Смысловая сфера несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества

588

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей смысловой сферы у несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Обследовано 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В основную группу вошли несовершеннолетние, употребляющие психоактивные вещества и проходящие реабилитацию в наркологическом диспансере. Применялся комплекс методик исследования смысловой сферы. На основании полученных результатов делается вывод о том, что подростки, употребляющие психоактивные вещества, демонстрируют менее развитую структуру смыслов. При формировании химической зависимости в подростковом возрасте наблюдается явный дефицит смысловой регуляции деятельности. Просоциальные ценности в смысловой структуре не занимают ведущих позиций. Для них характерно слабое самопонимание и рефлективность, которые сочетаются с повышенным эгоцентризмом. У несовершеннолетних с аддиктивным поведением положительно окрашенные оценки и самооценочные категории связаны с употреблением наркотиков. Подобную закономерность можно рассматривать как фактор риска дальнейшей наркотизации и недостаточной направленности на преодоление имеющейся зависимости.

Общая информация

Ключевые слова: смысловая сфера личности, психоактивные вещества, психический дизонтогенез, несовершеннолетние

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080404

Для цитаты: Ошевский Д.С., Кудимова Т.А. Смысловая сфера несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 34–43. DOI: 10.17759/psylaw.2018080404

Полный текст

Злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами (ПАВ) характеризуется рядом разнонаправленных тенденций. С одной стороны, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2016 г. число несовершеннолетних с диагнозом зависимости от наркотиков снизилось примерно на 9% [Пятницкая, 2004]. Однако, как свидетельствуют результаты скринингового обследования, проведенного в 226 образовательных учреждениях РФ в период с 2014 по 2015 г., положительные пробы были зафиксированы более чем у 1% учащихся [Деменко Е.Г, 2015]. Подчеркивается, что это только объективно верифицированные случаи и что в среде молодежи в возрасте 15—18 лет как минимум один раз употреблял ПАВ каждый пятый подросток. Уровень употребления веществ опийного ряда в молодежной среде снизился, однако отмечается рост употребления синтетических наркотиков. Проблема аддиктивного поведения тесно связана с другими негативными социальными последствиями. Доказано, что среди молодежи, злоупотребляющей ПАВ, на порядок выше уровень распространенности инфекционных форм гепатита и ВИЧ [Дмитриева, 2002]. Происходит усугубление психических расстройств, изменяется ход психического развития, вплоть до психического дизонтогенеза, нарушается контроль за социально значимым поведением и повышается риск совершения правонарушений [Гиленко, 2015]. Большинство агрессивно-насильственных общественно опасных деяний совершается подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения [Ошевский, 2006]. Все это требует разработки новых междисциплинарных подходов по профилактике аддиктивного поведения среди молодежи.

Процесс наркотизации и алкоголизации с последующим формированием зависимого поведения является многофакторным феноменом. В работах клиницистов [Личко, 1991; Пятницкая, 2004] особая роль в возникновении зависимости от ПАВ отводится преморбидной структуре личности. Однако авторы подчеркивают, что заострение характерологических черт может выступать только в качестве предиспозиции к зависимому поведению. Показано, что широко используемое в 60—70 гг. XX в. понятие «преднаркотическая личность» не является корректным, поскольку в генезе формирования аддикции ведущую роль играют социальные и психологические факторы. Исследования американских ученых [Cunningham, 2000], проведенные среди ветеранов Вьетнамской войны, выявили связь между перенесенным стрессом и особенностями его переживания с риском возникновения химических зависимостей. Изучение семейного контекста лиц, зависимых от ПАВ, позволило доказать, что особенности воспитания вносят гораздо больший вклад в процесс формирования аддикции, чем биологические предпосылки [Сирота, 2003]. На модели алкогольной зависимости [Братусь] было показано, что нарушение структуры и иерархии смыслов может стать одним из весомых факторов в генезе аддиктивного поведения. В этой связи следует отметить, что подростковый возраст является сензитивным периодом в плане развития рефлексии, формирования представлений и смыслов о будущем и ценностных ориентаций. На этом этапе закладываются основы будущих устойчивых личностных конструктов. Поэтому изучение смысловой сферы представляется важным для решения вопросов профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних. В эмпирических исследованиях [Балашова, 2017; Ошевский, 2012] было показано, что для несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ, характерны специфические особенности смысловой сферы. Однако закономерности выделялись на группах подростков без верифицированного наркологического диагноза. Обследование несовершеннолетних с клинически очерченными формами зависимого поведения позволит получить объективные результаты.

Перечисленными выше причинами обусловлена актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — выявление особенностей смысловой сферы несовершеннолетних, употребляющих ПАВ.

Материал, методы и организация исследования

Для выявления особенностей смысловой сферы подростков, употребляющих ПАВ, обследованы 2 группы несовершеннолетних.

Основная группа.

Несовершеннолетние, употребляющие ПАВ и проходящие курс реабилитации на базе детского отделения Одинцовского наркологического диспансера Московской области (n=15, из них 8 мальчиков и 7 девочек). Подросткам установлены наркологические диагнозы (F.10—F.19). Из выборки были исключены подростки с сопутствующей психической патологией и находящиеся в состоянии острой интоксикации. Обследование проводилось на реабилитационном этапе работы с пациентами. Средний возраст обследованных — 15,2±1,5 лет.

Контрольная группа.

Школьники с условно-нормативным поведением (n=15, из них 8 мальчиков и 7 девочек), не имеющие верифицированных эпизодов употребления ПАВ. Средний возраст обследованных — 15,3 ± 1,6 лет.

Группы были уравнены по возрастному и гендерному факторам.

Исследование проводилось в индивидуальной форме с каждым испытуемым. В качестве исследовательского инструментария были выбраны следующие диагностические методики:

  • методика предельных смыслов (МПС) [Леонтьев, 1999] — для выявления особенностей смысловой сферы;
  • цветовой тест отношений (ЦТО) [Эткинд, 1987] в психосемантической модификации [Дозорцева, 2004; Ошевский, 2006] — для определения эмоциональных элементов отношений личности и ее смысловых конструктов.

Для верификации полученных данных применялись математико-статистические методы, реализованные в программной среде STATISTICA 6.0. rus. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью t-tests (критерий Стьюдента) с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также с использованием критерия Mann—Whitney (U). Кластерный анализ проводился с помощью методов Single Linkage («Метод одиночной связи») с определением расстояния между переменными и кластерами в Евклидовом пространстве. Наряду с количественным, применялся качественный анализ индивидуальных протоколов испытуемых.

Результаты эмпирического исследования

Сравнительный анализ в исследуемых группах позволил выявить ряд значимых различий по методике «Предельные смыслы» (табл. 1).

Подростки, употребляющие ПАВ, демонстрируют менее развитую, упрощенную структуру смыслов. Об этом свидетельствует достоверно меньшие значения по параметру «Абсолютное число всех категорий». Полученные данные корреспондируют с мнением о том, что при формировании химической зависимости в подростковом возрасте наблюдается явный дефицит смысловой регуляции деятельности. Об этом также свидетельствуют достоверно меньшие усредненные показатели экспериментальной группы по параметру «Средняя длинна цепей». Условно-нормативная группа отличается большей сформированностью мировоззрения и ценностно-смысловой сферы, что видно по средней длине цепей. Для подростков, употребляющих ПАВ, более характерны фрагментарность и мозаичность ценностных ориентаций.

Наблюдаются различия в группах по параметру «Индекс децентрации». Из этого следует, что подростки условно-нормативной группы в большей мере рассматривают свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. Подростки, употребляющие ПАВ, в меньшей степени соотносят свои поступки и желания с интересами других. Для них не так важны чужие интересы, акцент делается на собственных проблемах. Не исключено, что это связано с непреодоленным личностным эгоцентризмом.

Подростковый возраст характеризуется развитием рефлексии и самосознания как главным новообразованием этого периода. По полученным результатам сравнения двух групп, можно говорить, что более развитый внутренний мир — у условно-нормативной группы. Об этом свидетельствуют достоверно более высокие показатели по параметру «Индексу рефлексивности». Подростки с зависимым поведением склонны заменять рефлексию иллюзорным миром, в который они попадают посредством принятия ПАВ. Возможно, это свидетельствует о снижении регулирующей роли сознания по отношению к практической деятельности у подростков с аддиктивным поведением.

Таблица 1

Особенности смысловой сферы у несовершеннолетних, употребляющих ПАВ (по данным МПС)

Достоверно более низкие показатели по параметру «Индекс негативности» у подростков, употребляющих ПАВ, свидетельствует о недостаточно критичном отношении к возможным негативным последствиям своих действий, в том числе и тех, которые связаны с употреблением наркотиков.

Кластерный анализ ЦТО дал возможность проследить структурные связи между различными понятиями в исследуемых группах несовершеннолетних (рис. 1, 2).

Полученные в основной группе результаты свидетельствуют о конфликтности самооценки испытуемых и их представлений о себе, с точки зрения других людей. Обращает на себя внимание тот факт, что в эмоционально положительно окрашенные понятия и самооценочные категории («я сам», «я, каким хотел бы быть») несовершеннолетние с аддиктивным поведением включают стимул «кайф» (рис. 1, фрагмент кластерной плеяды II). Это свидетельствует о том, что установки на отказ от приема наркотиков носит во многом декларативный характер. При этом подростки основной группы связывают приятные впечатления с употреблением ПАВ. Подобные тенденции можно рассматривать как фактор риска дальнейшей наркотизации и недостаточной направленности на преодоление имеющейся зависимости.

Следует отметить, что временная категория «прошлое» включена в кластерную плеяду отрицательно оцениваемых стимулов, в том числе касающихся злоупотребления ПАВ. Это, по-видимому, обусловлено имеющимся негативным опытом.

Рис. 1 Особенности смысловой сферы несовершеннолетних, употребляющих ПАВ (по результатам кластерного анализа методики «ЦТО»)

Рис. 2. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних контрольной группы (по результатам кластерного анализа методики «ЦТО»)

В условно-нормативной группе подростков самооценочные категории («я сам», «я, каким хотел бы быть», «я, каким меня видят другие») полностью изолированы от стимулов (рис. 2, фрагмент кластерной плеяды IV), связанных с ПАВ. Последние входят в кластерную плеяду с отвергаемыми и негативно окрашенными понятиями (рис. 2, фрагмент кластерной плеяды III).

Заключение

Обобщенный анализ результатов показывает, что подростки, употребляющие ПАВ, демонстрируют менее развитую, слабо иерархизированную и упрощенную структуру смыслов, которые при этом отличаются слабой реалистичностью. Полученные данные корреспондируют с мнением о том, что при формировании химической зависимости в подростковом возрасте наблюдается явный дефицит смысловой регуляции деятельности. Для подростков, употребляющих ПАВ, более характерны фрагментарность и мозаичность ценностных ориентаций и смыслов. Просоциальные ценности в смысловой структуре таких несовершеннолетних не занимают ведущих позиций. Центральными ценностными категориями являются стремление к получению ярких внешних впечатлений и желание гедонистического времяпрепровождения. Для несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, характерно слабое самопонимание, рефлективность, которые сочетаются с повышенным эгоцентризмом и неумением встать в позицию другого человека. Они в меньшей степени соотносят свои поступки и желания с интересами других. Подростки с зависимым поведением склонны заменять рефлексию иллюзорными представлениями. Эти состояния достигаются преимущественно посредством употребления ПАВ. У несовершеннолетних с аддиктивным поведением эмоционально-положительно окрашенные оценки и самооценочные категории связаны с употреблением ПАВ. Это свидетельствует о том, что установки на отказ от приема ПАВ носят во многом декларативный характер. Подобную закономерность можно рассматривать как фактор риска дальнейшей наркотизации и недостаточной направленности на преодоление имеющейся зависимости. При проведении психопрофилактических и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, необходимо учитывать особенности их ценностно-смысловой сферы. Направлениями работы может стать развитие рефлексии, преодоление эгоцентризма и формирование просоциальных ценностных ориентаций.

Литература

  1. Балашова Е.О. Ошевский Д.С. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних как предикторы употребления психоактивных веществ // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Вып. 14 // Под. ред. В.В. Вандыша. М.: ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России, 2017. С. 14—25.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. М.: Москва-Самара, 2000. 64 с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль,1988. 304 с.
  4. Гиленко М.В., Вандыш-Бубко В.В. Клиническая динамика коморбидных органических психических расстройств и зависимости от алкоголя / Психическое здоровье. 2015. Т. 13. № 9 (112). С. 18—22.
  5. Деменко Е.Г, Есакова А.П. Профилактика наркологических расстройств среди несовершеннолетних // Материалы Второй ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Дроздовские чтения». Москва 8—9 декабря 2015. М.: РУДН, 2015. С. 169—172.
  6. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В. и др. Зависимость от психоактивных веществ // Наркология 2002. № 9. С. 2—9.
  7. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: РИО «ГНЦ ССП Росздрава», 2004. 352. с.
  8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. Руководство. М.: Смысл, 1999. 28 с.
  9. Личко А. Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1991. 304 с.
  10. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
  11. Ошевский Д.С., Балашова Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52031.shtml
  12. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: https://www.rosminzdrav.ru/
  13. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. М.: Анахариос, 2004. 120 с.
  14. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркоманий и алкоголизма. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 175 с.
  15. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Наука, 1987. С. 221—228.
  16. Cunningham J.A. Remissions from drug dependence: is treatment a prerequisite? // Drug Alcohol Depend. 2000. Vol. 59. № 3. Р. 23—34.

Информация об авторах

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Кудимова Татьяна Алексеевна, выпускник, Московский госудасртвенный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Gromova-tatyana94@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1961
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 588
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0