Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей 101

Шпагина Е.М., кандидат психологических наук, начальник кафедры информационной безопасности, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Россия, shpaginaelena@yandex.ru
Чиркина Р.В., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rimmach@bk.ru

Аннотация

Защищенность интересов, развития личности, здоровья и благополучия детей в информационной сфере выходит в настоящее время на первый план в связи со стремительной цифровизацией повседневной жизни. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение, подходы к снижению рисков и обеспечению информационной безопасности детей, а также проблемы формирования компетентности педагогов и психологов в этой области. Перед специалистами и руководителями системы образования стоят задачи просвещения родителей и организации помощи детям в преодолении рисков и опасностей интернет среды. По мнению авторов, компетентность педагогических кадров в области обеспечения информационной безопасности детей должна складываться из комплекса знаний, включающих организационно-правовые, организационно-технические и психолого-педагогические аспекты проблемы. Основной акцент в статье сделан на правовых и психолого-педагогических аспектах информационной безопасности детей, которые определяют содержание подготовки педагогов и психологов. Представлен примерный тематический план курса повышения квалификации для руководителей и специалистов системы образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Безопасное использование сайтов в сети «интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации [Электронный ресурс]: Портал «Единыйурок.рф» // URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/kartochka-programmy/item/603-formirovanie-i-razvitie-pedagogicheskoj-ikt-kompetentnosti-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-i-professionalnogo-standarta (дата обращения: 11.06.2019).
  2. Будыкин С.В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 13–24. doi:10.17759/psylaw.2017070102
  3. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Часть 2. Результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 1. С. 25–38. doi:10.17759/psylaw.2016060104
  4. Герасимов Д.А. Правовое регулирование защиты несовершеннолетних от негативного воздействия СМИ и сети интернет в США // Вестник финансового университета. 2013. №1. С.141-145.
  5. Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) [Электронный ресурс]  // URL: http://base.garant.ru/71556224/ (дата обращения: 26.07.2019).
  6. Защита детей в Интернете [Электронный ресурс]: Сайт Лаборатории Касперского //  URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/kids-online-safety (дата обращения: 11.06.2019).
  7. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р) [Электронный ресурс] //  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190009/(дата обращения: 26.07.2019).
  8. Михалева Г. В. Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2013. №22 (313). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-britanskaya-strategiya-informatsionnoy-bezopasnosti-detey-i-molodezhi (дата обращения: 12.05.2019).
  9. Пимонов В.А. Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49302.shtml (дата обращения: 26.07.2019).
  10. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования») [Электронный ресурс]  // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328805/ (дата обращения: 26.07.2019).
  11. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования / Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. – М.: Генезис, 2017. 224 с.
  12. Рассолов И.М. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности: юридическая ответственность операторов связи // Вестник Московского университета МВД России.  2013.  № 12. с.103-108.
  13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал, 2014. №3(15). С.39-51.
  14. Стратегия развития информационного общества на 2017 – 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/e91cc5f89aaced60e19c6c6554fc03432f4ee971// (дата обращения: 11.06.2019).
  15. Узденов Р.М. Новые границы киберпреступности // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 649-655.
  16. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ  (ред. от 18.07.2019) «О лотереях» [Электронный ресурс] //  URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44970/(дата обращения:  11.06.2019)
  17. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред.15.09.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // URL: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=148667;req=doc#012547186619840034 (дата обращения: 11.06.2019)
  18. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.06.2018) «О персональных данных» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 11.06.2019)
  19. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 11.06.2019).
  20. Федеральный закон от 29 декабря 2006 N 244-ФЗ (ред. 14.07.2019) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»  [Электронный ресурс] // URL:  https://nalogcodex.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2006-N-244-FZ/ (дата обращения 11.06.2019).
  21. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».  2007.  616 c. 
  22. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. – М.: Фонд Развития Интернет.  2013. 144 с.
  23. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 86–94. doi:10.17759/psylaw.2016060409
  24. Юрченко О.П. Вопросы информационной безопасности школьников в теории и практике современного французского медиаобразования // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 302–305. 98
  25. O’Neill B., Staksrud E. Final recommendations for policy. London: EU Kids Online, LSE, 2014. р.42. URL: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/EU%20Kids%20III/Reports/D64Policy.pdf
  26. Livingstone S., Cagiltay K., Ólafsson К. EU Kids Online II Dataset: A cross-national study of children’s use of the Internet and its associated opportunities and risks/ British Journal of Educational Technology. Vol 46. No 5, 2015. Р. 988–992 doi:10.1111/bjet.12317
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика