Идеографический подход в психодиагностике подростка

53

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, психодиагностика, подросток

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Семенова О.Ф. Идеографический подход в психодиагностике подростка // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

В настоящее время в психологической диагностике на фоне преобладания изучения различных унифицированных, общегрупповых особенностей, интереса к статистическим методам обработки «сырых» данных, развивающихся компьютерных технологий, все большее признание получает номотетическое направление.

Полный текст

В настоящее время в психологической диагностике на фоне преобладания изучения различных унифицированных, общегрупповых особенностей, интереса к статистическим методам обработки «сырых» данных, развивающихся компьютерных технологий, все большее признание получает номотетическое направление. Номотетическое – т.е. изучающее общие закономерности, которое использует подходы, ориентированные на обнаружение универсальных, свойственных в определенной степени каждому человеку, особенностей личности и механизмов ее формирования. Данное направление сводится к научному классифицированию уже зафиксированных в естественном языке обозначений различных психических, характерологических свойств личности. При этом фактически нивелируется уникальность личности с неповторимостью ее свойств, их выраженности и особенностей сочетания. Индивидуальность практически редуцируется до индивидуального набора определенных показателей по нормативным, общегрупповым, а порой и общечеловеческим шкалам. При этом актуальность изучения личности как целого отступает перед пониманием ее как вместилища черт. Однако, на наш взгляд, данный подход, отражает ценность лишь одного полюса - знания об особенностях людей. Но ценность другого – знания о человеке – нивелируется. Тем не менее, в психологии не исчезает идеографический подход, ставящий целью изучение особого, единичного, идентичного, когда личность исследуется с позиций холистичности и целостности. Два указанных подхода не должны противопоставляться, но быть взаимодополняющими. Ведь для психокоррекционной помощи нам необходимы и те, и другие знания. Идеографический подход активно развивался на основе психосемантики, которая реконструирует индивидуальную систему определенным образом организованных между собой значений. Данная система имеет эмоционально-мотивационную основу и опосредует процессы восприятия, мышления, памяти и пр.. В настоящее время психосемантика изучает структуру и содержание индивидуального сознания через построение индивидуального семантического пространства, позволяющего развернуть имплицитное восприятие, осмысление какой-либо сферы жизнедеятельности конкретным человеком [3]. Одним из способов, позволяющих это сделать, является метод репертуарных решеток Дж.Келли [2], к использованию которого прибегли и мы. В этом случае у самого испытуемого изначально выявляются вербальные биполярные характеристики – «конструкты», с помощью которых организована его смысловая сфера (например, «хороший – плохой»). Семантическое поле, построенное на основе выявленных у обследуемого параметров, позволяет обнаружить и более глубинные конструкты, отражающие обобщающие характеристики, а также неразличимые при первичной беседе смысловые связи изначальных вербальных конструктов. Безусловно, выявляемые конструкты является проективными характеристиками, которые исследователь может обнаружить и при использовании широко распространенных проективных тестов. Однако данный метод предусматривает расширение понимания проекций за счет выявления и обратных им, невербализуемых, но оказывающих влияние на человека. Кроме того, в работе проводится кластерный и факторный анализы, позволяющие обнаружить малоосознаваемые, но существенные корреляции конструктов и элементов (в нашем случае различных людей, включая самого испытуемого (в настоящем и временной перспективе через 10 лет), родителей, авторитетного человека, друга, идеального и плохого человека и некоторых других.В настоящее время социально-экономическая нестабильность, интенция к девальвации гуманистически ориентированной морали в сочетании с высоким уровнем в том числе и врожденных психических девиаций обусловливает и рост преступности среди подрастающего поколения. Внешние показатели негативных тенденций базируются на изменениях в коллективном и индивидуальном сознании с инфляцией традиционной, морально-ориентированной системой ценностей при недостаточно сформированной новой. В связи со всем вышеизложенным, актуальным является исследование структуры смысловой сферы и ценностных ориентаций на групповом и индивидуальном уровнях с перспективной организации психокоррекционной помощи. Метод репертуарных решеток за счет специфической обработки сырых данных (в том числе факторного и кластерного анализов) при работе с девиантными подростками позволяет также преодолеть довольно типичное нежелание самораскрытия за счет сохранения у испытуемых ощущения контроля своих высказываний. В нашей работе мы обследовали подростка 16 лет, имеющего органическое поражение головного мозга, росшего без матери, который с 10 лет бродяжничал, совершал кражи и грабежи, употреблял наркотики. Он участвовал в убийстве пожилой женщины, мотивируя это тем, что она назвала его «наркоманом». Отец подростка злоупотреблял алкоголем, физически наказывал сына, в том числе нанес ему черепно-мозговую травму; в прошлом привлекался за убийство в пьяном виде престарелой женщины в состоянии алкогольного опьянения.После обработки первичных данных выявлено, что продуцируемые испытуемым конструкты конкретного уровня, смысловая сфера недостаточно зрелая: малоструктурированная и иерархизированная. Обнаружена облегченность суждений, недоразвитие нравственной сферы с неустойчивостью ее критериев, отражающих в первую очередь ценности криминальной субкультуры. Например, «ему нравится в тюрьме: наколки, смеяться можно – нравится воля: можно работать в милиции, нет наколок». С другой стороны, обнаруживается элементарный процесс осмысления правонарушения: «боится ментов: бьют – сильный, не боится, сам справится с теми, кто бьет», «нормальный: ему жалко убивать старых, т.к. им жить осталось 2 дня – подонок: не жалко убивать старых, считает, что им долго жить». Семантическое пространство, отражающее структуру смысловой сферы, продемонстрировало, ее имплицитные показатели, не предъявленные обследуемым в беседе. Так, подростку нравятся люди «выпивающие»; могущие оскорбить, унизить, ударить; неработающие, «смеющиеся, когда другие плачут»; развлекающиеся; физически сильные. Помимо гетеро- у него выявились и аутоагрессивные интенции («хочет повеситься: надоели люди вокруг). Последний конструкт имеет связь с семейной ситуацией подростка: «не смотрит за своими детьми, может бросить». Таким образом, с одной стороны, уход из семьи матери детерминирует аутоагрессию, а с другой, ведет к ответной деструкции, ярче проявившейся в ситуации убийства пожилой женщины. С точки зрения психоанализа мы могли бы говорить о негативном переносе на взрослых женщин. К лицам, хорошо к нему относящимся причисляет людей мужского пола, способных убить. Под данные характеристики мы могли бы отнести в том числе и его отца, который несмотря на жесткое отношение к сыну, не оставил его, т.е. не совершил одного (или самого) из наиболее фрустрирующих действий, возможных по отношению к ребенку. В результате сын идентифицируется с ним, в том числе и посредством специфики правонарушения. Конструкт «счастливый» отражает ценностно-временную перспективу каждого человека. У данного подростка он практически не имеет корреляций, свидетельствуя, таким образом, о моральном релятивизме испытуемого. Обследуемому на фоне недоступности собственных самоподдерживающих ресурсов свойственна потребность в эмоциональной поддержке, которая отражена в симпатии к «умному, прощающему взрослому человеку», признаваемого «хорошим». Одновременно из всего изложенного следует, что для испытуемого характерна вероятность совершения деструктивных действий, а отдельные просоциальные суждения не наполнены эмоционально, а носят характер знаемых. В целом, данному подростку присущ эгоцентрический уровень развития смысловой сферы [1]. На основании полученных персональных данных мы имеем возможность строить более целенаправленную индивидуально подобранную психокоррекционную работу с акцентами на создание поддерживающей атмосферы, возможности эмоционально-когнитивной переработки конфликтов с родителями, усвоение нравственно-правовых норм, осмысление совершенных делинквентных деяний, освоение навыков построения конструктивных взаимоотношений и развитие трудовой мотивации.

Литература

  1. Б.С.Братусь. Аномалии личности, М., Мысль, 1988, С.81-82, 100-101
  2. Дж.Келли. Психология личности. Теория личных конструктов, СПб, Речь, 2000, C. 139-145
  3. В.Ф.Петренко. Психосемантика сознания, М., МГУ, 1988, 208с.

Информация об авторах

Семенова Ольга Филаретовна, кандидат психологических наук, МГППУ, Москва, Россия, e-mail: olgafil@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2228
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 53
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1