К проблеме психологического определения понятия «Юридически значимые ситуации»

1132

Аннотация

В статье проводится анализ понятия «юридически значимая ситуация». Рассматриваются классификации ситуаций с точки зрения криминологии и судебно-психологической экспертизы. Выделяются основные признаки данного типа ситуаций с точки зрения психологии: конфликтный характер, предполагающий участие третьих лиц, а также наличие определенных психологических последствий. Это позволяет описать определенный генез ситуаций, а также определить состояния, порождаемые на каждой стадии. Также отмечается, что спецификой юридически значимой ситуации с участием несовершеннолетнего является ее групповой характер (ребенок как часть семейной или иной группы). Таким образом, можно дать следующее определение юридически значимой ситуации в рамках юридической психологии детей и подростков: это ситуация с участием несовершеннолетнего, субъекты который находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым, но и к психологическим последствиям для ее участников.

Общая информация

Ключевые слова: юридические понятия, юридически значимая ситуация, юридические факты, юридически значимое действие, конфликт, психологические последствия

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050303

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. К проблеме психологического определения понятия «Юридически значимые ситуации» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 29–36. DOI: 10.17759/psylaw.2015050303

Фрагмент статьи

На данный момент многие юридические понятия, используемые в современном законодательстве, требуют осмысления со стороны смежных наук для использования их в практике специалистов различных областей, работающих с клиентами в правовом контексте. Одним из таких понятий является дефиниция «юридически значимая ситуация» [1].

<...>

Полный текст

На данный момент многие юридические понятия, используемые в современном законодательстве, требуют осмысления со стороны смежных наук для использования их в практике специалистов различных областей, работающих с клиентами в правовом контексте. Одним из таких понятий является дефиниция «юридически значимая ситуация» [1].

Контекст, задаваемый этим термином, ясен. Любая часть нашей реальности может быть описана с помощью норм разного уровня в типовом и обобщенном виде, поэтому каждая ситуация может быть определена как юридическая, но возникает вопрос, как определять понятие «ситуации» и ее значимость.

С точки зрения криминологии, ситуация — это «некоторая совокупность фактических обстоятельств, между которыми существует причинная, временная, пространственная или иная связь и которые в силу этой связи образуют целостную систему элементов» [4].

Криминологи выделяют три вида ситуаций: предкриминальную, собственно криминальную и посткриминальную.

Предкриминальная ситуация (объективно складывающаяся или осознанно формируемая преступником), характеризует условия и обстоятельства, взаимодействующие в период подготовки к преступлению и определяет направленность и способ такой подготовки. Криминальная ситуация характеризует обстановку совершения преступления как один из важных элементов криминалистической характеристики преступления. Посткриминальная ситуация описывает условия, в которых осуществляются способы уклонения субъектов преступления от уголовной ответственности и применяются меры противодействия расследованию.

Также выделяются криминалистические ситуации, которые в свою очередь можно разделить на следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические. Каждая из них характеризует условия, в которых осуществляется соответствующий вид деятельности в какой-то конкретный момент.

Несмотря на то, что данное определение ситуации находится в рамках криминологии, его можно распространить на все сферы юриспруденции.

Значимость же ситуаций определяется в юриспруденции наличием юридических фактов, под которыми «понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений» [8].

Также в праве выделяется понятие юридически значимого действия, определяемое как действие «…получившее оценку в правовых предписаниях, внешне выраженное в телодвижениях, активное проявление воли человека, совершаемое с использованием определенных средств и способов, влекущее или способное повлечь юридически значимые последствия» [9].

Для нас важно определить, какое психологическое содержание несет (и несет ли) понятие юридически значимой ситуации, и, особенно, в отношении несовершеннолетних.

Т.С. Волчецкая определяет ситуацию как совокупность условий и обстоятельств, оцениваемую субъектом для принятия решения по ее оптимальной трансформации (в том числе приводящую к совершению действий на основе аффективной реакции или влияния других значимых лиц) [3].

Анализ литературы показал, что определение понятия юридически значимой ситуации дается лишь в рамках судебной экспертизы. Ю.Л. Метелица и С.Н. Шишков, показывают, что «…при судебно-экспертном исследовании объектом исследования являются особенности психики человека не вообще, а только в юридически значимых ситуациях, под которыми понимаются юридически значимые периоды времени или ситуации, в которых разворачивается та или иная психическая деятельность подэкспертного лица, оцениваемая с позиции разных юридических критериев» [10].

Ценным в данном определение является то, что в нем вводится понятие особенностей психической деятельности, причем только подэкспертного лица, однако психологическая специфика самой ситуации в нем не раскрывается (при этом дифференциация юридически значимых ситуаций заимствована из криминологии).

С нашей точки зрения, любая юридически значимая ситуация является, во-первых, конфликтной. По определению Н.В. Гришиной, конфликт — это «…биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)». Основным достоинством ее подхода является то, что «…мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить» [5].

Данное свойство юридической ситуации признается и юристами: «Под юридической ситуацией предложено понимать случайно сложившуюся в определенных условиях места и времени единую, целостную, относительно стабильную совокупность обстоятельств, которая подлежит определенному правовому разрешению, носит предположительный характер, характеризуется повторяемостью и конфликтностью» [12].

В ней всегда предполагается участие третьих лиц – т. е. виртуально или реально присутствуют представители правоохранительных органов. Как замечает В.Н. Кудрявцев: «В динамике юридического конфликта большую роль играет вмешательство третьей стороны — государственного правоприменительного (правоохранительного) органа, который будет разбирать конфликт и принимать по нему решение. <…> Такая третья сторона, если сразу и не присутствует в конфликте, то, во всяком случае, всегда “вырисовывается на горизонте”. Известно, что существует и такая точка зрения, что все правоотношения являются трехсторонними: помимо прямых участников в них состоит и публичная власть, регулирующая течение событий путем соответствующего контроля или, в случае необходимости, властного вмешательства в отношения сторон (эта конструкция, несомненно, имеет основания в уголовном или гражданском судопроизводстве, где кроме истца и ответчика, потерпевшего и обвиняемого действует государственный орган — суд)» [6].

Во-вторых, любая юридически значимая ситуация имеет психологические последствия. Причем для определения последствий в уголовном процессе важно: это лицо, активно действующее (правонарушитель), пассивно действующее (потерпевший или жертва) или нейтральное (свидетель — очевидец, который присутствовал при конфликтной ситуации, или не очевидец, просто знакомый с участниками конфликта). Для гражданского процесса также имеет значение наличие психологических последствий для участников юридически значимой ситуации, например, для ребенка в случаях решения вопроса о его дальнейшем жизнеустройстве.

Можно рассматривать правонарушения как проблемы правового поля, порождающие проблемные, кризисные и критические ситуации, которые можно дифференцировать по параметру психологических последствий для субъекта.

Проблемные ситуации — это содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий социальной среды, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Кризисные ситуации занимают промежуточное положение и определяются нами как ситуации, приводящие к возникновению состояний, при которых невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения.

Критической ситуацией мы будем называть ситуацию, в которой человек сталкивается с угрозой (объективной либо субъективной) для жизни, в отличие от точки зрения Ф.Е. Василюка, который определяет ее так: «…ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [2].

Основу для дифференциации описанных выше ситуаций представляют состояния, которые являются их последствиями. Так, на стадии проблемной ситуации преобладает состояние стресса, что понимается как неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования (Г. Селье) [11]. Стадия кризисной ситуации сопровождается фрустрацией, т. е. одной из форм стресса, которая определяется как специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталкивается с препятствиями, которые или реально не преодолимы, или воспринимаются как таковые [7]. И последняя ситуация — дистресса (травмы), способная привести к посттравматическому стрессовому расстройству – психологическому состоянию, возникающему в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику, которое выходит за пределы обычного человеческого опыта и угрожает физической целостности.

Генез ситуаций может проходить в двух вариантах: первый вариант – поступательного нарастания от проблемной ситуации к кризисной, а затем к критической. Такой генезис обусловлен как действием внешних факторов (например, увеличением интенсивности действия стимула), так и внутренних (дефицит ресурсов – например, депрессия, усталость и т. д.). Второй вариант, когда ситуации развиваются не последовательно, а сразу возникают ситуации кризиса или угрозы жизни.

Особенностью юридически значимых ситуаций, в которых участвуют несовершеннолетние, является то, что ребенок в такой ситуации не может быть один. Он всегда выступает как часть группы, например, семейной. И ответственность в этой группе разделена, но не прямо. Можно выделить несколько позиций ребенка в данном процессе: 1) лидирующая, когда ребенок выступает как субъект юридически значимой ситуации (и это касается не только самой конфликтной ситуации, но и процесса, следующего за ней – допроса, суда и т. д.); 2) опосредованная, когда несовершеннолетний попадает в юридически значимую ситуацию из-за действий других лиц (например, родителей в ситуации развода).

Обычно ребенок попадает в поле зрения правоохранительных органов уже после совершения правонарушения, но правонарушение часто возможно предотвратить, используя, к примеру, специальные технологии, под которыми (в психологии) мы понимаем совокупность психологической и психосоциальной помощи детям и подросткам, находящимся в юридически значимых ситуациях, а именно, спектр возможностей эффективного разрешения юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних и семей, а также пути и средства (в контексте оказания комплексной помощи) для достижения этих возможностей.

Таким образом, можно дать следующее психологическое определение юридически значимой ситуации – это ситуация с участием несовершеннолетнего, субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым, но и к психологическим последствиям для ее участников.

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №2. С. 1–14. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53517.shtml (дата обращения: 12.09.2015).
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  3. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: монография / Под ред. проф. Н.П. Яблокова. М.: Калинингр. ун-т; Калининград, 1997. 248 с.
  4. Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности: учеб. Пособие. Калинингр. ун-т. Калининград, 1999. 73 с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 538 с.
  6. Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология. М.: Наука, 2000. 501 с.
  7. Общая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с.
  8. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко М.: Юнити, 2001. 639 с.
  9. Прусаков А.Д. Действие и бездействие как формы юридически значимого поведения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 32 с.
  10. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М.: Гардарика, Смысл, 1998. 192 с.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 128 с.
  12. Шипунов И.В. Юридическая ситуация как общетеоретическая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009. 24 с.

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5206
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1132
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1