Особенности понятийного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с различными видами ограничения возможностей здоровья

90

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, мышление, дети

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Васильева Т.Н. Особенности понятийного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с различными видами ограничения возможностей здоровья // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

Проблема дифференциальной диагностики умственного развития детей в настоящее время является весьма актуальной в практике работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в связи с необходимостью разработки рекомендаций по определению программы обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) разного вида. Одной из целей патопсихологической диагностики, проводимой клиническим психологом ПМПК, становится выявление особенностей мыслительной деятельности и уровня развития понятийного мышления такого ребенка.

Полный текст

Проблема дифференциальной диагностики умственного развития детей в настоящее время является весьма актуальной в практике работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в связи с необходимостью разработки рекомендаций по определению программы обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) разного вида. Одной из целей патопсихологической диагностики, проводимой клиническим психологом ПМПК, становится выявление особенностей мыслительной деятельности и уровня развития понятийного мышления такого ребенка. Качественно проведенное патопсихологическое исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка высоко значимо для его дальнейшей судьбы [1], определяя стратегию и тактику лечебно-коррекционных мероприятий, выбор типа детского сада или школы, направления различных реабилитационных мероприятий.

В течение 2-х лет проводилась патопсихологическая диагностика особенностей сформированности понятийного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами ограничения возможностей здоровья, проживающих в Астраханской области. Было обследовано 235 детей 6 - 12 лет с разными видами ОВЗ: умственная отсталость (легкая и умеренная), нарушения слуха (тугоухость и глухота). Дети разделены на подгруппы по возрасту. Базовый минимум диагностических методик, соответствующих целям и задачам исследования, составили классические отечественные патопсихологические методики, традиционно используемые в психологическом обследовании: «Предметная классификация», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Простые аналогии», «Существенные признаки», «Определение понятий», «Сравнение понятий» [2,3,4]. Использование нестандартизованных методик дает возможность оказания поэтапной помощи испытуемому (стимулирующей, организующей, разъясняющей, обучающей - в том числе, с использованием жестов, устно-дактильной речи для детей с нарушением слуха). Это позволяет экспериментально выявить качественные и количественные отличия у детей при различных отклонениях в развитии, а также проанализировать структуру понятийного мышления детей 6-12 лет с ОВЗ. При обработке данных ответы испытуемых были распределены по следующим уровням (начиная с низкого): 0 уровень – инструкция не принимается, или понимается частично после разъяснения, обучения; задание не выполняется после разъяснения и обучения, деятельность носит хаотический характер, обобщения не доступны, самостоятельная речь сформирована слабо или отсутствует – отдельные слова, простые фразы бытового характера. 1 уровень – инструкция понимается после длительного неоднократного разъяснения, но чаще не в полном объеме или теряется в процессе выполнения задания; задание выполняется частично после разъяснения или в условиях обучения; обобщения производятся по принципу синкретического образования

2 уровень – для понимания задания может потребоваться повтор инструкции или еѐ разъяснение, задание выполняется не в полном объеме, требуется дополнительная помощь; обобщения производятся в форме ассоциативных или цепных комплексов, когда любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу, или переход в объединении от одного признака к другому производится так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие — совершенно иных признаков, причем все они субъективно относятся к одной и той же группе. Таким образом, ответы носят ярко выраженный конкретный, конкретно-ситуативный характер. 3 уровень – в целом задание и инструкция доступны с первого предъявления, однако может потребоваться дополнительная организующая или разъясняющая помощь; обобщения производятся на основании ситуативных и функциональных связей, возможны единичные понятийные объединения при выделении существенных признаков понятий, относящихся к простым категориям. 4 уровень – задание и инструкция доступны с первого предъявления, простые обобщения сформированы достаточно четко и прочно, используются при объяснении заданий, однако, могут встречаться и отдельные ответы функционального или даже конкретного, ситуативного уровня. Конечно, не всегда ответы испытуемых точно соответствуют тому или иному уровню. В ответе могут проявляться тенденции становления нового уровня или, наоборот, отдельные черты предыдущего. Количественная оценка уровня развития мышления проводилась в сопоставлении детей одних возрастных групп с разными видами ОВЗ. Анализ результатов исследования показал, что дети с умственной отсталостью легкой степени и дети с нарушениями слуха в младших возрастных группах имели сходные уровни выполнения методик (1-2 уровень). Следует отметить, что к 11-12 годам показатели детей с нарушением слуха отражают более высокий уровень (3-4уровень) понятийного мышления, тогда как для детей с легкой умственной отсталостью характерен 2-3 уровень. Это связано с более сохранными потенциальными возможностями развития мышления детей с нарушениями слуха и результатами проводимой с ними специальной коррекционной работы. Наиболее низкие показатели, самую слабую динамику в развитии понятийного мышления (0-1 уровень, редко-2) выявляют данные, полученные при исследовании детей с умеренной умственной отсталостью, что закономерно связано со степенью выраженности отклонений в развитии и согласуется с результатами существующих исследований данной категории детей.

Качественный анализ выполнения методик детьми 3-5 лет позволяет сделать выводы о том, что дети с умеренной умственной отсталостью, большинство детей с легкой умственной отсталостью и часть детей с нарушением слуха могут свободно манипулировать разноуровневыми понятиями и характеристиками. С возрастом, как показывает анализ результатов выполнения методик детьми 6-8 лет, дети с умеренной умственной отсталостью демонстрируют 0 или 1 уровень, большинство детей с легкой умственной отсталостью достигают 2 уровня, а среди детей с нарушением слуха многие имеют 3 уровень. В следующем анализируемом возрастном интервале (9-12 лет) обобщающие понятия формально могут быть представлены у всех категорий детей (и даже частично у детей с умеренной умственной отсталостью),однако они не являются ведущими (как показывает данный опыт и другие исследования) для актуального уровня развития понятийного мышления. Наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению количества детей, испытывающих трудности в обучении, является весьма актуальной проблемой и в связи с этим важным представляются изучение возрастных особенностей структуры дефекта в рамках одной формы аномалии.

Литература

  1. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта: психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. _ СПб: Речь, 2003.
  2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Авт.-сост. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1970.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие.- Изд. АПКиПРО РФ, 2000.

Информация об авторах

Васильева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Института экономики, управления и права, Россия, e-mail: tnvasileva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3826
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 90
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3