Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7520Ключевые слова 18057 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Профессионализм в деятельности директора школы: особенности обыденных представлений в группах директоров, учителей и родителей 594

Дворянчиков Н.В., кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dnv@mgppu.ru
Будыкин С.В., преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета социальной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, BudykinSV@mgppu.ru
Авдеев Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Avdei-amber@rambler.ru
Бовина И.Б., доктор психологических наук, профессор кафедры криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник НИЛ «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, innabovina@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении и анализе обыденных представлений о профессионализме в деятельности директора школы. Объект исследования – группы взрослых, связанных с образовательным процессом. Выборку составили директора и заместители директоров ряда школ г. Москвы, учителя и родители школьников. Общий объем выборки – 166 человек (N=55 директоров и заместителей, N=57 учителей, N=54 родителя) в возрасте от 22 до 68 лет. Предмет исследования – особенности обыденных представлений о профессионализме в деятельности директора школы. Мы выдвинули общее предположение, что группы директоров, родителей и учителей будут различаться по соотношению функциональных и нормативных элементов; в группе директоров в представлении о профессионализме будут доминировать функциональные элементы, в группе учителей ожидается выявить как нормативные, так и функциональные элементы, в группе родителей – преимущественно нормативные. Основным методом исследования был опрос. Для его реализации был составлен опросник. В соответствии с теорией социальных представлений, в рамках которой было разработано исследование, ключевой методикой была методика свободных ассоциаций. Наше предположение получило частичную эмпирическую поддержку. Результаты обсуждаются с точки зрения теории социальных представлений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение. Проблема профессионализма уже неоднократно привлекала внимание исследователей в рамках психологической и педагогической науки [1; 4–6]. В литературе можно обнаружить целый ряд определений профессионализма, обсуждение специфики двух взаимозависимых сторон профессионализма – профессионализма личности (включающего целый набор характеристик субъекта труда: с одной стороны, профессионально важные качества, с другой – особенности мотивационной и ценностной сфер и пр.) и профессионализма деятельности (включающего профессиональную компетентность, навыки и умения, связанные с успешной деятельностью), выделение критериев профессионализма (будь то критерии объективные и субъективные, качественные и количественные, касающиеся как процесса, так  и результата деятельности и пр.) [4–6]. В фокусе внимания исследователей зачастую оказывался вопрос профессионализма учителя [1; 4].

<...>

Литература
  1. Асадов Ю.М. Сущность и научные определения феномена профессионализма учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3, С. 564–569.
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Авдеев Е.С., Сафуанов Ф.С. Эффективный директор школы в представлениях руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65828.shtml (дата обращения: 09.07.2016).
  3. Бысик Н.В., Каспржак А.Г. Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления. Часть 1 // Факты образования. 2016. № 5. 17 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 400 с.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  6. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука, 2008. № 12, С. 4–15.
  7. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок–мать» // Психолог в детском саду. 2005. № 4, С. 115–123.
  8. Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamic of social representations // Papers on Social Representations. 1993. № 2. Р. 75–78.
  9. Abric J.-C. La recherche du noyau central et de la zone muette des représentations sociales // Méthodes d’étude des représentations sociales / Sous la dir. J-C. Abric. Ramonville Saint-Agne: Erès, 2003. Р. 59–80.
  10. Abric J.-C. Pratiques sociales et représen­tations. Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 425p.
  11. Bonnec Y. Identité régionale, nationale et européenne. Organisation et statut de la mémoire sociale au sein des représentations sociales // La mémoire sociale: Identités et Représentations Sociales / Sous la dir. de S.Laurens, N.Roussiau. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2002. Р. 175–185.
  12. Dany L., Apostolidis T., Harabi S. Distance to the object and social representations: replication and further evidences // Spanish journal of social psychology. 2014. Vol. 17. P. 1–9.
  13. Dany L., Urdapilleta I., Monaco G. L. Free associations and social representations: some reflections on rank-frequency and importance-frequency methods // Quality & Quantity. 2014. Vol. 49. № 2. Р. 489–507.
  14. Flament С., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin, 2003. 256 p.
  15. Moscovici S. Foreword to C.Herzlich, Health and illness. London: Academic Press, 1973. Р. ix–xiv.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика