Эффективный директор школы в представлениях руководителей образовательных учреждений

1327

Аннотация

Излагаются результаты подготовительного этапа исследовательского проекта, посвященного изучению того, как субъекты образовательного процесса понимают трансформацию системы образования. Исследование базируется на идеях теории социальных представлений, выстраивается в соответствии с положениями структурного подхода теории социальных представлений; для выявления и анализа структуры представления используется прототипический анализ П. Вержеса. В статье анализируются социальные представления руководителей образовательных учреждений Москвы, обсуждаются особенности структуры их представлений об эффективном директоре школы. По результатам исследования выдвигается предположение, которое будет проверяться в рамках основного этапа исследования, а также делаются выводы относительно формирования выборки для последующих этапов исследовательского проекта.

Общая информация

Ключевые слова: эффективный директор школы, социальные представления, структура социального представления, руководители образовательных учреждений

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Авдеев Е.С., Сафуанов Ф.С., Коноплева И.Н. Эффективный директор школы в представлениях руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65828 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Жизнь в современном обществе сопряжена с изменениями на самых различных уровнях: от процессов глобализации, экономического кризиса, демографических проблем, притока иммигрантов, до возникновения и распространения информационно-коммуникационных технологи. Причем, подчеркнем, темп этих изменений довольно высокий. Поэтому столкновение с ними в повседневной жизни подразумевает необходимость быстрой адаптации к происходящим изменениям.

Среди ряда вопросов, на которые было бы интересно найти ответ в этой связи, можно выделить один, касающийся того, как система образования трансформируется в меняющемся мире, отвечая на различные запросы времени.

Литература

  1. Альтбах Ф. Перспективы стран БРИК: новые образовательные сверхдержавы?// Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США/ Под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Дукевич, Л. Райсберг. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. С. 9–42.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект пресс, 2001. 318 с.
  3. Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1543/12.12.29-%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 22.09.2013).
  5. Abric J.-C. L’analyse structurale des représentations sociales// Les méthodes des sciences humaines/ Sous la dir. S.Moscovici, F.Buschini. P.: Presses Universitaires de France, 2003. P. 375–392.
  6. Epstein D., Miller R. Slow off the mark. Elementary school teachers and the STEM education [Электронный ресурс] // The Education Digest: Essential Readings Condensed for Quick Review. 2011. P. 4–10. URL: http://www.americanprogress.org/issues/2011/04/pdf/stem_paper.pdf (дата обращения: 23.11.13).
  7. Flament С., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. P.: Armand Colin, 2003. 252 р.
  8. Gauthier D., Garnier C., Marinacci L. Les représentations sociales de l’enseignement et de l’apprentissage de la science et de la technologie d’élèves et d’enseignants du secondaire// Journal international sur les représentations sociales. 2005. Vol. 2. № 1. P. 20–32.
  9. Gilly M. Les représentations sociales dans le champ éducatif// Les représentationssociales/ Sous la dir. D. Jodelet. Paris: Presses Universitaires de France, 1996. P. 363–386.
  10. McClintock C.G., Allison S. Social value orientation and helping behavior// Journal of Applied Social Psychology. 1989. Vol.19. P. 353–362.
  11. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. P.: Presses Universitaires de France, 1961. 650 р.
  12. Moscovici S. The phenomenon of social representations// Social Representations: Explorations in Social Psychology/ Ed. by G. Duveen. N. Y.: New York University Press, 2000. P.18–77.
  13. Pelt V., Poncelet D. Analysis of the semantic field of social representation between teachers and parents of the school/family relationship [Электронный ресурс] // Papers on Social Representations. 2012. Vol. 21. P. 9.1–9.31. URL: http://www.psych.lse.ac.uk/psr/ (дата обращения: 24.08.2013).
  14. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation// Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV. № 405. P. 203–209.
  15. Vetter A. Teachers as architects of transformation: the change process of an elementary-school teacher in practitioner research group// Teacher Education Quarter, Winter. 2012. P. 27–49.
  16. Wagner W., Valencia J., Elejabarrieta F. Relevance, discourse and the “hot” stable core of social representations: a structural analysis of word associations//British Gournal of Social Psychology. 1996. Vol. 35. P. 331–352.

Информация об авторах

Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199, e-mail: innabovina@yandex.ru

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Авдеев Евгений Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, e-mail: Avdei-amber@rambler.ru

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2316
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1327
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3