Влияние на психологический климат коллектива образовательных учреждений обучения сотрудников основам медиации 132
Шамликашвили Ц.А., кандидат медицинских наук, Научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации», Москва, Россия, president@mediacia.com Харитонов С.В., доктор медицинских наук, профессор кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sergeyhar@mail.ru Графский В.П., преподаватель кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ , Москва, Россия, v.grafskiy@fedim.ru
В статье исследуется влияние программ обучения медиации в специальных учебно-воспитательных учреждениях (СУВУ) и общеобразовательных учреждениях (ОУ) на психологический климат в коллективах сотрудников. Материалом исследования послужили данные, полученные от 154 человек, сотрудников образовательных учреждений. Из них,37 человек – сотрудники СУВУ, а 117 челок – сотрудники ОУ.
Применялись три метода психологической диагностики: Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф.Филдеру, индекс Сишора и оценка коммуникативных умений.
При сопоставлении показателей тестов до проведения обучающих программ по основам медиации и после ее прохождения определено, что среди сотрудников СУВУ (в тесте Уилкоксона р = 0,0027) и сотрудников ОУ (в тесте Уилкоксона р <0,0001) происходит статистически достоверный рост уровня групповой сплоченности, определяемый в тесте Сишора.
Получены странные данные по шкалам Методики оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф.Филдеру. Согласно результатам этого исследования, у сотрудников СУВУ не произошло статистически достоверных изменений в показателях биполярных шкал, оценивающих разные качественные характеристики атмосферы в коллективе. В то время, как у работников ОУ по всем десяти шкалам получены статистически достоверные различия, свидетельствующие об улучшении показателей.
В тесте оценки коммуникативных умений не отмечалось статистически достоверных различий у сотрудников ни в группе СУВУ (в тесте Уилкоксона p=0,079), ни в группе ОУ (в тесте Уилкоксона p=0,95).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что обучение основам медиации способствует улучшению ряда характеристик психологического климата в коллективах СУВУ и ОУ. В то же время между коллективами этих учреждений имеются кардинальные отличия, которые требуют проведения дополнительных исследований.
В заключение делается вывод о том, что выявленные детерминанты искажения сотрудниками органов внутренних дел служебной информации могут быть полезными при разработке мероприятий по его профилактике в интересах повышения уровня достоверности информации для принятия взвешенных управленческих решений, направленных на эффективность деятельности органов внутренних дел.
Проблема образования и воспитания современной молодежи
требует поиска новых путей и решений, опирающихся на современные инновационные
инструменты и технологии педагогической деятельности. В связи с этим в
последние годы проводится активная модернизация всего педагогического
образования, в рамках которой разрабатывается новая система подготовки
учителей, лежащая в основе фундамента образовательной политики государства.
Такой подход отражен в федеральных программно-целевых документах, в частности,
в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на
2013–2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое
развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития
образования на 2011–2015 гг., концепции федеральной целевой программы развития
образования на 2016–2020 гг. Основная цель этой программы – модернизация
педагогического образования за счет подготовки педагогических кадров в
соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования [2].
<...>
Литература
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Российская Газета [Электронный ресурс].
URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения:
06.03.2017).
Порядок разработки примерных основных образовательных
программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных
образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 мая
2014 года № 594. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL:
http://fgou-vunmc.ru/normativ_mon/files/594_28.05.2014. doc (дата обращения:
23.03.2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 №
19644), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N (ред. от
31.12.2015). [Электронный ресурс]. URL:
http://36edu.ru/delo/polnom/accred/DocLib2/ФГОС%20ООО%20(Приказ%20Минобрнауки%20России%20от%2017.12.2010%20№%201897%20с%20изм.).doc
(дата обращения: 27.03.2017).
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей:
ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. № 10. С.
100–106.
Леньков С.Л. Профессионализм и профессиональный
маргелизм педагогов инновационного образования // Новое в
психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал. 2014. № 1
(33). С. 152–175.
Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры
урегулирования споров. Учебное пособие. М: Издательство ООО «Межрегиональный
центр управленческого и политического консультирования», 2013. 128 с.
Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «Школьная
медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические
механизмы. Бюллетень Федерального института медиации. 2014 год. Т. 2. М.:
Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического
консультирования», 2015. С. 41.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по
А.Ф. Фидлеру) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.,
Изд-во Института психотерапии. 2002. с.С. 190–191.
Тест оценки коммуникативных умений // Психологические
тесты / Под ред. А.А.Карелина: в 2 т. Т. 2. М., 2001. С.50–53.