Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7058Ключевые слова 17026 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Эмоциональная дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации 444

Летфуллина Х.Р., магистрант, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, yo-maestro@mail.ru
Луковцева З.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, sverchokk@list.ru

Аннотация

В статье описан современный этап изучения влияния итоговой аттестации (ЕГЭ) на психоэмоциональное состояние учащихся. Приведены результаты исследования структурно-динамических характеристик эмоциональной дезадаптации и суицидального риска у старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации. Выборку составили 27 юношей и 33 девушки в возрасте 16–18 лет, обучающиеся в ГБОУ «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» г. Москвы. Состояние эмоциональной сферы испытуемых и уровень суицидального риска оценивались с применением таких методик, как «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор, «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера, «Шкала депрессии» А.Т. Бека и «Опросник суицидального риска» Т.Н. Разуваевой. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу (Т-критерий Вилкоксона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Исследование позволило выделить четыре психологически специфичных этапа подготовки к итоговой аттестации, описать динамику показателей эмоциональной дезадаптации и суицидального риска на каждом этапе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Старший школьный возраст сопряжен с возрастанием уровня тревожности и интенсификацией защитных механизмов, необходимых для приспособления будущего выпускника к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям. Хронизация эмоциональной напряженности на фоне ЕГЭ рассматривается как серьезный фактор эмоциональной дезадаптации (ЭД).

Понимание термина «дезадаптация» порой строится «от противного», и тогда соответствующее явление выступает как дефицит/отсутствие приспособления. Существуют и содержательные определения дезадаптации, отражающие ее механизмы и проявления на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

<...>

Литература
  1. Агеева Л.Г. Социально-психологические факторы дезадаптации учащихся старших классов в общеобразовательном процессе школы [Электронный ресурс]. Самара, 2006. 203 с. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-faktory-dezadaptatsii-uchashchikhsya-starshikh-klassov-v-obshche#ixzz3OSYAH4Yh (дата обращения: 29.11.2014).
  2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 124–128.
  3. Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25–27 октября 1995 г. М., 1995. С. 23–25.
  4. Кадашникова Н. Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребёнка к экзамену. Волгоград: Учитель, 2010. 137 с.
  5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс]. М.: Эксмо, 2007. С. 22–24. URL: http://www.twirpx.com/file/9007/ (дата обращения: 14.01.2015).
  6. Ковалёва Н.И., Болли В.И. Взаимосвязь перфекционизма с соcтояниями эмоциональной дезадаптации старшеклассников [Электронный ресурс] // Сборники конференций научно-издательского центра «Социосфера». 2014. № 35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-perfektsionizma-s-soctoyaniyami-emotsionalnoy-dezadaptatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 04.03.2015).
  7. Лаптева Е.А., Любовцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в формате ГИА и ЕГЭ: психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 7–3. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-v-formate-gia-i-ege-psihofiziologicheskie-osobennosti-sostoyaniya-detey-9-i-11-klassov-pri-funktsionalnoy-nagruzke (дата обращения: 11.03.2015).
  8. Леонова Е.В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 13–23. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73528.shtml (дата обращения: 11.03.2015).
  9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 162–171.
  10. Летфуллина Х.Р. Профилактика эмоциональной дезадаптации старшеклассников в период итоговой аттестации. С. 327 // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы ХV Городской научно-практической конференции с международным участием. Т. I. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016. 383 с.
  11. Морозова Н.В. Психологические особенности школьной адаптации учащихся старших классов [Электронный ресурс] // М.: Изд-во Московского государственного педагогического университета. 1996 г. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19167.php (дата обращения: 18.03.2015).
  12. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  13. Симатова О.Б., Космакова И.Э. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-produktivnosti-koping-strategiy-i-rezultatov-ege-u-starsheklassnikov (дата обращения: 04.03.2015).
  14. Смагулов М.Н. Экзаменационный стресс и нервно-эмоциональное напряжение организма школьников, его оценка и прогноз [Электронный ресурс] // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Тюмень, 2006 год. С. 26. URL: http://www.dissercat.com/content/ekzamenatsionnyi-stress-i-nervno-emotsionalnoe-napryazhenie-organizma-shkolnikov-ego-otsenka (дата обращения: 25.12.2014).
  15. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. URL: http://dibase.ru/article/24022014_157331_strizhius/1 (дата обращения: 14.02.2015).
  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 101–110. URL: http://psyjournals.ru/kip/2009/n3/24650.shtml (дата обращения: 26.02.2015).
  17. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16–25. URL: http://psyabstracts.com/journals/Voprosy+Psychologii/2009/3/#.VtsVSH2LTDc (дата обращения: 26.02.2015).
  18. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями [Электронный ресурс]. М.: Генезис, 2009. 184 с. URL: http://www.twirpx.com/file/384119/ (дата обращения: 16.01.2015).
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика