования активной, гармонически развитой личности.

Проведенные нами исследования 67 студентов с ограниченными возможностями здоровья разных но-зологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигатель­ного аппарата и хронических соматических заболева­ний), которые учатся в нашем университете, выявили особенности личностного развития студентов с ОВЗ. В исследовании мы использовали следующий ком­плекс психодиагностических методик: личностный опросник Бехтеревского института для диагностики внутренней картины болезни (физического дефекта); опросник Келлермана-Плутчика для исследования ха­рактерных механизмов психологических защит чело­века как способов социально-психологической адапта­ции; методику «Опросник исследования самоотноше­ния» (В. Столин, С. Пантелеев); методику для иссле­дования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина; проективную методику «Я, Значимый, Другие» (О. Купреева) для исследования эмоциональ­но-ценностного отношения субъекта к собственному «Я» в контексте отношения к окружающим [1].

Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здо­ровья присущи дезадаптивные гомогенные типы отно­шения к своему дефекту, болезни. В картине этих ти­пов ведущими являются анозогнозический, эргопати-ческий, сеситивный, гармоничный типы.

Анализ структуры внутренней картины болезни (дефекта) показал доминирование уровня эмоцио­нальной оценки переживания дефекта (болезни) сту­дентами с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт свидетельствует о преобладании ин-трапсихических конфликтов, низкого уровня интегра­ции образа «Я».

Эмоциональная реакция на свой дефект (болезнь) коррелирует с высокими показателями уровня лично­стной тревожности. Личностная тревожность в дан­ном случае, не столько стимулирует активность, сколько способствует развитию деструктивных за­щитных форм поведения.

Типичными механизмами психологических защит студентов с ОВЗ являются отрицание реальности, ра­ционализация, регрессия, реактивные образования.

Исследование выявило особенности развития «Я-концепции» студентов с ОВЗ, а именно: формирова­ние негативного самоотношения, снижение уровня са­моуважения, самоинтереса, саморуководства. При этом для них характерна компенсаторно завышенная самооценка. Следует отметить, что физический де­фект, соматическое заболевание воспринимается дан­ным контингентом как дефект личности в целом, де­фект их собственного «Я».

Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, вос­приятия окружающих формирует у студентов-инва­лидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-пси­хологической адаптации в целом.

Как показывает исследование, студенты с ограни­ченными возможностями здоровья испытывают потреб­ность в психологической поддержке при решении про­блем личностного и профессионального самоопределе­ния, сохранения и развития психического здоровья, раз­вития социальной активности и личности в целом.

Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости построения и осу­ществления психологического сопровождения студен­тов с ОВЗ в процессе их обучения в университете. Со­провождать — значит идти (двигаться) рядом, вместе с кем-нибудь в качестве проводника, сопровождающего. Отсюда психологическое сопровождение студентов с ОВЗ — это движение вместе, рядом с личностью, кото­рая развивается, изменяется с целью предоставления ей своевременной психологической помощи и под­держки в саморазвитии, формировании способности быть активным субъектом жизненного и профессио­нального самоопределения.

Психологическое сопровождение обучения и лич­ностного развития студентов-инвалидов в вузе будет эффективным при условии его целенаправленности и системности; полисубъектности и личностной ориен­тированности; направленности на формирование си­туации развития личности и ее параметров, значимых для личностного и профессионального развития — по­зитивного самоотношения, эмоциональной стабиль­ности, социально-психологической компетентности.

Система психологического сопровождения студен­тов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузов­ский период. В рамках довузовской подготовки психо­логическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от но­зологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навы­ков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуни­кативных умений, формирование готовности абитури­ентов к обучению в интегрированных группах и внут-ривузовской жизни средствами социально-психологи­ческого тренинга.

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:

  • создание адаптационных программ (по нозологиям, учитывая психологические особенности людей с инвалидностью);
  • проведение социально-психологических тренин-говых программ для развития коммуникативных, ас-сертивных, творческих навыков и умений;
  • обучение студентов-инвалидов приемам саморе­гуляции;
  • оказание психологической помощи в виде инди­видуальных и групповых консультаций;
  • создание психологических консультативных пунктов по вопросам особенностей обучения студен­тов с ограниченными возможностями здоровья в инте­грированных группах;
  • педагогическое сопровождение учебного про­цесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологий, например, опорные конспекты лекций для студентов с патоло­гиями слуха, аудиозаписи лекций для студентов с па­тологиями зрения;
  • проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможнос­тями здоровья в процессе обучения в вузе с целью изу­чения динамики личностных изменений.

Для достижения наибольшего эффекта психологи­ческого сопровождения студентов с ОВЗ недостаточ­но использовать только психокоррекционные воздей­ствия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопро­филактикой, информационным просвещением препо­давателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обу­чения в вузе.

Разработка системы психологического сопровож­дения студентов с ОВЗ и исследование ее результа­тивности является предметом дальнейших наших ис­следований.

Литература

  1. Купреева О. И. Особенности «Я-концепции» взрослых инвалидов с ампутационными дефектами конечностей. Дисс. . канд. психол. наук. — Киев, 2003.

Информация об авторах

Купреева Ольга Ильинична, кандидат психологических наук, доцент кафедры Института социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина», Киев, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 7198
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 232
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4