Компетентностный подход к социальной реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения

927

Аннотация

Описан содержательный аспект социальной реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения; обоснована необходимость рассмотрения компетентностного подхода как концептуальной, методологической основы деятельности специального учреждения; представлены общие ориентировочные критерии оценки содержания компетенций в определении индивидуального маршрута развития личности воспитанников спец. ПУ; распределена зона ответственности за формирование компетенций в условиях специального учреждения между участниками реабилитационного процесса; описано содержание ценностно-смысловых компетенций, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования, учебно-познавательных и общекультурных компетенций, личностных, социально-трудовых, предметных и метапредметных компетенций; рассмотрено содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в условиях специального учреждения.

Общая информация

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, социальная реабилитация, психолого-медико-педагогическая комиссия

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мельникова М.Л. Компетентностный подход к социальной реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61023 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением направлена на предупреждение правонарушений среди подростков их социальной адаптации в социуме. Оособую актуальность приобретает поиск путей использования современных технологий социальной реабилитации, инновационных форм ее организации, распределение ответственности за достижение планируемых результатов между участниками реабилитационного процесса, выявление приоритетных направлений воспитательной деятельности; нахождение концептуальной, методологической основы реабилитационного процесса. Социальная реабилитация рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [3].

Проблема социальной реабилитации девиантных и делинквентных подростков освещалась в работах Б.Н. Алмазова, Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, О.Б. Белых, Г.Г. Бочкаревой, Е.Г. Дозорцевой, А.И. Долговой, Ю.А. Клейберга, В.В. Ковалева, М.Л. Мельниковой, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др.

<...>

Полный текст

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением направлена на предупреждение правонарушений среди подростков их социальной адаптации в социуме. Оособую актуальность приобретает поиск путей использования современных технологий социальной реабилитации, инновационных форм ее организации, распределение ответственности за достижение планируемых результатов между участниками реабилитационного процесса, выявление приоритетных направлений воспитательной деятельности; нахождение концептуальной, методологической основы реабилитационного процесса. Социальная реабилитация рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [3].

Проблема социальной реабилитации девиантных и делинквентных подростков освещалась в работах Б.Н. Алмазова, Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, О.Б. Белых, Г.Г. Бочкаревой, Е.Г. Дозорцевой, А.И. Долговой, Ю.А. Клейберга, В.В. Ковалева, М.Л. Мельниковой, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др.

Несколько меньше изучена проблема социальной реабилитации с позиции компетентностного подхода, который предполагает метод моделирования результатов воспитания, обучения, коррекции и их представления как результативности качества деятельности учреждения по социальной реабилитации подростков. Работы в этом ключе представлены в научной литературе как перспективы развития высших учебных учреждений, где формируемые компетенции у студентов представлены во ФГОС (Н.В. Борисова, В.Б. Кузов, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Ефремова, В.Г. Казанович, И.А. Зимняя и др.).

Важность рассмотрения компетентностного подхода как концептуальной методологической основы деятельности специального учреждения обусловлено рядом причин:

  • во-первых, модернизация системы образования РФ и переход на новый государственный стандарт касается всех ступеней образования, в том числе и начального профессионального;
  • во-вторых, логика перехода на новый стандарт образования означает изменение позиции обучаемого с пассивной на активную и предполагает не только получение знаний, умений, навыков и общей информированности обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах жизнедеятельности;
  • в-третьих, внедрение в практику деятельности специального учреждения вариативности начального профессионального образования и профессиональной подготовки предполагает разработку вариантов образовательных траекторий, индивидуализации образования обучающихся в специальном учреждении;
  • в-четвертых, с позиции компетентностного подхода возможно решение проблемы повышения качества выполнения социального заказа для специальных учреждений, использования многообразных технологий, инновационных форм организации социальной реабилитации;
  • в-пятых, современное состояние реабилитационного процесса позволяет увидеть разнообразие поведенческих, эмоциональных и коммуникативных проявлений воспитанников, понять причины возникающих проблем. При этом остаются неосвещенными вопросы, связанные с изменением личностного роста воспитанников, изменения уровня ЗУН и способностей, раскрытых в условиях специального учреждения и его ресурсные возможности.

Основываясь на работу И.А. Зимней [2], где представлены общие ориентировочные критерии оценки содержания компетенций, представляется возможным распределить зону ответственности по их формированию у обучающихся в специальном учреждении между участниками реабилитационного процесса. Так, в условиях медико-социально-психологического сопровождения формируются компетенции:

  • ценностно-смысловые – связанные с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Они обеспечивают механизм самоопределения человека, от них зависят индивидуальная траектория жизнедеятельности, способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
  • коммуникативные – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями;
  • личностного самосовершенствования – направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
  • компетентное отношение к собственному здоровью – соматическое здоровье; клиническое здоровье; физическое здоровье; уровень валеологических знаний.

В учебном процессе у обучающихся специального учреждения формируются:

  • учебно-познавательные компетенции, то есть совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • информационные компетенции, то есть способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, самостоятельно приобретать новые знания, используя современные информационные технологии (способность к самосовершенствованию);
  • общекультурные компетенции – определение круга вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;
  • самообразовательные компетенции – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

В процессе профессиональной подготовки у обучающихся в специальном учреждении формируются следующие компетенции:

  • личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметные – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, овладение межпредметными понятиями;
  • предметные – опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира;
  • профессиональные – компетенции, связанные с характеристикой профессионального модуля и учебной дисциплины.

В воспитательном процессе формируются следующее компетенции:

  • социально-трудовые – владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
  • природоведческие – знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • здоровьесберегающие – позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; способность адаптироваться к новым ситуациям; знание и соблюдение норм здорового образа жизни.

Распределение ответственности за достижение планируемых результатов между участниками реабилитационного процесса, выявления приоритетных направлений в деятельности специалистов и педагогов регулируется и контролируется в рамках деятельности ПМПК, функциями которого являются: 1) экспертно-диагностическая; 2) информационно-аналитическая; 3) организационная; 4) методическая; 5) консультативная; 6) функция сопровождения; 7) просветительская.

Установочная ПМПК проводится через три месяца после адаптационного периода вновь прибывшего воспитанника, где определяются его статусы (физический, социальный, педагогический, психологический, профессионально-трудовой), выявляются сильные позитивные стороны личности, проблемные элементы в развитии, определяются «приоритетные» компетенции как зона ближайшего развития воспитанника; зоны ответственности каждого специалиста и педагога в формировании компетенций у обучающихся.

Динамическая ПМПК (1) проводится через три месяца после 1-й ПМПК; учитываются индивидуальные особенности и качества личности подростков; дается оценка эффективности подходов и методов работы с воспитанниками по формированию компетенций, осуществляется коррекция ранее принятой программы в случае ее неэффективности; в случае достижения положительных результатов специалисты и педагоги формулируют для себя новые задачи по формированию компетенций у подростков.

Динамическая ПМПК (2) – проводится через девять месяцев после нахождения подростков в учреждении; анализируются результаты деятельности специалистов и педагогов по формированию компетенций, вносятся коррективы, определяется новая зона ближайшего развития у воспитанников, предполагаемые результаты и возможные риски.

Выпускная ПМПК  проводится перед отчислением подростков из учреждения, где подводятся итоги социальной реабилитации, оцениваются результаты деятельности каждого специалиста и педагога в формировании компетенций у обучающихся, даются рекомендации родителям и патронирующим службам по месту жительства по взаимодействию с подростком, активному включению его в социальную среду.

Таким образом, посредством организации и деятельности ПМПК разрешается ряд задач:

  • организация взаимодействия педагогического коллектива и специалистов по решению вопросов социальной реабилитации воспитанников, постановка приоритетных задач по формированию компетенций у обучающихся;
  • осуществление информационного обмена между членами ПМПК по вопросам  актуального состояния воспитанников;
  • разработка стратегии формирования компетенций для каждого воспитанника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • определение ответственности каждого педагога и специалиста учреждения по решению вопросов социальной реабилитации воспитанников с позиции компетентностного подхода;
  • оформление протоколов, фиксирующих и отражающих актуальное состояние воспитанников и динамику их развития в «Индивидуальном маршруте развития личности воспитанника спец. ПУ».

По словам А.А. Вербицкого [1], внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы и предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений. Это высказывание как нельзя лучше отражает необходимость разработки стратегических задач по осмыслению и внедрению компетентностного подхода в условиях специального учреждения, разработки и апробации методов и методик по формированию компетенций, апробации и коррекции «Индивидуального маршрута развития личности воспитанника спец. ПУ». Одним из важных аспектов является создания условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности педагогических работников, для сохранения конструктивной профессиональной мотивации и идентичности педагогов-психологов, социальных педагогов, поддержания субъективной удовлетворенности работой в ключе супервизорской поддержки и организации методического обеспечения.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

Информация об авторах

Мельникова Маргарита Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Уральский государственный педагогический университет, e-mail: Melis_rft@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4061
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 927
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2