Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №10-06-00511а).
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, семейное неблагополучие, психологическая травматизация, девиантная социализация, подростки
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Польская Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52626 (дата обращения: 25.12.2024)
Полный текст
Постановка проблемы
Самоповреждающее поведение - это поведение, связанное с намеренным причинением себе физического вреда; это сознательное повреждение тканей и органов собственного тела [Польская, 2009]. К наиболее распространенным актам самоповреждения относят самопорезы, самоожоги, расчесывание кожи, сковыривание болячек, выдергивание волос, удары по собственному телу и удары о твердые поверхности [Польская, 2011].
Распространенность подобных действий в неклинической популяции достаточно широка [Laurel, 1999]; [Laye-Gindhu, 2005]. Так, в исследовании Энн Лаурель (Ann Laurel), Я переставил проведенном на студенческой выборке, были обнаружены высокие показатели прямого и косвенного самоповреждения (под прямым подразумевались самоповреждения, связанные с повреждением тела, за исключением санкционированных обществом; под косвенным - рискованность, неосторожность, неумение заботиться о себе, злоупотребление токсичными веществами). Разнообразие способов самоповреждения увеличивалось при возрастании тяжести травмы и посттравматического расстройства [Laurel, 1999]. Автором было определено, что низкие показатели травматизации достоверно предсказывают, в какой степени практикуется косвенное самоповреждение; с высокими показателями травматизации коррелировали показатели непосредственного самоповреждения [Laurel, 1999].
Самоповреждающее поведение понимается как социально неодобряемое поведение, связанное с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений, однако не имеющее суицидальной направленности. В качестве основных признаков данного типа поведения определяют: 1) преднамеренный (сознательный) характер; 2) отсутствие суицидальных намерений; 3) самостоятельное причинение себе повреждений; 4) элемент физического насилия; 5) привычный характер [Польская, 2009].
Степень влияния социальных факторов на развитие самоповреждающего поведения обсуждается многими исследователями. Разные формы социального неблагополучия: от ранней депривации до нарушений социальной адаптации на ранних этапах развития - оцениваются как условия, способствующие закреплению модели самоповреждающего поведения.
В качестве наиболее типичных социальных предикторов самоповреждения определяется психотравмирующий опыт, связанный с насилием [Ayerst, 1999]; [Deiter, 2000], [Gratz]; [Gratz, 2007]; [Van der Kolk, 1991]; [Sansone, 2007]; [Zlotnick, 1996]; [Paul, 2002], [Low, 2000], семейное неблагополучие, факты самоповреждения в дружеском и семейном окружении [Hawton, 2002], раннее приобщение к курению [O’Connor, 2009], употребление психоактивных веществ [Hawton, 2002]; [Solano, 2005]; [Oyefeso, 2008], участие в неформальных подростковых группах асоциальной направленности, пребывание в местах заключения [Toshihiko, 2005].
К социальным факторам риска самоповреждающего поведения относится и бездомность [Ayerst, 1999]. Бездомность, отягощенная предшествующим домашним насилием, девиантное окружение и высокая частота различных форм насилия, связанная с жизнью на улице, приводят бездомных подростков к реализации стратегий самоповреждения [Tyler, 2003]. Переживание сокрушительных эмоций вследствие воздействия стрессогенных событий собственной жизни побуждает бездомных осуществлять самоповреждения; в других случаях самоповреждения оказываются способом самонаказания или причинения себе боли [Tyler, 2003].
Большой объем научных публикаций по данному направлению характеризуется наличием однотипных статей, дублирующих друг друга, и противоречивыми результатами. Например, центральную роль в развитии самоповреждающего поведения многие исследователи отводят сексуальной травме. В частности, в результате оценки отдаленных последствий сексуального насилия над детьми, совершенного женщинами, самоповреждающее поведение определяется наряду с такими последствиями, как наркомания, суицид, депрессия, чувство гнева, напряженные отношения с женщинами, проблемы самоидентификации [Denov, 2004].
С другой стороны, существует мнение, что значимость и сила связи детского сексуального насилия и последующего самоповреждающего поведения преувеличена. Так, результаты метаанализа, проведенного Е.Клонски и А.Мойером (E.Klonsky, A.Moyer) приводят исследователей к выводу, что теория относительно центральной или каузальной роли детской сексуальной травмы в развитии самоповреждающего поведения не подкреплена имеющимися эмпирическими доказательствами [Klonsky, 2008].
Исходя из вышесказанного, мы провели исследование с целью верификации факторов социального неблагополучия, связанных с развитием самоповреждающего поведения. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о влиянии на развитие самоповреждающего поведения фактов семейного неблагополучия, девиантной социализации и психологической травматизации.
Описание исследования
Совокупная исследовательская выборка составила 255 респондентов, из них 85 - жен., 170 - муж.; средний возраст - 16,9 ± 2,4 лет.
В табл. 1 представлены группы респондентов, включенных в исследование: 1) учащиеся старших классов общеобразовательных школ (n=72); 2) молодые люди, занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30); 3) подростки-инвалиды (без психических нарушений) (n=32); 4) подростки и юноши, находящиеся в местах лишения свободы (n=40); 5) подростки, пережившие насилие (n=15); 6) подростки - участники неформальных молодежных групп («эмо») (n=21); 7) девиантные подростки, стоящие на учете в милиции по поводу совершения правонарушений (n=45).
Таблица 1. Частотное распределение выборки
Группы респондентов |
Частота |
Процент |
|
|
молодые люди, занимающиеся экстремальными видами спорта |
30 |
11,8 |
|
подростки и юноши, находящиеся в местах лишения свободы |
40 |
15,7 |
|
подростки-инвалиды |
32 |
12,6 |
|
подростки - участники неформальных молодежных групп («эмо») |
21 |
8,2 |
|
подростки, пережившие насилие |
15 |
5,9 |
|
девиантные подростки |
45 |
17,6 |
|
учащиеся старших классов |
72 |
28,2 |
|
Итого |
255 |
100,0 |
В качестве маркеров социального неблагополучия были выбраны следующие:
1) семейное неблагополучие: а) проживание с одним из родителей; б)
алкоголизм одного или обоих родителей; в) конфликтные взаимоотношения между родителями; г) конфликтные взаимоотношения с родителями; д) тюремное заключение одного или обоих родителей; е) развод родителей; ж) физические наказания со стороны родителей;
2) психотравмирующий опыт: а) сексуальное насилие; б) физическое насилие; в) тяжелая болезнь (собственная или близкого человека); г) смерть близкого человека; д) катастрофы, аварии, пожары и другие бедствия;
3) девиантная социализация: а) курение; б) употребление алкоголя; в) употребление наркотических веществ; г) участие в групповых нападениях; д) побеги из дома; е) проблемы с правоохранительными органами.
В качестве маркеров самоповреждающего поведения были выбраны: а) факты конкретных самоповреждений (самопорезы, самоожоги, самоудары и др.); б) наличие татуировок, пирсинга и специально сделанных шрамов.
Для оценки данных показателей были разработаны три анкеты (на основе дихотомической шкалы «да/нет»: анкета, направленная на выявление фактов самоповреждения (18 утверждений); анкета, направленная на выявление фактов девиантной социализации (28 утверждений), и анкета, направленная на выявление фактов психологической травматизации (18 утверждений).
Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета SPSS-14 for Windows и включала в себя частоты и таблицы сопряженности.
В табл. 2 отражена частота актов самоповреждения, которая составила от 14,5% до 32% в совокупной выборке.
Таблица 2. Частота актов самоповреждения
Акты самоповреждения |
Положительные ответы |
|
N=255 |
Процент % |
Самопорезы |
46 |
18,0 |
Выдергивание волос |
46 |
18,0 |
Самоудары о твердые поверхности |
84 |
32,9 |
Самоожоги |
39 |
15,3 |
Препятствие заживлению ран |
59 |
23,1 |
Удары по собственному телу |
55 |
21,6 |
Расчесывание кожи до крови |
67 |
26,3 |
Наличие татуировок, пирсинга |
57 |
22,4 |
Наличие специально сделанных шрамов |
37 |
14,5 |
Наибольшее число респондентов в данном случае выбрали пункты «самоудары о твердые поверхности» (32,9%), «расчесывание кожи до крови» (26,3%) и «препятствие заживлению ран» (23,1%). 22,4% выборки отметили, что имеют татуировки или пирсинг. Что касается распределения выборов по группам, то наиболее высокая частота самоповреждений была указана в группе «эмо»: от 9,5% до 28,6% респондентов (n=21) ответили утвердительно на вопросы, касающиеся осуществления актов самоповреждения.
Результаты по показателям семейного неблагополучия отражены в табл. 3.
Таблица 3. Маркеры семейного неблагополучия
Маркеры семейного неблагополучия |
Положительные ответы |
|
N=255 |
Процент % |
проживание с одним из родителей |
84 |
32,9 |
алкоголизация или наркотизация одного или обоих родителей |
52 |
20,4 |
конфликтные взаимоотношения между родителями |
49 |
19,2 |
конфликтные взаимоотношения с родителями |
99 |
38,8 |
физические наказания со стороны родителей |
33 |
12,9 |
тюремное заключение одного или обоих родителей |
21 |
8,2 |
развод родителей |
87 |
34,1 |
В совокупной выборке на первое место выступают «конфликтные взаимоотношения с родителями» (38,8%), «развод родителей» (34,1%), «проживание с одним из родителей» (32,9%). На злоупотребление алкоголем родителями указали 20,4% выборки, а физическим наказаниям со стороны родителей подвергались 12,9% респондентов.
Наиболее высокая интенсивность физических наказаний была выявлена в группе подростков, находящихся на момент проведения исследования в кризисном центре (отделение оказания помощи пострадавшим от насилия): 6 (40%) из 15 респондентов утвердительно ответили на пункт «били родители». На втором месте оказались подростки-инвалиды: 7 (21,9%) из 32 подростков также утвердительно ответили на этот пункт.
В табл. 4 представлено частотное распределение положительных выборов по выделенным маркерам психологической травматизации. Наибольший интерес для нас представляли ответы по пунктам, касающимся сексуального и физического насилия и собственной тяжелой болезни.
Таблица 4. Маркеры психологической травматизации
Маркеры психологической травматизации |
Положительные ответы |
|
N=255 |
Процент % |
сексуальное насилие |
21 |
8,2 |
физическое насилие |
70 |
27,5 |
тяжелая болезнь |
30 |
11,8 |
тяжелая болезнь близкого человека |
45 |
17,6 |
смерть близкого человека |
111 |
43,5 |
катастрофы, аварии, пожары и другие бедствия |
47 |
18,4 |
На сексуальное насилие указал 21 респондент (8,2%), на физическое насилие - 70 (27,5%); утвердительный ответ по пункту «тяжелая болезнь» выбрали 30 респондентов (11,8%). Основная часть утвердительных ответов по пункту «сексуальное насилие» пришлась на группу подростков, переживших насилие: 15 утвердительных ответов (в выборке из 15 респондентов). Остальные 6 выборов распределись по одному в каждой группе.
Девиантная социализация, связываемая нами с такими показателями, как курение, употребление алкоголя, опыт употребления наркотических веществ, участие в групповых нападениях, побеги из дома и проблемы с правоохранительными органами, отражена в табл. 5.
Таблица 5. Маркеры девиантной социализации
Маркеры девиантной социализации |
Положительные ответы |
|
N=255 |
Процент % |
|
курение |
132 |
51.8 |
употребление алкоголя |
60 |
23,5 |
личный опыт употребления наркотиков |
48 |
18,8 |
участие в групповых нападениях |
50 |
19,6 |
побеги из дома |
59 |
23,1 |
проблемы с правоохранительными органами |
108 |
42,4 |
Курение (51,8%), проблемы с правоохранительными органами (42,4%) и употребление алкоголя (23,5%) - оказались наиболее частыми выборами; побеги из дома указали 59 респондентов (23,1%), личный опыт употребления наркотических веществ отметили 48 (18,8%), участие в групповых нападениях - 50 (19,6%). Наиболее высокая интенсивность положительных выборов по маркерам девиантной социализации пришлась на группы девиантных подростков, осужденных подростков, «экстремалов» и школьников.
Для оценки взаимосвязи выделенных маркеров с фактами самоповреждения использовался коэффициент сопряженности. Результаты значений и уровень значимости представлен в табл. 6. Представленные значения показывают, что при высоком уровне значимости, сами взаимосвязи являются статистически слабыми. Оценка взаимосвязи этих переменных отдельно в каждой выборке показала, что по отдельным переменным определяется более высокая сила связи.
Таблица 6. Коэффициент сопряженности актов самоповреждения и показателей социального неблагополучия
|
Значение |
Прибл. значимость |
|
Маркеры семейного неблагополучия |
|
|
|
алкоголизация или наркотизация |
самопорезы |
0,13 |
0,04 |
одного или обоих родителей |
самоудары о твердые поверхности |
0,16 |
0,009 |
|
препятствие заживлению ран |
0,16 |
0,01 |
|
удары по собственному телу |
0,2 |
0,001 |
конфликтные взаимоотношения |
самопорезы |
0,15 |
0,01 |
между родителями |
препятствие заживлению ран |
0,13 |
0,03 |
конфликтные взаимоотношения |
самопорезы |
0,15 |
0,02 |
с родителями |
самоожоги |
0,15 |
0,01 |
|
препятствие заживлению ран |
0,21 |
0,001 |
|
удары по собственному телу |
0,2 |
0,001 |
физические |
самопорезы |
0,15 |
0,01 |
наказания со |
|
|
|
стороны родителей |
выдергивание волос |
0,15 |
0,01 |
|
препятствие заживлению ран |
0,17 |
0,005 |
|
удары по собственному телу |
0,17 |
0,008 |
Маркеры психологической травматизации |
|||
сексуальное |
самопорезы |
0,16 |
0,01 |
насилие |
выдергивание волос |
0,13 |
0,04 |
|
расчесывание кожи до крови |
0,13 |
0,04 |
психологическое |
самопорезы |
0,23 |
0,000 |
давление |
выдергивание волос |
0,15 |
0,01 |
|
самоудары о твердые поверхности |
0,15 |
0,02 |
|
самоожоги |
0,17 |
0,007 |
|
препятствие заживлению ран |
0,23 |
0,000 |
|
удары по собственному телу |
0,23 |
0,000 |
|
расчесывание кожи до крови |
0,14 |
0,03 |
физическое |
самопорезы |
0,21 |
0,001 |
насилие |
самоудары о твердые поверхности |
0,18 |
0,003 |
|
самоожоги |
0,31 |
0,001 |
|
препятствие заживлению ран |
0,22 |
0,001 |
|
расчесывание кожи до крови |
0,13 |
0,04 |
|
удары по собственному телу |
0,21 |
0,001 |
тяжелая болезнь |
самопорезы |
0,14 |
0,02 |
|
препятствие заживлению ран |
0,25 |
0,000 |
|
удары по собственному телу |
0,27 |
0,001 |
смерть близкого |
самоудары о твердые поверхности |
0,16 |
0,11 |
человека |
расчесывание кожи до крови |
0,17 |
0,005 |
катастрофы, |
самопорезы |
0,23 |
0,000 |
аварии и другие бедствия |
препятствие заживлению ран |
0,26 |
0,001 |
Маркеры девиантной социализации |
|||
употребление |
самопорезы |
0,14 |
0,03 |
алкоголя |
самоудары о твердые поверхности |
0,15 |
0,02 |
|
самоожоги |
0,17 |
0,005 |
|
препятствие заживлению ран |
0,16 |
0,008 |
личный опыт |
самоожоги |
0,13 |
0,04 |
употребления наркотиков |
расчесывание кожи до крови |
0,15 |
0,01 |
|
удары по собственному телу |
0,14 |
0,03 |
участие в |
самопорезы |
0,15 |
0,01 |
групповых нападениях |
самоожоги |
0,15 |
0,02 |
побеги из дома |
самопорезы |
0,19 |
0,02 |
|
самоожоги |
0,24 |
0,001 |
|
расчесывание кожи до крови |
0,13 |
0,04 |
|
удары по собственному телу |
0,14 |
0,03 |
Например, в группе подростков, пострадавших от насилия, акты самоповреждения коррелируют с такими психологически травматичными событиями, как «смерть близкого человека» (коэффициент сопряженности 0,55, при р=0,01); «тюремное заключение близкого человека» (0, 56, при р=0,008); «тяжелая болезнь близкого человека» (0,55, р=0,01). Усиливается и связь показателей семейного неблагополучия с актами самоповреждения, при рассмотрении в каждой группе отдельно. Например, в группе «эмо» определяются достаточно сильные связи между самоповреждениями и такими показателями, как «частые конфликты с родителями» (0,53, р=0,005); «развод родителей» (0,46, р=0,019); «разлука с близким человеком» (0,56, р=0,002); «побеги из дома» (0,49, р=0,01).
Выводы
Полученные результаты подтверждают связь между актами самоповреждения и показателями семейного неблагополучия, девиантной социализации и психологической травматизации. Однако низкий уровень значений корреляции в совокупной выборке не позволяет утверждать, что вышеперечисленные маркеры играют определяющую роль в развитии самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Оценка этих взаимосвязей отдельно по группам позволила получить более высокие значения связи между показателями. В отдельных группах интенсивность актов самоповреждения более высокая (например, в группе «эмо»), тогда как в других группах частота утвердительных ответов, касающихся самоповреждения, достаточно низкая (например, в группе подростков-школьников). Эти данные являются показателем важной роли социального контекста в развитии самоповреждающего поведения.
Субкультурная доминанта, объединяющая каждую из семи групп, оказывает влияние на частоту утвердительных выборов почти по всем вопросам анкет. Поэтому, когда речь идет о влиянии социальных факторов на развитие самоповреждающего поведения, следует учитывать социальную специфику исследуемой группы. В некоторых молодежных субкультурах аутоагрессивные формы поведения являются поощряемыми, как, например, в субкультуре эмо самоповреждения - это способ выражения чувств, в субкультуре подростков- экстремалов самоповреждение - это способ испытания себя, напрямую связанный с поведением повышенного риска.
Таким образом, акты самоповреждения в исследуемой выборке подростков и юношей носят ситуативный характер, связанный с общим контекстом их социального поведения. Тем не менее, социальное неблагополучие является питательной почвой для развития различных деструктивных и аутодеструктивных особенностей поведения, и, с этой точки зрения, акты самоповреждения могут оказаться социальной практикой, которая является вполне приемлемой формой поведения в неблагоприятной ситуации.
[I] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №10-06-00511а).
Литература
- Польская Н.А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. 2009. Том 30. №1.
- Польская Н.А. Самоповреждающее поведение в клинической практике // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени Бехтерева. 2011. №2.
- Ayerst S. L. Depression and stress in street youth // Adolescence. 1999. Vol. 34.
- Deiter P.J., Nicholls S.S., Pearlman L.A. Self-injury and self capacities: Assisting an individual in crisis // Journal of Clinical Psychology. 2000. V. 56. №9.
- Denov M. S. The Long-Term Effects of Child Sexual Abuse by Female Perpetrators: A Qualitative Study of Male and Female Victims // Journal Of Interpersonal Violence. 2004. Vol. 19. №. 10.
- Gratz K.L. Risk factors for deliberate self-harm among female college students: The role and interaction of childhood maltreatment, emotional inexpressivity, and affect intensity/reactivity // American Journal of Orthopsychiatry.2006. V. 76. № 2.
- Gratz K.L., Chapman A.L. The role of emotional responding and childhood maltreat-ment in the development and maintenance of deliberate self-harm among male under-graduates // Psychology of Men and Masculinity. 2007. V. 8. №1.
- Hawton K., Rodham K., Evans E., Weatherall R. Deliberate self harm in adolescents: self-report survey in schools in England // BMJ. 2002. V. 325.
- Klonsky E.D., Moyer A. Childhood sexual abuse and non-suicidal self-injury: meta-analysis// The British Journal of Psychiatry. 2008. Vol.192. №3.
- Laurel A. A. The functions of self-injury and its link to traumatic events in college students. Electronic Doctoral Dissertations for UMass Amherst. 1999. http://scholarworks.umass.edu/dissertations/AAI9932285
- Laye-Gindhu A., Schonert-Reichl K.A. Non-suicidal self-harm among community adolescents: Understanding the “whats” and “whys” of self-harm // Journal of Youth Adolescence. 2005. Vol. 34.
- Low G., Jones D., MacLeod A., Power M., Duggan C. Childhood trauma, dissociation and self-harming behaviour: A pilot study // British Journal of Medical Psychology. 2000. Vol. 73.
- O’Connor R. C., Rasmussen S. Self-harm in adolescents: self-report survey in schools in Scotland // The British Journal of Psychiatry. 2009. Vol. 194.
- Oyefeso A., Brown S., Chiang Y., Clancy C. Self-injurious behaviour, traumatic life events and alexithymia among treatment-seeking opiate addicts: рrevalence, pattern and correlates // Drug and Alcohol Dependence. 2008. Vol. 98. № 3.
- Paul T., Schroeter K., Dahme B., Nutzinger D.O. Self-Injurious Behavior in Women With Eating Disorders // The American Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 159.
- Sansone R.A., Chu J., Wiederman M.W. Self-inflicted bodily harm among victims of intimate-partner violence // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2007. V. 14. № 5.
- Solano R., Fernández-Aranda F., Aitken A. et al. Self-injurious behaviour in people with eating disorders // European Eating Disorders Review. 2005. V. 13. № 1.
- Toshihiko M., Yamaguchi A., Chiba Y., Asami T., Iseki E., Hirayasu Y. Self-burning versus self-cutting: Patterns and implications of self-mutilation: A preliminary study of differences between self-cutting and self-burning in a Japanese juvenile detention center // Psychiatry and Clinical Neurosciences. 2005. Vol. 59.
- Tyler K., Whitbeck L., Hoyt D., Johnson K. Self-mutilation and homeless youth: The role of family abuse, street experiences, and mental disorders // Journal of Research on Adolescence. 2003. Vol. 13.
- Van der Kolk B.A., Perry J.C., Herman J.L. Childhood origins of self-destructive behavior // The American Journal of Psychiatry. 1991. V. 148.
- Zlotnick C., Shea M.T., Pearlstein T. et al. The relationship between dissociative symptoms, alexithymia, impulsivity, sexual abuse, and self-mutilation // Comprehensive Psychiatry. 1996. V. 37.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3750
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 51
Скачиваний
Всего: 1465
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10