Психология и право
2012. Том 2. № 3
ISSN: 2222-5196 (online)
Исследование уровня выраженности перфекционизма у подростков с девиантным поведением
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, перфекционизм, девиантное поведение, гендерные различия
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Маркова С.В. Исследование уровня выраженности перфекционизма у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n3/54180 (дата обращения: 23.12.2024)
Полный текст
Термин «перфекционизм» в настоящее время используется во многих значениях. В самом грубом определении перфекционизм – это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист – человек, который стремится быть лучшим во всех аспектах своей жизни. Существует два подхода к концептуализации перфекционизма: одномерный и многомерный. Исторически приверженцы одномерного подхода акцентировали внимание на когнитивных факторах перфекционизма в форме иррациональных убеждений или дисфункциональных установок [Enns, 2002], перфекционизм рассматривался как одномерный конструкт с единственным параметром – стремлением устанавливать чрезмерно высокие стандарты (W. Missildine, 1963; M. Hollender, 1965). В настоящее время главные эксперты по проблеме отстаивают многомерную структуру черты [Frost, а]; R. Frost, R. Heinberg, C. Holt, Mattia J., Neubauer A. A, 1993), в соответствии с которой перфекционизм включает множество cвязанных между собой черт, некоторые из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации. Центральным же компонентом перфекционизма является установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности.
На основе клинического опыта Д. Хамачек описал различия между невротическим и нормальным перфекционизмом. Нормальные перфекционисты – это те, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но менее педантичны и более гибки, могут приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации. То есть они более адаптивны. С другой стороны, невротические перфекционисты устанавливают завышенные стандарты, но не оставляют себе возможность допускать ошибки. Следовательно, у них никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо. Таким образом, психологические проблемы, связанные с перфекционизмом, скорее связаны с этими тенденциями к критическому оцениванию, чем с установлением завышенных стандартов [Frost]. Нормальный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки. Невротические перфекционисты так сильно обеспокоены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут у перфекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям.
В концепции Хьюитта и Флетта перфекционизм включает в себя три составляющих: субъектно- или лично-ориентированный перфекционизм (завышенные и нереалистичные требования, предъявляемые к себе, усиленное самоисследование, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач), объектно-ориентированный перфекционизм (предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к другим), и социально предписанный перфекционизм (генерализованное убеждение или ощущение, что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие [Flett, 2002].
В концепции Фроста перфекционизм имеет шесть составляющих: личные стандарты выполнения деятельности (предъявление к себе очень высоких требований и придание этим требованиям чрезмерного значения для самооценки), беспокойство по поводу ошибок в совершаемых действиях (негативные реакции на ошибки в деятельности, тенденция интерпретировать их как аналог неуспеха и считать, что за неудачей последует потеря уважения других людей), родительские ожидания и критика (тенденция индивида считать, что его родители ставят перед ним слишком сложные цели и слишком критичны по отношению к нему), сомнение в совершенных действиях (склонность чувствовать, что задуманное не сделано достаточно удовлетворительно) и организованность, понимаемая как сосредоточенность на важности и необходимости порядка и организованности (Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R., 1990). Автор выделил родительские ожидания и родительскую критику как отдельные, независимые, хотя и часто связанные между собой составляющие перфекционизма.
В настоящее время большая часть исследований в сфере перфекционизма фокусируется прежде всего на индивидуальных различиях черт в генерализованных формах перфекционизма.
Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера [Адлер, 1995; Адлер, 1997; Хорни, 1993]. Но только в последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах как депрессия (Blatt, S.J., 1995; Enns, M.W., Cox, B.J., 1999; Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1986; Hewitt, P.L., Flett, G.L., 1990, 1991, 1993), тревожность (Flett, G.L., Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1989; Stöber, J., Joorman J., 2001), расстройства питания (Ashby, J., Kottman, T., Schoen, E., 1998), личностные расстройства (Hewitt, P.L., Flett, G.L., 1991; Hewitt, P.L., Flett, G.L., Blankstein, K.R., 1991), хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации (Flett, G.L., Hewitt, P.L.,1991, 2002; Hewitt, P.L., Flett, G.L., Blankstein, K.R., Dynin, C.B., 1994; Flett, G.L., Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1989).
Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, где в качестве последствий наблюдаются частые, даже хронические, переживания недовольства собой, тоски, тревоги, стыда и вины; следующая сфера –- продуктивность деятельности, где зачастую наблюдается поведение избегания, невозможность начать действовать, снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности, в межличностных отношениях возможны конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий от окружающих, сравнений себя с ними, зависти, ревности [Ясная В.А, 2007; Гаранян, 2001] Современные исследования показывают, что перфекционизм является одним из важнейших личностных факторов расстройств аффективного спектра. В последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах как депрессия (Blatt S.J., 1995; Enns M.W., Cox B.J., 1999; Hewitt P.L., Flett G.L., 1990, 1991, 1993; Hewitt P. L., Newton J., Flett G. L., & Callander L.), тревожность (Flett G.L., Hewitt P.L., Dyck D.G., 1989; Stöber J., Joorman J., 2001), расстройства питания (Ashby J., Kottman T., Schoen E., 1998), личностные расстройства (Hewitt P.L., Flett G.L., 1991; Rheame J., Freeston M.H., Ladouceur R., Bouchard C., Gallant L., Talbot F., Vallieres A., 2000), хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации (Flett G.L., Hewitt P.L., 2002; Flett G.L., Hewitt P.L., Blankstein K.R., Mosher S.W., 1995; Flett G.L., Hewitt P.L., Dyck D.G., 1989).
Перфекционизм легко спутать со сходными личностными чертами или формами дезадаптации: педантическая личность, психастения, обсессивные расстройства. Перфекционизм имеет черты сходства с неврозами (Flett G.L., Russo F.A., Hewitt P.L., 1994; Terry-Short L.A., Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E., 1995) Кроме того, перфекционистам присущи многие черты, схожие с чертами нарциссической личности: нарушение мотивационной сферы, непереносимость критики [Соколова, 2001]. Проведенные исследования подтверждают связь перфекционизма с дисфорией, суицидальными намерениями, депрессией, нарушением пищевого поведения, чувством вины, враждебностью и тревожностью (Hewitt P.L., Flett G.L., Turnbull-Donovan W., 1992; Hewitt P. L., Newton J., Flett G. L., & Callander L., 1997; Flett G.L., Hewitt, P.L., Blankstein K.R., Mosher S.W., 1995; Reilly C.E., 1998; Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т., 2001; Гаранян Н.Г., 2010).
Описываемое в данной статье исследование перфекционизма проводилось на подростках 15–17 лет с девиантным поведением. В качестве методики использовалась Почти совершенная шкала Слэйни [Ясная В.А, 2007]. Группа испытуемых состояла из 454 подростков мужского и женского пола, учащихся специальной школы для подростков с девиантным поведением, кадетского корпуса и массовой общеобразовательной школы. Кадетский корпус в данном случае служит промежуточным звеном между массовой школой и специальной, так как в корпусе обучаются как дети, попавшие туда по территориальному признаку, так и дети, которых в него перевели из школ именно по причине проблем с поведением. Сравнение полученных данных проводилось с учетом пола, возраста и образовательного учреждения. Для оценки полученных результатов использовались t-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни (U), критерий Колмогорова-Смирнова (), непараметрический критерий множественных сравнений Тьюки-Крамера (Tukey-Kramer Multiple-Comparison Test).
Для определения гендерных различий в выраженности перфекционизма все полученные данные были разделены только по признаку пола испытуемых без учета образовательного учреждения и возраста. Анализ полученных результатов свидетельствует о заметно более выраженном уровне перфекционизма среди юношей, по сравнению с девушками, в общей массе испытуемых, без разделения на отдельные подгруппы с учетом возраста или образовательного учреждения. При учете возраста подростки 17 лет показали более высокие баллы, по сравнению с 15- и 16-летними. Учет одновременно и возраста и пола представляет полученные различия не столь значимыми: девушки 17 лет имеют более выраженный уровень перфекционизма, по сравнению с более младшими, а среди юношей значимых различий нет в отдельных возрастных категориях.
Согласно плану исследования, весь массив полученных данных представляет собой результаты тестирования экспериментальных групп трех общеобразовательных учреждений. Соответственно, было проведено сравнение полученных данных отдельно по признаку образовательного учреждения и дополнительно гендерных различий учащихся каждой школы.
В результатах исследования выраженности перфекционизма группы разных образовательных учреждений имеют существенные различия в показателях. Так, учащиеся общеобразовательной массовой школы (в том числе, и с учетом пола испытуемых) заметно лидируют по всем шкалам методики, в то время как учащиеся специальной школы для подростков с девиантным поведением имеют минимальные значения. Следует обратить внимание, что учащиеся этих двух школ делят первое место по уровню выраженности тревоги.
Таким образом, исследование уровня выраженности перфекционизма у подростков 15–17 лет показало, что подростки с девиантным поведением имеют минимальные значения в показателях. Учащиеся кадетского корпуса, где достаточно высок процент учащихся с девиантным поведением, имеют в среднем более высокий уровень перфекционизма, в сравнении с девиантными подростками. Подростки – учащиеся массовой общеобразовательной школы, лидируют в выраженности исследуемого признака. Кроме того, установлено наличие гендерных различий в уровне перфекционизма среди испытуемых, согласно которым юноши обладают более высоким уровнем перфекционизма. Возрастные же различия не так значимы, но, тем не менее, можно говорить о более выраженных проявлениях перфекционизма у подростков самой старшей возрастной категории. Если принять во внимание пол испытуемых, то значимые различия отмечены только среди девушек, где лидирующая позиция принадлежит опять же 17- летним.
Литература
- Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств // Автореф. … дисс. д-ра психол. наук. М., 2010.
- Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. М., 2001.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
- Ясная В.А, Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. 2009. № 1.
- Ясная В.А, Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4.
- Ashby J., Kottma, T., Schoen E. Perfectionism and Eating Disorders Reconsidered // Jouranl of Mental Health. 1998. Vol. 20.
- Enns M.W., Cox B.J. Perfectionism and Depression Symptom Severity in Major Depressive Disorder. Behavior Research and Therapy. 1999. Vol. 37.
- Enns M.W., Cox B.J. The Nature and Assessment of Perfectionism: A Critical Analysis. Perfectionism: Theory, Research, and Treatment. American Psychological Association, Washington, DC, 2002.
- Flett G.L., Hewitt P.L. Perfectionism and Maladjustment: An Overview of Theoretical, Definitional and Treatment Issues. Perfectionism: Theory, Research, and Treatment, American Psychological Association. Washington, DC, 2002.
- Flett G.L., Hewitt P.L., Blankstein K.R., Mosher S.W. Perfectionism, Life Events and Depressive Symptoms: A Test of a Diathesis-Stress Model. Current Psychology. 1995. № 14.
- Flett G.L., Hewitt P.L., Dyck D.G. Self-Oriented Perfectionism, Neuroticism and Anxiety. Personality and Individual Differences. 1989. Vol. 10.
- Flett G.L., Russo F.A., Hewitt P.L. Dimensions of Perfectionism and Constructive Thinking as a Coping Response. Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy. 1994. Vol.12. № 3.
- Frost R., Heinberg R., Holt C., Mattia J., Neubauer A. A comparison of two measures of perfectionism // Personality and Individual Differences 1993 -vol. 14.
- Frost R., Marten P., Lahart С., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research 1990 - vol. 14.
- Hamachek D.E. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology. 1978. № 15.
- Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the Self and Social Contexts: Conceptualization, Assessment, and Association with Psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60. № 3.
- Hewitt P.L., Flett G.L., Turnbull-Donovan W. Perfectionism and Suicide Potential. British Journal of Clinical Psychology 1992. Vol. 9.
- Hewitt P. L., Newton J., Flett G. L., & Callander L. Suicide ideation in adolescent psychiatric patients: Perfectionism and hopelessness. Journal of Abnormal Child Psychology. 1997. № 25.
- Hollender M. Perfectionism//Comp Psychiatry 1965 - vol. 6 -pp 94-103
- Missildine W. Your inner child of the past. New York : Simon and Schuster, 1963.
- Reilly C.E. Cognitive Therapy for the Suicidal Patient: A Case study. Perspectives in Psychiatric Care. 1998. Vol. 34.
- Rheame J., Freeston M.H., Ladouceur R., Bouchard C., Gallant L., Talbot F., Vallieres A. Functional and dysfunctional perfectionists: are the different on compulsive-like behaviors? // Behavior Research and Therapy. 2000. V. 38. № 2.
- Rice K.G., Ashby J.S., Slaney R.B. Self-Esteem as a Mediator Between Perfectionism and Depression: A Structural Equations Analysis. Journal of Counceling Psychology. 1998. Vol. 45.
- Terry-Short L.A., Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E. Positive and Negative Perfectionism. Personality and Individual Differences., 1995. Vol. 18.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6722
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 38
Скачиваний
Всего: 1360
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1