Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Социально-психологические особенности лидеров несовершеннолетних осужденных 131

Котенева А.В., доктор психологических наук, Профессор кафедры Научных основ экстремальной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, akoteneva@yandex.ru
Лихачева С.Н., Заместитель начальника отдела организации психологической работы, ФСИН России, Москва, Россия, S89127614190@ yandex.ru
Кокурин А.В., кандидат психологических наук, декан факультета экстремальной психологии, Московский госуддасрвтенный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, kokurin1@bk.ru

Аннотация

Проблема ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних заключенных является социально значимой и малоизученной проблемой в современной психологической науке. В работе представлены результаты исследования 60 юношей, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, в возрасте от 16 до 18 лет. Диагностика социально-психологических качеств несовершеннолетних осужденных осуществлялась на основе методик изучения лидерского стиля Р. Бейлза–К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас), диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина, коммуникативного контроля М. Шнайдера, эмоционального интеллекта Н. Холла, прогрессивных матрицы Равена, а также данных наблюдений психологов учреждений и воспитателей несовершеннолетних осужденных. В работе применялись непараметрический критерий Манна–Уитни и факторный анализ. Результаты показывают, что среди несовершеннолетних осужденных есть формальные и неформальные лидеры. Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, неформальные лидеры могут быть позитивными и негативными, деловыми и эмоциональными. Лидеры в большей степени ориентированы на решение задач, обладают развитыми лидерскими качествами, организаторскими и коммуникативными способностями. Однако прогностическими качествами, выделяющими лидера в среде несовершеннолетних осужденных, являются не только лидерские склонности, но и качества эмоционального интеллекта, позволяющие оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на состояние окружающих.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня чрезвычайно важно исследовать особенности ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Хотя в последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению роста подростковой преступности, общее количество преступлений остается достаточно высоким среди лиц, не достигших совершеннолетия. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года [1]. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, их ресоциализация и воспитание предполагают изучение и оптимизацию межличностных отношений в этой среде [21].

<...>

Литература
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
  2. Адаир Дж. Психология лидерства: [концепция непререкаемого лидерства] / Джон Адаир // [пер. с англ. М. Котельниковой]. М.: Эксмо, 2007. 342с.
  3. Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2010. Т. 316. № 6. С. 203–207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-prirody-liderstva-kak-fenomena (дата обращения: 18.04.2018).
  4. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминально-психологическое исследование. М.: Норма; Инфа-М., 2010. 368 с.
  5.  Батаева Б. Лидерство в условиях неопределенности и эмоциональное лидерство // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 10. С. 107–111.
  6. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Психология. 2008. № 3. С. 137–144.
  7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. М.: ООО «Альпина Паблишер», 2012. URL: http://thelib.ru/books/deniel_goulman/emocionalnoe_liderstvo_iskusstvo_upravleniya_lyudmi_na_osnove_emocionalnogo_intellekta-read.html (дата обращения: 18.04.2018).
  8. Дубов И.Г. Активность индивида и его ориентация на группу в рамках процесса образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50658.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  9. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
  10. Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68324.shtml (дата обращения: 26.04.2018).
  11. Жариков Е., Крушельницкий Е. Диагностика лидерских способностей // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. C.222–227.
  12. Ильин В.А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства – функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 62–77.
  13. Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года. Часть 1 / Под общ. ред. М.Г. Ковтунович. М.: МГППУ, 2013. // URL: http://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63190.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  14. Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Koritov.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  15. Котенева А.В. Психологическая защита личности. М.: МГГУ, 2013. 562 с.
  16. Лихачева С.Н. Лидерство среди несовершеннолетних осужденных // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2017 г. / Под ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017. С.203–206.
  17. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 c.
  18. Молчанова Е.П. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Томск, 2003. 23 с.
  19. Поздняков В.М., Дебольский М.Г. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М. Позднякова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России; Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. 133 с.
  20. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. 704 с.
  21. Яковлева Н.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова; под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 212с.
  22. Babiak J., Bajcar B., Nosal C.S. Heterogeneity of Leadership Styles as Behavioral Units: The Role of Personality in Searching for Leadership Profiles//Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. Advances in Intelligent Systems and Computing/ Kantola J., Barath T., Nazir S., Andre T. Springer, Cham. 2017. Vol 498. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42070-7_11
  23. Dasborough M.T., Ashkanasy N.M. Emotion and attribution of intentionality in leader–member relationships // The Leadership Quarterly. 2002. Vol. 13. Issue 5. Р. 615–634. doi: 10.1016/S1048-9843(02)00147-9
  24. Liang S.G., Steve Chi S.C. Transformational Leadership and Follower Task Performance: The Role of Susceptibility to Positive Emotions and Follower Positive Emotions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. Issue 1. P. 17–29. doi: 10.1007/s10869-012-9261-x
  25. Johnson S.K. I second that emotion: Effects of emotional contagion and affect at work on leader and follower outcomes // The Leadership Quarterly. 2008. Vol. 19. P. 1–19.
  26. Thoroughgood, C.N., Sawyer, K.B. Who Wants to Follow the Leader? Using Personality and Work Value Profiles to Predict Preferences for Charismatic, Ideological, and Pragmatic Styles of Leading // Journal of Business and Psychology. 2018. Vol. 33. Issue 2. P. 181–202. doi: 10.1007/s10869-016-9486-1
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика