Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7667Ключевые слова 18545 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Влияние на психологический климат коллектива образовательных учреждений обучения сотрудников основам медиации 265

Шамликашвили Ц.А., кандидат медицинских наук, Научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации», Москва, Россия, president@mediacia.com
Харитонов С.В., доктор медицинских наук, профессор кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sergeyhar@mail.ru
Графский В.П., преподаватель кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ , Москва, Россия, v.grafskiy@fedim.ru

Аннотация

В статье исследуется влияние программ обучения медиации в специальных учебно-воспитательных учреждениях (СУВУ) и общеобразовательных учреждениях (ОУ) на психологический климат в коллективах сотрудников. Материалом исследования послужили данные, полученные от 154 человек, сотрудников образовательных учреждений. Из них,37 человек – сотрудники СУВУ, а 117 челок – сотрудники ОУ. Применялись три метода психологической диагностики: Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф.Филдеру, индекс Сишора и оценка коммуникативных умений. При сопоставлении показателей тестов до проведения обучающих программ по основам медиации и после ее прохождения определено, что среди сотрудников СУВУ (в тесте Уилкоксона р = 0,0027) и сотрудников ОУ (в тесте Уилкоксона р <0,0001) происходит статистически достоверный рост уровня групповой сплоченности, определяемый в тесте Сишора. Получены странные данные по шкалам Методики оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф.Филдеру. Согласно результатам этого исследования, у сотрудников СУВУ не произошло статистически достоверных изменений в показателях биполярных шкал, оценивающих разные качественные характеристики атмосферы в коллективе. В то время, как у работников ОУ по всем десяти шкалам получены статистически достоверные различия, свидетельствующие об улучшении показателей. В тесте оценки коммуникативных умений не отмечалось статистически достоверных различий у сотрудников ни в группе СУВУ (в тесте Уилкоксона p=0,079), ни в группе ОУ (в тесте Уилкоксона p=0,95). Результаты исследования свидетельствуют о том, что обучение основам медиации способствует улучшению ряда характеристик психологического климата в коллективах СУВУ и ОУ. В то же время между коллективами этих учреждений имеются кардинальные отличия, которые требуют проведения дополнительных исследований. В заключение делается вывод о том, что выявленные детерминанты искажения сотрудниками органов внутренних дел служебной информации могут быть полезными при разработке мероприятий по его профилактике в интересах повышения уровня достоверности информации для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на эффективность деятельности органов внутренних дел.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема образования и воспитания современной молодежи требует поиска новых путей и решений, опирающихся на современные инновационные инструменты и технологии педагогической деятельности. В связи с этим в последние годы проводится активная модернизация всего педагогического образования, в рамках которой разрабатывается новая система подготовки учителей, лежащая в основе фундамента образовательной политики государства. Такой подход отражен в федеральных программно-целевых документах, в частности, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг., концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. Основная цель этой программы – модернизация педагогического образования за счет подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [2].

<...>

Литература
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Российская Газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 06.03.2017).
  2. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 года № 594. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://fgou-vunmc.ru/normativ_mon/files/594_28.05.2014. doc (дата обращения: 23.03.2017).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N (ред. от 31.12.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://36edu.ru/delo/polnom/accred/DocLib2/ФГОС%20ООО%20(Приказ%20Минобрнауки%20России%20от%2017.12.2010%20№%201897%20с%20изм.).doc (дата обращения: 27.03.2017).
  4. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100–106.
  5. Леньков С.Л. Профессионализм и профессиональный маргелизм педагогов инновационного образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал. 2014. № 1 (33). С. 152–175.
  6. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. М: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. 128 с.
  7. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «Школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы. Бюллетень Федерального института медиации. 2014 год. Т. 2. М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015. С. 41.
  8. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института психотерапии. 2002. с.С. 190–191.
  9. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: в 2 т. Т. 2. М., 2001. С.50–53.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика