Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ

3418

Аннотация

В статье рассматриваются специфические искажения ценностных ориентаций у несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). В работе проанализированы статистические данные по распространенности среди молодежи лиц, злоупотребляющих ПАВ, описаны факторы риска аддиктивного поведения. Результаты эмпирического исследования показывают, что у подростков, склонных к употреблению ПАВ, наблюдаются искажения в структуре и содержании смысложизненных ориентаций. Для них характерна меньшая связность мировоззренческих структур, их мозаичность, низкая осмысленность жизни, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей. Такие несовершеннолетние достаточно низко оценивают свои возможности, ценность и потенциал своей жизни. Подростки, склонные к зависимости от ПАВ, имеют нереалистичный взгляд на свою жизнь, прошлые события своей жизни они оценивают преимущественно отрицательно, что приводит к негативному восприятию ими своих будущих жизненных перспектив, которые строятся на неконкретных обобщенных представлениях. Проявления активности подростков с аддиктивным поведением во многом определено их ситуационными потребностями, которые не включены в более широкий осмысленный контекст социального функционирования.

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысловые конструкты, психоактивные вещества, осмысленность жизни, ценностно-смысловая сфера

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ошевский Д.С., Балашова Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52031 (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

Злоупотребление подростками ПАВ является серьезной проблемой. Так, по данным Центра независимых социологических исследований, в возрастной группе 11–18 лет число подростков, регулярно потребляющих наркотические и токсические вещества с частотой не реже 2–3 раза в месяц, составило  9,6 % от общей численности данной возрастной группы (примерно 2,6 млн. человек) [Зависимость от психоактивных]. По данным того же источника, алкоголь употребляют до 50,5 % несовершеннолетних (13,8 млн. человек). Проблема аддиктивного поведения тесно связана с другими негативными социальными последствиями. Среди молодежи, злоупотребляющей ПАВ, на порядок выше уровень распространенности инфекционных форм гепатита и ВИЧ [там же]. Большинство агрессивно-насильственных общественно опасных деяний совершается подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения [Макушкин, 2002; Ошевский, 2006]. Все это требует разработки новых междисциплинарных подходов по профилактике аддиктивного поведения среди молодежи.

Исследования [Зависимость от психоактивных; Личко, 1991; Пятницкая, 2004; Сирота, 2001] свидетельствуют, что процесс наркотизации и алкоголизации с последующим формированием зависимого поведения является многофакторным феноменом.  В работах клиницистов [Личко, 1999; Личко, 1991; Пятницкая, 2004] особая роль в возникновении зависимости от ПАВ отводится преморбидной структуре личности. Однако авторы подчеркивают, что заострение характерологических черт может выступать только в качестве предиспозиции к зависимому поведению [Пятницкая, 2004].  Показано, что  широко используемое в 60–70 годы XX века понятие  «преднаркотическая личность»  не  является корректным, поскольку в генезе формирования аддикции ведущую роль играют социальные и психологические факторы [Березин, 2000]. Исследования американских ученых [Burman, 1997; Cunningham, 2000], проведенные на ветеранах Вьетнамской войны, выявили связь между перенесенным стрессом и особенностями его переживания с риском возникновения химических зависимостей. Изучение семейного контекста  лиц, зависимых от ПАВ,  позволило доказать, что особенности воспитания вносят гораздо больший вклад в процесс формирования аддикции, чем биологические предпосылки [Сирота, 2001]. На модели алкогольной зависимости [Братусь, 1988; Братусь, 1973; Леонтьев, 2007; Леонтьев, 1999] было показано, что нарушение структуры и иерархии смыслов может являться одним из весомых факторов в генезе аддиктивного поведения. В этой связи следует отметить, что подростковый возраст является сензитивным периодом в плане развития рефлексии, формирования представлений о будущем и ценностных ориентаций.  На этом этапе закладываются основы будущих устойчивых личностных конструктов.  Поэтому изучение ценностных ориентаций представляется важным для решения вопросов профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних.  Между тем, несмотря на достаточно большой массив исследований [5–7; 15], данная проблема остается недостаточно освещенной. Перечисленными выше причинами обусловлена актуальность настоящего исследования, цель которого – выявление искажений в  ценностных ориентациях у подростков, склонности к употреблению ПАВ.

Материал исследования

Для выявления особенностей ценностных ориентаций у подростков, склонных к употреблению ПАВ, были обследованы 90 учеников ГОУ СОШ в возрасте 15–17 лет. По результатам опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) были отобраны 30 подростков, имеющих высокие значения по шкале «злоупотребление ПАВ». Для подтверждения склонности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками с ними был проведен тест «Склонность к зависимому поведению», в котором также были получены показатели, превышающие нормативные. Эти несовершеннолетние составили основную группу. В группу сопоставления вошли подростки, не имеющие высоких показателей по перечисленным методикам.

В качестве экспериментальных методов использовались:

  • методика «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) [Леонтьев, 2007];
  • методика «предельных смыслов» (МПС) [Леонтьев, 1999];
  • цветовой тест отношений [Эткинд, 1980; Эткинд, 1988].

Для верификации полученных данных применялись математико-статистические методы, реализованные в программной среде STATISTICA 10.0. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью  t-tests (критерий Стьюдента), с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также  с использованием критерия Mann-Whitney (U).  Корреляционный анализ осуществлялся с использованием рангового коэффициента корреляции Spearman (r). Кластерный анализ проводился с помощью методов Single Linkage («метод одиночной связи») с определением расстояния между переменными и кластерами в евклидовом пространстве.   Для проверки устойчивости корреляционных плеяд использовался метод Complete Linkage («метод полной связи»). Наряду с количественным применялся качественный анализ индивидуальных протоколов испытуемых.

Сравнительный анализ исследуемых групп выявил между ними  значимые различия  практически  по всем параметрам методик СЖО и МПС.

Таблица 1.

Сравнительный анализ данных между основной группой и группой сравнения по методике МПС

Параметр

 

Группа сравнения

 

Экспериментальная группа

Интервал

достоверности

Р

Mann-Whitney U

Предельные категории

8,60

11,03

0,0001

Узловые категории

2,30

6,03

0,0001

Индекс связности

103,73

106,93

0,0001

Абсолютное число всех категорий

20,26

41,50

0,0001

Средняя длина цепей

105,73

119,13

0,0001

Продуктивность

106,63

126,40

0,0001

Индекс негативности

109,56

111,70

0,178503

Индекс рефлексивности

111,46

120,80

0,0001

Индекс децентрации

107,33

113,97

0,000001

Полученные результаты свидетельствуют, что степень иерархизированности и разнообразия жизненных смыслов (показатели «предельные и узловые категории», указывающие на «разветвленность» смыслового «дерева» и «индекс связности», описывающий связность мировоззренческих представлений) выше во второй группе. По структуре полученных «деревьев» можно заключить, что у подростков с нормативным поведением выявлена более содержательно дифференцированная смысловая структура. Для подростков, склонных к употреблению ПАВ, напротив,  характерна фрагментарность и мозаичность ценностных ориентаций.

Следует также отметить, что испытуемые группы сопоставления отличаются большей сформированностью мировоззрения и ценностно-смысловой сферы. Об этом свидетельствует более протяженная длина смысловых цепей, которая включает в себя большее число отчетов.

Также наблюдаются различия в группах по «индексу децентрации». По-видимому, подростки группы сравнения в большей мере рассматривают свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. С другой стороны, подростки, склонные к употреблению психоактивных веществ, не соотносят свои поступки и желания с интересами других – для них чужие интересы и проблемы имеют второстепенное значение. В результате можно предположить, что личностный эгоцентризм подросткового возраста,  который рассматривается в качестве фактора риска аддиктивного поведения, более выражен у группы подростков с зависимым поведением.

У несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ, возрастает количество ответов, которые характеризует «индекс негативности». В отличие от исследований, проводимых на взрослых испытуемых (на модели алкогольной зависимости) [Братусь, 1988; Братусь, 1973; Леонтьев, 2007; Леонтьев, 1999], нами были получены несколько иные результаты. Возможно, это связано с возрастными особенностями подростков, прежде всего с недостаточно развитым реалистическим представлением относительно возможных трудностей на пути реализации своих целей. Однако выявленный феномен требует дальнейшего исследования.

Следует отметить, что новообразованиями подросткового возраста являются рефлексия и формирующееся на ее основе самосознание. Сравнительное исследование в группах показало, что более развитый внутренний мир обнаруживается у испытуемых  группы сравнения (более высокие показатели по шкале «индекс рефлексивности»). По-видимому, у подростков с зависимым поведением иллюзорные представления, связанные со злоупотреблением ПАВ, выступают в качестве замещающих рефлексию структур и, возможно, являются дополнительным фактором, снижающим  регулирующую роль сознания в отношении к практической деятельности.

Таблица 2.

Сравнительный анализ данных между основной группой и группой сравнения по методике смысложизненных ориентаций

Параметр

 

Группа сравнения

 

Экспериментальная группа

Интервал достоверности

Р

Mann-Whitney U

Общий показатель ОЖ

77,06

110,13

0,0001

Цели

22,20

33,67

0,0001

Процесс

25,43

34,50

0,0001

Результат

19,20

27,77

0,0001

Локус-контроль Я

16,36

22,63

0,0001

Локус-контроль Жизнь

20,30

33,30

0,0001

Полученные результаты свидетельствуют об общей осмысленности жизненных представлений у подростков, не склонных к употреблению ПАВ.  Они более адекватно оценивают свои возможности, при этом  ставят перед собой более реалистичные цели и учитывают последовательность их достижения. Подростки, употребляющие ПАВ, заниженно оценивают свой потенциал и жизненные ценности в целом. Кроме того, они не имеют четких целей и планов на будущее, руководствуются ситуационными побуждениями. Для данной категории испытуемых характерна общая неудовлетворенность своей жизнью при сниженной оценке собственной успешности.

Следует отметить, что у несовершеннолетних основной группы локус-контроля носит экстернальную локализацию.

Результаты сравнительного исследования подтверждаются корелляционным анализом. Наблюдается отрицательная корреляция между «индексом децентрации» и шкалами методики СЖО, а именно «общим показателем ОЖ» (r ≈–0,36), «цели» (r ≈  –0,38), «процесс» (r ≈ –0,44), «результат» (r ≈ –0,39) и «локус-контроля Жизнь» (r ≈ –0,42). Все это говорит о том, что подростки с аддиктивным поведением стремятся к самостоятельности, но стремление не подкреплено конкретной осознанностью собственной ответственности, реалистичностью собственных позиций. Кроме того, у подростков, не склонных к употреблению ПАВ, жизненные цели находятся во взаимосвязи со «смысловым деревом» (r ≈ 0,67). Смысловые конструкты у несовершеннолетних группы сравнения более четко  иерархизированы, что свидетельствует, что при планировании своей жизни они руководствуются более конкретными представлениями.

В результате кластерного анализа мы можем более четко проследить структурные связи между различными понятиями.

У подростков, склонных к употреблению ПАВ, в «кластерном дереве» (рис. 1) можно четко выделить полярное разделение на положительно окрашенные и негативно окрашенные понятия. Это свидетельствует о категоричности оценок, недостаточной дифференцированности мотивов и смыслов, которые отличаются слабой  реалистичностью.

Первая кластерная группа, состоящая из положительно окрашенных понятий, имеет тесные связи. В кластерной структуре  выделяются  несколько субкластеров, характеризующих смысловую сферу несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ. Так,  понятия, касающиеся идентификационных категорий,  «я сам», «я, каким бы я хотел быть», «надежда», «наслаждение» и «мечта», тесно связаны друг с другом. Таким образом, подростки, склонные к употреблению ПАВ, преимущественно ориентируются на развлекательные мотивы.  Категория будущего, хотя и связана с понятиями «вера», «жизнь» и «счастье», не подкрепляется адекватным целедостижением.

Рис. 1. Кластерная структура смысловых конструктов  в экспериментальной группе по результатам методики ЦТО

Во временной перспективе категория «настоящее» имеет тесные связи с понятиями  «друзья» и «любовь», что в целом является особенностью подросткового возраста  с  ведущей деятельностью интимно-личностного общения. Учитывая, что референтная группа является наиболее значимой для подростка и  первые пробы ПАВ  происходят, как правило, в этой среде, оценка окружения несовершеннолетнего очень важна для определения динамики аддиктивного поведения. 

Категория «прошлое» имеет тесную связь с понятием «риск». Можно предположить, что подростки, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, нередко осознают, что первые пробы являются риском, однако в силу нереалистичности общих представлений, поверхностности оценок не придают этому значения и продолжают употреблять ПАВ. Это  свидетельствует о слабой преемственности опыта.

Группа понятий, характеризующаяся негативно окрашенной, также имеет тесные связи. В данный кластер попадает понятие «наркотики» и сочетается с «унижением» и «гневом», а также с «ненавистью» и «жертвой». По-видимому,  подростки с аддиктивным поведением, в целом осознавая опасность негативных последствий употребления психоактивных веществ,  все же продолжают их употреблять и склонны считать себя жертвой внешних обстоятельств, не принимая собственной ответственности за совершенные поступки.

В результате кластерного анализа понятий в группе сравнения (рис. 2), можно сказать, что мотивы и смыслы у подростков, не склонных к употреблению ПАВ, более упорядочены.

Рис. 2. Кластерная структура смысловых конструктов в группе сравнения по результатам методики ЦТО

В целом было выявлено, что наркотики и спиртное подростки с нормативным поведением слабо связывают с категорией «Я» и  близкими ей понятиями. Однако есть связь с категорией  «я глазами других», и это можно объяснить тем, что в восприятии несовершеннолетних общество относится к ним с недоверием и нередко приписывает подросткам склонность к употреблению ПАВ. Это может вызывать негативные чувства и приводить к первым пробам вследствие подросткового негативизма. 




Выводы

  1. Для подростков, склонных к употреблению ПАВ, характерны меньшая связность мировоззренческих структур, их мозаичность, низкая осмысленность жизни, искаженность и недостаточная сформированность  иерархии ценностей.
  2. Подростки с аддиктивным поведением достаточно низко оценивают свои возможности, ценность и потенциал своей жизни.
  3. Для подростков, склонных к зависимости от ПАВ, характерен нереалистичный взгляд на свою жизнь, прошлые события своей жизни они  оценивают преимущественно отрицательно, что приводит к негативному восприятию их будущих жизненных перспектив, которые строятся на неконкретных обобщенных представлениях.
  4. Проявления активности подростков с аддиктивным поведением во многом определены их ситуационными потребностями, которые не включены в более широкий осмысленный контекст социального функционирования.
  5. Выявленные особенности ценностно-смысловой сферы могут рассматриваться в качестве факторов риска употребления подростками психоактивных веществ.

Литература

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 2000.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. Братусь Б. С. Изменения личности при алкоголизме. М., 1973.
  4. Зависимость от психоактивных веществ / Т. Б. Дмитриева, А. Л. Игонин, Т. В. Клименко и др. // Наркология : Ежемесячный научно-практический рецензируемый журнал . 2002 . № 9 .
  5. Кон И.С.  Психология старшеклассника. М., 1980.
  6. Кон И.С.  Психология ранней юности. М., 1989.
  7. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб., 2004.
  8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп.  М., 2007.
  9. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС).  М., 1999.
  10. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.
  11. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство для врачей.  Л., 1991.
  12. Макушкин Е.В. Клинико-эволютивная систематика  и судебно-психиатрическое значение дизонтогенетических и поведенческих расстройств у подростков: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 2002.
  13. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения  (психологический аспект). Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 
  14. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. М., 2004.
  15. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. М., 2001.
  16. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследованиях больных неврозами // Социально-психологические исследования в неврологии. Л., 1980.
  17. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М., 1988.
  18. Burman S. The challenge of sobriety: natural recovery without treatment and self-help groups // J. Subst. Abuse. 1997. V. 9.
  19. Cunningham J.A. Remissions from drug dependence: is treatment a prerequisite? // Drug Alcohol Depend. 2000. V. 59. № 3.
  20. http://www.sir.ru.

Информация об авторах

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Балашова Е.О., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 8874
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 3418
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0