Интегрированная природа метода психологического портретирования в правоохранительной деятельности

1207

Аннотация

Статья выявляет особенности использования метода психологического портретирования в правоохранительной деятельности, показывает сложившуюся практику использования психологических знаний при раскрытии преступлений, раскрывает интеграционную связь других наук с психологией при использовании метода психологического портретирования в раскрытии преступлений. В статье представлен комплексный подход к составлению психологического портрета неизвестного преступника. Психологическое портретирование неизвестного преступника рассматривается как форма аналитической деятельности при раскрытии преступлений, в процессе которой интегрируются сведения и знания, полученные из различных наук, таких как криминалистика, криминология, оперативно-розыскная деятельность, психиатрия, сексология, виктимология и др. Психологическая наука (сведения из её различных отраслей) является основополагающим звеном, помогающим объяснить, интерпретировать и описать модель поведения преступника и жертвы для решения задач правоохранительной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: психологический анализ преступной деятельности, профайлинг

Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050406

Для цитаты: Шпагина Е.М. Интегрированная природа метода психологического портретирования в правоохранительной деятельности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 4. С. 71–79. DOI: 10.17759/psylaw.2015050406

Полный текст

В традиционном понимании психологическое портретирование понимают как некое описание психологических свойств и качеств определенной личности. Психологическое портретирование используют в политике при описании политических и исторических деятелей в контексте их деятельности и влияния на историю события в мире (Ракитянский Н.М.); истории науки и искусств при описании развития таланта выдающихся личностей (Кузнецова У.Я., Моисеева И.Ю.); психологии, психиатрии, медицине при описании истории клиента или пациента (Сугоняко Е.А., Сучкова Е.Л.), управлении при описании личности руководителя (Марченко В.В.). Во всех случаях, психологическое портретирование основано на анализе, обобщении и интерпретации во времени (прошлом, настоящем и будущем) фактов и жизненных событий, продуктов деятельности и поступков людей и их окружения, описании их внешности (от мимики и жестов до манеры одеваться).

Психологическое портретирование в правоохранительной деятельности рассматривают одновременно как метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление признаков субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и его следов [Анфиногенов, 2003]. Автор рассматривает психологическое портретирование в правоохранительной деятельности как вид аналитической работы, направленный на получении новых знаний об объекте исследования (физическом лице или группы лиц) на основе имеющихся данных, полученных в ходе выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Психологическое портретирование включает в себя идентификационную, диагностическую и прогностическую функции.

Следует выделить основные направления деятельности правоохранительных органов, в которых используется метод психологического портретирования.

По сложившейся практике, область, где используется психологическое портретирование – это раскрытие и расследование серийных и безмотивных преступлений, где преступник не известен и обычно используемые методы раскрытия и расследования преступлений не дали своих результатов (это серийные убийства на сексуальной, религиозной почве, а также убийства по найму). Эти преступления случаются редко, однако имеют широкий общественный резонанс и требуют особого, неординарного подхода к поиску и поимке преступника. Психологическое портретирование в данном является сложным наукоемким методом, требующем специальных познаний в различных областях и сродни научному исследованию. В западной литературе специалиста, составляющего такой психологический портрет (профиль) называют профайлером.

Другая область, которая в последние годы набирает обороты, – это составление психологического портрета террориста (или группы террористов), захватившего заложника. Составление портрета происходит в так называемом режиме он-лайн. Специалист, на основе наблюдения за действиями объекта исследования (преступника и его окружения), а также других имеющихся сведений, полученных в ходе оперативного информационно-аналитического обеспечения, составляет описание личности, её сильных и слабых сторон, ищет уязвимости, на которых можно было бы построить тактику переговоров. Кроме того, делается прогноз о поведении преступника и заложников во времени. Полученные диагностические и прогностические описания учитываются при планировании хода операции по обезвреживанию преступников и освобождению заложников. Особое значение этому виду психологического портретирования придают в сфере обеспечения безопасности на транспорте. В литературе его также часто называют профайлингом.

Третье направление связано с возрастающей психологической культурой оперативных работников и следователей. Они составляют психологический потрет лиц, с которыми встречаются в процессе работы во время раскрытия и расследования преступлений, в целях выработки тактики и стратегии взаимодействия и построения эффективного общения. Этими лицами могут быть подозреваемые и члены их семей, свидетели, очевидцы. Источником информации для анализа могут быть сведения, полученные в процессе наблюдения за объектом, изучения материалов социально-демографического характера, продуктов деятельности, а также со слов других опрошенных. Владение техникой психологического портретирования требует от сотрудников психологических знаний, которые они получают в настоящее время в учебных заведениях образовательной системы МВД России, а также в процессе взаимодействия с людьми в профессиональной деятельности.

При внимательном изучении метода психологического портретирования приходиться признать, что собственно «психологического» в нем не так уж и много. Психологические знания, скорее всего, являются связующим звеном различных сведений, информации о событии преступления, которые на протяжении многих лет получают в различных областях науки и практики, таких как: криминалистика, криминология, виктимология, психиатрия, сексология, судебная медицина, и оперативно-розыскная деятельность др. Психологические знания ложатся в основу интерпретации событий преступления: происходивших, происходящих в настоящее время и помогают создавать прогноз на будущее.

Метод психологического портретирования имеет интеграционную природу. Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый): 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Рассмотрим подробнее области знаний, которые используются при составлении психологического портрета неизвестного преступника для того, чтобы показать интегративную сущность данного вида аналитической работы при раскрытии и расследовании преступлений.

Основой, базой для составления психологического портрета неизвестного преступника, безусловно, является криминалистика. В современной науке существует такой термин, как криминалистическая психология. Наиболее известные ученые в этой области – это А.И. Анфиногенов, С.Н. Богомолова, Л.Г. Видонов, Г.А. Густов, Образцов В.А. и др. Как известно, криминалистика – это наука о следах. Криминалистическая составляющая психологического портретирования заключается в том, что все оставленное  (и также взятое с собой) преступником на месте преступления, в том числе и жертву, характер манипуляций с ней, выбор места и времени преступления, все в совокупности, является отражением, или «зеркалом» неизвестного преступника, вероятностный потрет которого, составляет специалист-профайлер. Здесь следует упомянуть психологическую теорию деятельности, значение которой выражается в том, что личность проявляет себя и отражается в деятельности, в том числе и поступках.        

Криминология изучает преступников и преступления. Иными словами, когда мы говорим о криминологической составляющей, мы имеем в виду уже известные раскрытые преступления, где есть осужденный преступник, известны сведения о жертве и факты механизма совершения преступления. Чаще всего – это обобщенные и проанализированные результаты уголовных дел. Такой подход ложится в основу разработки типологии преступников. Следует оговориться, что не во всех случаях преступник известен. Статистический подход при объединении материалов уголовных дел в одно, используется при исследовании серийных преступлений, где прослеживается, так называемый «почерк» или «modus operandi» преступника. Наиболее интересны в этой области работы таких авторов, как В.А. Образцов, С.Н. Богомолова, которые приводят типологии преступников, совершающих серийные преступления, принятые в зарубежной практике. Заслуживают внимания работы Ю.М. Антоняна, О.И. Бродченко, Л.П. Конышевой, О.А. Логуновой, В.Н. Тележниковой, О.Д. Ситковской, А.И. Скрыпникова, построенные на анализе личности преступника и механизма преступления по раскрытым уголовным делам [Бродченко, 2007]. Сопоставление криминологической информации об уже известных совершенных преступлениях и криминалистической информации с места преступления, совершенного неизвестным преступником способствует выдвижению версий.

Особую роль при составлении психологического портрета отводится изучению особенностей выбора жертвы преступником [Серов, 2011]. Эту область знаний принято выделять в отдельное направление – виктимологию. Выбор жертвы, характер взаимодействий с ней, также является отражением портрета неизвестного преступника [Целиковский, 2015]. Изучение серийных преступлений дает основание полагать, что преступник имеет определенные предпочтения в выборе жертв, можно сказать «типаж», который основывается на каких-либо признаках, чаще внешних: элемент одежды, тип лица, цвет волос. Поэтому, практически все специалисты по портретированию неизвестного преступника отмечают необходимость получения подробнейшей информации о жертве, а также создания банков данных жертв, основанного на описании определенных признаков.

Специалист по психологическому портретированию также должен обладать элементарными знаниями в области психиатрии, чтобы понимать характер многих так называемых «безмотивных» преступлений. Как известно, серийным маньяками и убийцами часто становятся люди с психическими заболеваниями. Кроме того, специалист-психиатр понимает особенности развития психики и её патологий, а также механизмы проявления данных процессов в поведении человека. Считается, что история использования психологического портрета в раскрытии преступлений начинается с психиатра Джеймса Брасселя, который по просьбе полиции составил описание так называемого «безумного бомбителя» терроризировавшего жителей Нью-Йорка в 1954г. [Образцов]. В Российской практике наиболее известны работы психиатра Бухановского А.О., созданной им научной школы в этой области на базе научного центра (ЛРНЦ) «Феникс». Он, в частности, был экспертом в деле Чикатило и во время следствия по просьбе оперативной группы составил психологический портрет преступника [Бухановский Александр Олимпиевич, 2013]. Также огромный вклад в развитие судебной психиатрии внесли ученые из Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России.

Важным компонентом в оставлении психологического портрета играют особые знания в области сексологии и сексопатологии, которые объясняют то или иное поведение серийных маньяков насильников, мотивы их противоправного поведения [Демидова, 2011], [Дозорцева, 2011]. Сексуальные девиации формируются по мере развития человека, закрепляются в период пубертата (полового созревания) и влияют затем на сексуальные предпочтения на протяжении всей жизни [Дворянчиков, 2011]. В этой области стоит отметить работы отечественных специалистов А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенского, Н.В. Дворянчикова, работающих над проблемами судебной сексологии [Ткаченко, 2015].

В основу психологического портрета ложится также информация, добытая оперативным путем, т.е. специалисту могут быть предоставлены документы, являющиеся результатом оперативно-разыскных мероприятий (согласно Федеральному закону РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».).

Связующим звеном в составлении психологического портрета, на наш взгляд, является психологический анализ. Под психологическим анализом следует понимать использование психологических знаний при исследовании тех или иных событий (в данном случае криминальных событий). Психологический анализ основывается на интерпретации фактов и сведений с точки зрения психологии личности (преступника и жертвы), психологии поведения (преступника и жертвы), а также психологии группы (влияния группы на поведение человека) и требует от специалиста глубоких познаний в этих областях [Мусатова, 2014].

Психологическая природа метода психологического портретирования заключается в том, что именно знания из её отраслей и помогают объяснить и понять действия преступника и жертвы. В Российской практике психологического портретирования применяется так называемый аналитико-психологический подход, который концептуально строится на основе теоретического положения о личностной детерминированности всякого поведения. Данное положение взято из работ в области общей психологии выдающихся ученых: отечественного психолога А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1988] и немецкого ученого Х. Хекхаузена [Хекхаузен, 1986] и приумножено в прикладном значении в области психологического портретирования и психологического анализа преступной деятельности такими учеными, как А.И. Анфиногенов, Л.А. Бегунова, М.И. Еникеев, Л.П. Конышева, Д.В. Миронов, Е.Г. Самовичев, В.Н. Тележникова и др.

Автор считает, что психологическое портретирование является одним из видов аналитической работы в органах внутренних дел, т.к. результатом деятельности по его составлению является новое знание о преступном деянии, преступнике и его жертве.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что составление психологического портрета требует интеграции из различных областей специальных знаний. В настоящее время в органах внутренних дел нет структуры, отвечающей за данный вид деятельности. Вероятностный психологический портрет могут составлять криминалисты, оперативные сотрудники (в виде диагностических и прогностических версий), иногда психологи органов внутренних дел (все эти специалисты владеют каким-либо компонентом знаний, требуемым для составления психологического портрета). Чаще всего, в случае резонансных преступлений, обращаются к сторонним специалистам-профайлерам.

Отсутствие постоянной должности специалиста по портретированию в органах внутренних дел объясняется несколькими причинами:

  • нерегулярность такого рода преступлений (по сравнению, например, с кражами);
  • трудоемкость и наукоемкость метода (требует специальных познаний);
  • результатом деятельности является сужение круга подозреваемых лиц, результат носит вероятностный характер (нельзя указать точный адрес проживания и имя преступника).

Вместе с тем, когда подобные преступления случаются (психологическое портретирование используют обычно при раскрытии серийных и сексуальных убийств), это вызывает широкий общественный резонанс и тогда начинают пробовать различные способы раскрытия таких преступлений и задержания преступников, искать специалистов. На наш взгляд, такого рода деятельность требует не только специальных познаний, но аналитического склада ума, навыков в области анализа и прогнозирования. С развитием в органах внутренних дел подразделений информационно-аналитического обеспечения, именно они могли бы занять эту нишу и развивать направление психологического портретирования совместно с уголовным розыском. Кроме того, этому способствует и развитие информационных технологий, применяемых в информационно-аналитическом обеспечении оперативно-разыскной деятельности.

Литература

  1. Анфиногенов А.И. Портрет (профиль) неустановленного преступника психологический. Энциклопедия юридической психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
  2. Бродченко О. И. Использование психологических знаний о личности преступника при раскрытии серийных сексуальных преступлений : пособие / О. И. Бродченко, О. А. Логунова, Москва: ВНИИ МВД России, 2007.
  3. Бухановский Александр Олимпиевич (1944–2013)//Психиатрия. 2013. № 2 (58). С. 66.
  4. Дворянчиков Н.В., Логунова О.А., Решетова Д.В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения у серийных сексуальных убийц [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39334.shtml (дата обращения: 08.11.2015)
  5. Демидова Л.Ю. Парафилии как диагностическая категория (реферативный обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49295.shtml (дата обращения: 08.11.2015)
  6. Дозорцева Е.Г., Дворянчиков Н.В., Демидова Л.Ю., Симоненкова М.Б. Особенности полоролевой идентичности у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49306.shtml (дата обращения: 08.11.2015)
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1988.
  8. Мусатова О.А., Шпагина Е.М. Психологическое портретирование. М., 2014.
  9. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. М: Юнити-Дана, Закон и право, 2002 г. С. 81-87.
  10. Сафуанов Ф.С., Назарова Е.А. Сравнительный анализ различных методов составления психологического портрета предполагаемого преступника  [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46577.shtml (дата обращения: 08.11.2015)
  11. Серов А.Д., Сыроквашина К.В., Басинская И.А. Установки по отношению к жертве у сексуальных правонарушителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40911.shtml (дата обращения: 08.11.2015)
  12. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. М.: Бином, 2015.
  13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
  14. Целиковский С.Б., Михайлова О.Ю. Динамика выбора жертвы как информативный признак при разработке психологического профиля серийного сексуального преступника. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 82-88.

Информация об авторах

Шпагина Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3325-3402, e-mail: shpaginaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4004
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1207
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0