Термин «перфекционизм» в настоящее время используется во многих значениях. В самом грубом определении перфекционизм – это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист – человек, который стремится быть лучшим во всех аспектах своей жизни. Существует два подхода к концептуализации перфекционизма: одномерный и многомерный. Исторически приверженцы одномерного подхода акцентировали внимание на когнитивных факторах перфекционизма в форме иррациональных убеждений или дисфункциональных установок [Enns, 2002], перфекционизм рассматривался как одномерный конструкт с единственным параметром – стремлением устанавливать чрезмерно высокие стандарты (W. Missildine, 1963; M. Hollender, 1965). В настоящее время главные эксперты по проблеме отстаивают многомерную структуру черты [Frost, а]; R. Frost, R. Heinberg, C. Holt, Mattia J., Neubauer A. A, 1993), в соответствии с которой перфекционизм включает множество cвязанных между собой черт, некоторые из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации. Центральным же компонентом перфекционизма является установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности.
На основе клинического опыта Д. Хамачек описал различия между невротическим и нормальным перфекционизмом. Нормальные перфекционисты – это те, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но менее педантичны и более гибки, могут приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации. То есть они более адаптивны. С другой стороны, невротические перфекционисты устанавливают завышенные стандарты, но не оставляют себе возможность допускать ошибки. Следовательно, у них никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо. Таким образом, психологические проблемы, связанные с перфекционизмом, скорее связаны с этими тенденциями к критическому оцениванию, чем с установлением завышенных стандартов [Frost]. Нормальный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки. Невротические перфекционисты так сильно обеспокоены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут у перфекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям.
В концепции Хьюитта и Флетта перфекционизм включает в себя три составляющих: субъектно- или лично-ориентированный перфекционизм (завышенные и нереалистичные требования, предъявляемые к себе, усиленное самоисследование, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач), объектно-ориентированный перфекционизм (предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к другим), и социально предписанный перфекционизм (генерализованное убеждение или ощущение, что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие [Flett, 2002].
В концепции Фроста перфекционизм имеет шесть составляющих: личные стандарты выполнения деятельности (предъявление к себе очень высоких требований и придание этим требованиям чрезмерного значения для самооценки), беспокойство по поводу ошибок в совершаемых действиях (негативные реакции на ошибки в деятельности, тенденция интерпретировать их как аналог неуспеха и считать, что за неудачей последует потеря уважения других людей), родительские ожидания и критика (тенденция индивида считать, что его родители ставят перед ним слишком сложные цели и слишком критичны по отношению к нему), сомнение в совершенных действиях (склонность чувствовать, что задуманное не сделано достаточно удовлетворительно) и организованность, понимаемая как сосредоточенность на важности и необходимости порядка и организованности (Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R., 1990). Автор выделил родительские ожидания и родительскую критику как отдельные, независимые, хотя и часто связанные между собой составляющие перфекционизма.
В настоящее время большая часть исследований в сфере перфекционизма фокусируется прежде всего на индивидуальных различиях черт в генерализованных формах перфекционизма.
Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера [Адлер, 1995; Адлер, 1997; Хорни, 1993]. Но только в последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах как депрессия (Blatt, S.J., 1995; Enns, M.W., Cox, B.J., 1999; Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1986; Hewitt, P.L., Flett, G.L., 1990, 1991, 1993), тревожность (Flett, G.L., Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1989; Stöber, J., Joorman J., 2001), расстройства питания (Ashby, J., Kottman, T., Schoen, E., 1998), личностные расстройства (Hewitt, P.L., Flett, G.L., 1991; Hewitt, P.L., Flett, G.L., Blankstein, K.R., 1991), хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации (Flett, G.L., Hewitt, P.L.,1991, 2002; Hewitt, P.L., Flett, G.L., Blankstein, K.R., Dynin, C.B., 1994; Flett, G.L., Hewitt, P.L., Dyck, D.G., 1989).
Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, где в качестве последствий наблюдаются частые, даже хронические, переживания недовольства собой, тоски, тревоги, стыда и вины; следующая сфера –- продуктивность деятельности, где зачастую наблюдается поведение избегания, невозможность начать действовать, снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности, в межличностных отношениях возможны конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий от окружающих, сравнений себя с ними, зависти, ревности [Ясная В.А, 2007; Гаранян, 2001] Современные исследования показывают, что перфекционизм является одним из важнейших личностных факторов расстройств аффективного спектра. В последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах как депрессия (Blatt S.J., 1995; Enns M.W., Cox B.J., 1999; Hewitt P.L., Flett G.L., 1990, 1991, 1993; Hewitt P. L., Newton J., Flett G. L., & Callander L.), тревожность (Flett G.L., Hewitt P.L., Dyck D.G., 1989; Stöber J., Joorman J., 2001), расстройства питания (Ashby J., Kottman T., Schoen E., 1998), личностные расстройства (Hewitt P.L., Flett G.L., 1991; Rheame J., Freeston M.H., Ladouceur R., Bouchard C., Gallant L., Talbot F., Vallieres A., 2000), хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации (Flett G.L., Hewitt P.L., 2002; Flett G.L., Hewitt P.L., Blankstein K.R., Mosher S.W., 1995; Flett G.L., Hewitt P.L., Dyck D.G., 1989).
Перфекционизм легко спутать со сходными личностными чертами или формами дезадаптации: педантическая личность, психастения, обсессивные расстройства. Перфекционизм имеет черты сходства с неврозами (Flett G.L., Russo F.A., Hewitt P.L., 1994; Terry-Short L.A., Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E., 1995) Кроме того, перфекционистам присущи многие черты, схожие с чертами нарциссической личности: нарушение мотивационной сферы, непереносимость критики [Соколова, 2001]. Проведенные исследования подтверждают связь перфекционизма с дисфорией, суицидальными намерениями, депрессией, нарушением пищевого поведения, чувством вины, враждебностью и тревожностью (Hewitt P.L., Flett G.L., Turnbull-Donovan W., 1992; Hewitt P. L., Newton J., Flett G. L., & Callander L., 1997; Flett G.L., Hewitt, P.L., Blankstein K.R., Mosher S.W., 1995; Reilly C.E., 1998; Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т., 2001; Гаранян Н.Г., 2010).
Описываемое в данной статье исследование перфекционизма проводилось на подростках 15–17 лет с девиантным поведением. В качестве методики использовалась Почти совершенная шкала Слэйни [Ясная В.А, 2007]. Группа испытуемых состояла из 454 подростков мужского и женского пола, учащихся специальной школы для подростков с девиантным поведением, кадетского корпуса и массовой общеобразовательной школы. Кадетский корпус в данном случае служит промежуточным звеном между массовой школой и специальной, так как в корпусе обучаются как дети, попавшие туда по территориальному признаку, так и дети, которых в него перевели из школ именно по причине проблем с поведением. Сравнение полученных данных проводилось с учетом пола, возраста и образовательного учреждения. Для оценки полученных результатов использовались t-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни (U), критерий Колмогорова-Смирнова (), непараметрический критерий множественных сравнений Тьюки-Крамера (Tukey-Kramer Multiple-Comparison Test).
Для определения гендерных различий в выраженности перфекционизма все полученные данные были разделены только по признаку пола испытуемых без учета образовательного учреждения и возраста. Анализ полученных результатов свидетельствует о заметно более выраженном уровне перфекционизма среди юношей, по сравнению с девушками, в общей массе испытуемых, без разделения на отдельные подгруппы с учетом возраста или образовательного учреждения. При учете возраста подростки 17 лет показали более высокие баллы, по сравнению с 15- и 16-летними. Учет одновременно и возраста и пола представляет полученные различия не столь значимыми: девушки 17 лет имеют более выраженный уровень перфекционизма, по сравнению с более младшими, а среди юношей значимых различий нет в отдельных возрастных категориях.
Согласно плану исследования, весь массив полученных данных представляет собой результаты тестирования экспериментальных групп трех общеобразовательных учреждений. Соответственно, было проведено сравнение полученных данных отдельно по признаку образовательного учреждения и дополнительно гендерных различий учащихся каждой школы.
В результатах исследования выраженности перфекционизма группы разных образовательных учреждений имеют существенные различия в показателях. Так, учащиеся общеобразовательной массовой школы (в том числе, и с учетом пола испытуемых) заметно лидируют по всем шкалам методики, в то время как учащиеся специальной школы для подростков с девиантным поведением имеют минимальные значения. Следует обратить внимание, что учащиеся этих двух школ делят первое место по уровню выраженности тревоги.
Таким образом, исследование уровня выраженности перфекционизма у подростков 15–17 лет показало, что подростки с девиантным поведением имеют минимальные значения в показателях. Учащиеся кадетского корпуса, где достаточно высок процент учащихся с девиантным поведением, имеют в среднем более высокий уровень перфекционизма, в сравнении с девиантными подростками. Подростки – учащиеся массовой общеобразовательной школы, лидируют в выраженности исследуемого признака. Кроме того, установлено наличие гендерных различий в уровне перфекционизма среди испытуемых, согласно которым юноши обладают более высоким уровнем перфекционизма. Возрастные же различия не так значимы, но, тем не менее, можно говорить о более выраженных проявлениях перфекционизма у подростков самой старшей возрастной категории. Если принять во внимание пол испытуемых, то значимые различия отмечены только среди девушек, где лидирующая позиция принадлежит опять же 17- летним.