Психология и право
2011. Том 1. № 4
ISSN: 2222-5196 (online)
Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информационная безопасность, субъекты образовательного процесса, информационно-психологическое воздействие, оборот информационной продукции, информационные технологии
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пимонов В.А. Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49302 (дата обращения: 22.12.2024)
Полный текст
В конце
Надо сказать, что необходимость защиты от новых видов угроз национальным интересам России, получивших название угроз информационного характера, была осознана задолго до принятия этого закона. В специальной литературе и раньше отмечалось, что информационное воздействие на сознание людей в ряде случаев способно нанести ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушить моральные нормы жизни общества, привести к дестабилизации социально-политической обстановки [Емельянов, 1999].
Следуя нормам Конституции РФ о свободе распространения информации любым законным способом (ст. 29, п. 4) в сочетании с запретом пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29, п. 2), Закон РФ «О средствах массовой информации» [Закон РФ от] в ст. 4 определил, что запрещается использование в теле-, видео- и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Говоря по существу, обозначенные нормы Конституции и закона «О средствах массовой информации» были положены в основу «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Доктрина информационной безопасности, 2000].
Данным документом (далее по тексту – Доктрина) впервые сформулированы источники угроз информационной безопасности, под которой в тексте Доктрины понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Появление качественно новых угроз безопасности образовательной среды предопределило необходимость в рамках данной статьи:
- дать характеристику источникам угроз информационной безопасности субъектов образовательного процесса;
- обозначить проблемы правового регулирования вопросов оборота информационной продукции, используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях;
- определить основные направления в области обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса.
Источники угроз информационной безопасности субъектов образовательного процесса
Кратко рассмотрим те источники угроз информационной безопасности, обозначенные в Доктрине, которые наиболее ярко характеризуют положение дел в системе образования.
Во-первых, неблагоприятная криминогенная обстановка, усиление влияния организованной преступности на жизнь общества, снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
На сегодняшний день есть вполне реальные результаты воздействия данной угрозы. Первый из них – криминализация информационного пространства. Государство, а также средства массовой информации в последние годы только тем и занимались, что заставляли думать общество о криминале. Это обстоятельство ведет к распространению насилия и маргинализации различных слоев общества. В результате растет число деяний, расценивающихся как противоправные, а нередко и уголовно-наказуемые. Вместо обращения внимания молодежи к реальным ценностям средства массовой информации внедряют в сознание чуждые отечественной культуре понятия. Так, различные телешоу («За стеклом», «Слабое звено» и пр.) строятся на идеях личной выгоды (победы) за счет уничтожения своего товарища.
Согласно гипотезе лингвистической относительности (известной как гипотеза Сепира–Уорфа) [Бурас, 2011] особенности мышления у людей, их отношение к окружающей действительности в значительной степени определяются системой языка, на котором они говорят. Язык, иными словами, выступает не только как средство передачи мыслей говорящего, но и управляет мыслительной деятельностью, формируя идеи человека. Какой, спрашивается, может быть картина мира человека, сталкивающегося ежедневно во всех сферах общественной жизни с понятием «преступность»?
Информационный поток переполнен жуткими повествованиями об учителях-педофилах, учителях-взяточниках, учителях-садистах. Все это происходит в условиях отсутствия должного финансирования образования и, в первую очередь, средней школы, фактического провала эксперимента по введению в России Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Другим результатом проявления указанной угрозы является неэффективность работы педагогических коллективов системы общего образования, их деморализация и дискредитация в глазах населения. Возможно, именно это обстоятельство способствует росту молодежной преступности, ее ожесточению, вовлечению в криминальный мир несовершеннолетних, увеличению числа жертв криминального насилия, среди которых уже не только учащиеся, но и педагоги образовательных учреждений. По данным Всероссийского педагогического собрания, в 2008 г. избиениям со стороны учеников подвергся 21 педагог, в 2009 ⎼ 45 [Миронова].
Во-вторых, недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере.
В условиях активного внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс возникает необходимость в правовом регулировании вопросов информационно-психологической безопасности. Это относительно новое и еще недостаточно разработанное направление, содержанием которого является защита индивидуального и группового сознания (как субъектов образовательного процесса, так и населения страны в целом) от агрессивного информационно-психологического воздействия, наносящего ущерб психическому и нравственному здоровью личности, разрушающего нормы морали и, применительно к сфере образования, приводящего к дестабилизации морально-психологической обстановки в конкретном образовательном учреждении.
В проекте федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», подготовленного рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и внесенного на рассмотрение 3 декабря
Однако в данном законопроекте речь идет о предельно общем направлении защиты населения страны от негативного информационного психологического воздействия. Проблематика адресного воздействия на определенные социальные группы в данном проекте даже не упоминается. Поэтому принятый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» уже тем хорош, что устанавливает правовые основы оборота информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Вместе с тем в России нет ни одного закона, защищающего педагогических работников, а также преподавателей вузов от несанкционированного воздействия на их психику.
В-третьих, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности, снижение эффективности системы образования и воспитания.
В связи с необходимостью развития творческой активности учащихся образовательных учреждений возрастает роль их самостоятельной подготовки, которая предполагает применение компьютерных технологий, использование ресурсов интернета. В результате учащиеся оказались в условиях неограниченного доступа к информации [Саттарова, 2003], часто носящей противоречивый, агрессивный и негативный характер, влияющей на социально-нравственные ориентиры общественной жизни.
В этих условиях возникает острая необходимость в расширении содержания общего среднего образования за счет введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности [Малых, 2008]. Развитие этого направления потребует разработки содержания теоретической подготовки самих педагогов, что невозможно без решения целого ряда экономических и социальных проблем системы образования России.
Проблемы правового регулирования вопросов оборота информационной продукции, используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях
Данные вопросы рассматриваются в уже упоминаемом законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Отличительным моментом этого нормативно-правового акта является введение запретов и ограничение на распространение среди детей негативной информации. Категорически запрещенной к распространению относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- порнографического характера.
Важно отметить, что в связи с введением в действие данного закона с 1 сентября
Значимость данного закона, безусловно, велика уже потому, что он является первым, где обращается внимание на проблему переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, что может сформировать у детей искаженную картину мира, социально вредные жизненные установки.
К недостаткам закона надлежит отнести отсутствие в нем конструктивных решений обозначенной проблемы, чрезмерная увлеченность мерами запретительного и репрессивного характера. Пока что государство действует с позиции силы, вместо того чтобы выступать в роли просветителя.
Вот высказывание директора Федеральной миграционной службы К. Ромодановского, обошедшее многие СМИ: «Там, где ограничения, там – коррупция и обман людей». Данная цитата ⎼ пример передового подхода к вопросу о злоупотреблении силовыми методами. Активный сторонник этого подхода Нильс Кристи утверждает, что отнесение ряда различных явлений к противоправным необходимо государству для построения системы власти и управления. Усиление контроля за общественной жизнью путем расширения понятийного поля «правонарушения» ⎼ способ непредсказуемый и опасный. И до тех пор, пока ошибочность такой позиции не будет осознана, сближение законов и реальных правил, по которым живет страна, практически невозможно.
Основные направления в области обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса
Необходимо выделить следующие три группы проблем в данной сфере: психолого-правовые, кадрового обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса; научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности образовательной среды.
В рамках психолого-правовых проблем требуют разрешения нереализованные до сих пор положения Доктрины, предусматривающей разработку специальных правовых и организационных механизмов недопущения неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние.
В недрах Государственной Думы РФ похоронен проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», вернуться к рассмотрению которого продиктовано необходимостью обеспечения защиты национальных интересов России.
Предметом научных изысканий и правотворческих решений должны стать вопросы психологической устойчивости профессиональной направленности педагогических кадров к негативному информационному воздействию и их правовой защиты от данного вида воздействия.
Наблюдается дефицит исследовательских работ по вопросам возможности влияния информационного воздействия на динамику и структуру агрессивности.
В рамках решения проблем кадрового обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса требуются методики и программы обучения школьников и студентов адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. В настоящее время эта проблема труднорешаема по ряду объективных причин.
Сегодня средняя зарплата работников образования ⎼ 13 699 рублей. Это всего лишь 59 % от среднемесячной начисленной заработной платы по России [Данные Росстата по]. Как следствие такого положения дел – дефицит педагогических кадров и, в первую очередь, квалифицированных. Происходит это на фоне коммерциализации образования, превращения образовательной деятельности из социального служения в рыночную услугу.
Действующая концепция высшего образования мутирует в сторону антисоциальной, при которой:
- качество определяется способностью выпускника предъявить себя на рынке труда;
- учебные заведения лишаются своей автономии, поскольку их деятельность определяется спросом, диктуемым капиталом и рынком[Бурас, 2011];
- общедоступность высшего образования подменяется соблюдением баланса между спросом со стороны работодателей и числом принимаемых и выпускаемых студентов;
- важность научных исследований прикладного характера оценивается по их спросу и потребности в области технологий;
- второстепенность фундаментальных исследований;
- низкая социальная защищенность педагогических работников.
В рамках решения научно-технических проблем обеспечения информационной безопасности образовательной среды подлежат решению:
- вопросы совершенствования и развития современных информационных технологий, а также средств телекоммуникации и связи;
- выявления преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных систем, а также вопросы разработки методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий в информационно-телекоммуникационных системах.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности субъектов образовательного процесса представляет собой многоаспектную междисциплинарную проблему, решение которой во многом сказывается на состоянии национальной безопасности в целом.
[Бурас, 2011] Здесь уместно вспомнить, что Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ об автономных, бюджетных, казенных учреждениях (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» //Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, № 19, ст. 2291) уже приводит к вытеснению бюджетного образования платными образовательными услугами, поскольку иного пути зарабатывать деньги для учреждений практически не существует. Закон при этом предполагает финансирование учреждений путем предоставления им государственных заданий.
Литература
- Бурас М., Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. № 8.
- Данные Росстата по состоянию на 01.09.2011 / http://www.gks.ru
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09. 2000 № Пр-1895) // Российская газета. № 187. 28.09. 2000.
- Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3.
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.07.2011) «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.
- Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореф. …канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
- Миронова М. Насилие в школах // Международный медиа-проект «Великая Эпоха» / http://www.epochtimes.ru
- Проект федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // Электронный ресурс: //www.MEDIALAW.ru.
- Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. ... канд. пед. наук. С.-Пб., 2003.
- Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1. Ст. 48.
- Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1), ст. 4600.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5240
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 2456
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5