Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: функциональность, психология дошкольника, типичное развитие, синдром Дауна, аутизм
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58931 (дата обращения: 25.12.2024)
Полный текст
Совместное дошкольное образование детей с типичным и атипичным развитием требует применения компактных методик для мониторинга возможностей детей. Такие методики должны быть доступными для использования воспитателями, легко интерпретируемыми и надежными.
В предыдущей работе [Дугина, 2012] мы показали, что одним из интегративных параметров, отражающих возможности ребенка решать задачи повседневной жизни, может быть функциональность, т.е. способность управлять своими психическими процессами адекватно текущей ситуации [Дугина, 2012]; [Казьмин, 2012]; [Казьмин].
В настоящем исследовании было проведено испытание методики «Функциональность-07» (Ф-07, © А.М. Казьмин, 2013), предназначенной для измерения функциональности детей от рождения до школы.
Испытуемые
В целевую группу вошло 164 ребенка в возрасте от 2 лет 7 месяцев до 7 лет 1 месяца (31-95 месяцев) 94 мальчика и 73 девочки, регулярно посещающих детские сады города Москвы (инклюзивные, коррекционные группы, группы кратковременного пребывания). Специального отбора детей не проводилось. Состав целевой группы представлен в таблицах 1 и 2. Как видно из таблицы 2, 133 ребенка не имели каких-либо диагнозов (дети с типичным развитием). В тоже время среди обследованных детей было 11 с диагнозом «аутизм» (F84.0), 10 - с синдромом Дауна, 6 - с детским церебральным параличом, 1 - с глухотой, использованием «кохлеарного импланта», 1 - эпилепсией, 2 - с задержкой психического развития.
Таблица 1. Пол и возраст детей
Дети |
Возраст (в месяцах) |
||||
Пол |
Число детей |
среднее |
минимум |
максимум |
Стандартное отклонение |
м |
91 |
57,7 |
34,0 |
89,0 |
15,8 |
ж |
73 |
56,5 |
31,0 |
90,0 |
16,1 |
Таблица 2. Диагнозы детей
№ |
Диагноз |
Количество детей |
1. |
Типичное развитие |
133 |
2. |
Аутизм |
11 |
3. |
Синдром Дауна |
10 |
4. |
Церебральный паралич |
6 |
5. |
Глухота (использование кохлеарного импланта) |
1 |
6. |
Задержка психического развития |
2 |
7. |
Эпилепсия (ремиссия) |
1 |
|
Всего |
164 |
Процедура
Опросник заполнялся воспитателями, хорошо знающими детей или педагогами-психологами со слов этих воспитателей. Предлагались следующие варианты ответов для каждого утверждения и их оценки в баллах: «не верно» - 0 баллов, «частично верно» - 1 балл, «частично неверно» - 2 балла, «верно» - 3 балла. Полученные значения суммировались для вычисления показателя «функциональность».
Методы
Функциональность-07 (Ф-07, © А.М. Казьмин, 2013) - новая опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов. Перед использованием методика прошла экспертную оценку 7 педагогами-психологами, со стажем практической работы от 4 до 12 лет с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития, в результате которой были сделаны несколько коррекций в формулировках отдельных утверждений. Финальная версия опросника представлена в таблице 3.
Таблица 3. Перечень утверждений методики «Функциональность-07»
№ |
Текст |
1. |
Обращает внимание на внезапные изменения в окружении |
2. |
Проявляет выраженный интерес к новым объектам |
3. |
Обследует интересующие его (её) объекты различными способами |
4. |
Любит слушать, когда взрослые читают сказки, рассказы и т.п. |
5. |
Экспериментируя с разными объектами, выясняет, как они работают |
6. |
Проявляет терпение, когда приходится ждать желаемого |
7. |
По просьбе взрослого спокойно прерывает интересное для себя занятие |
8. |
Осваивает новые виды деятельности во взаимодействии с другими |
9. |
Распределяет внимание между своим занятием и ситуацией вокруг |
10. |
Пробует новые способы достижения цели, если старые не дают эффекта |
11. |
Имеет много устойчивых интересов |
12. |
Переносит свои навыки в новые ситуации |
13. |
Гибко использует свои навыки в новых ситуациях |
14. |
Понимает, когда другие действуют нелепо |
15. |
Понимает словесные шутки |
16. |
Понимает фокусы |
17. |
Взаимодействует с людьми по-разному (с учетом степени знакомства или возраста, пола, предыдущего опыта и т.д.) |
18. |
Настойчиво стремится к достижению цели, несмотря на неудачи |
19. |
Может действовать понарошку с воображаемыми предметами |
20. |
Отслеживает результаты своих действий, исправляет ошибки |
21. |
Проявляет осторожность в опасных ситуациях (отслеживает движение автотранспорта, не пытается есть несъедобные вещи и т.п.) |
22. |
Поведение ребенка зависит от дистантных сигналов взрослого (интонационных, речевых, мимических, жестовых) |
23. |
Проявляет инициативу при взаимодействии с детьми и взрослыми |
24. |
Прилично ведет себя на людях (придерживается норм поведения в общественных местах) |
25. |
Может вспоминать или требовать то, чего нет в непосредственном окружении |
26. |
Инициирует и поддерживает диалог (разговор) со знакомыми взрослыми |
27. |
Играет с другими в простые циклические игры (в мяч, в "зеркало" и т.п.) |
28. |
Играет в сюжетные игры (совершает логически связанные последовательности игровых действий: например, «готовит еду» - «раскладывает её в тарелки» - «кормит зверей» - «укладывает их спать») |
29. |
Вариативно играет разные роли в совместных играх («врач - больной», «покупатель - продавец» и т.п.) |
30. |
Осваивает игры с одной парой правил («съедобное - несъедобное», «холодно - горячо» и т.п.) |
31. |
Осваивает игры с несколькими правилами («Колдунчики», «Колечко», шашки и т.п.) |
32. |
Отвечает на открытые вопросы, не требующие ответа «да» или «нет»), относящиеся к опыту ребенка, его семье, игрушкам, предпочтениям, желаниям |
33. |
Самостоятельно схватывает суть задачи |
34. |
Самостоятельно схватывает суть социальной ситуации |
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».
Результаты
Проверка внутренней согласованности пунктов опросника
Внутренняя согласованность опросника «Функциональность 07» проверялась при помощи модуля «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0». Было получено значение параметра Cronbach alpha = 0,99 (таблица 4). Это свидетельствует о пригодности методики для использования в клинических целях.
Таблица 4. Результаты обработки данных, полученных при помощи опросника «Функциональность», в модуле «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0»
Результаты: среднее = 75,14 стандартное отклонение = 26,53 валидное количество: 165
альфа Кронбаха: 0,99 стандартизированная альфа: 0,99
средняя корреляция позиция-позиция: 0,69
№ |
Среднее при удалении |
Стандартное отклонение при удалении |
Корреляция позиция-сумма |
Альфа при удалении |
1. |
72,74 |
25,88 |
0,75 |
0,99 |
2. |
72,67 |
25,88 |
0,76 |
0,99 |
3. |
72,78 |
25,84 |
0,76 |
0,99 |
4. |
72,60 |
25,80 |
0,77 |
0,99 |
5. |
72,84 |
25,72 |
0,84 |
0,99 |
6. |
72,99 |
25,73 |
0,76 |
0,99 |
7. |
72,97 |
25,73 |
0,79 |
0,99 |
8. |
72,96 |
25,67 |
0,84 |
0,99 |
9. |
72,96 |
25,64 |
0,87 |
0,99 |
10 |
72,99 |
25,62 |
0,87 |
0,99 |
11 |
73,06 |
25,68 |
0,82 |
0,99 |
12 |
73,01 |
25,66 |
0,84 |
0,99 |
13 |
73,07 |
25,58 |
0,88 |
0,99 |
14 |
72,98 |
25,60 |
0,87 |
0,99 |
15 |
73,19 |
25,56 |
0,87 |
0,99 |
16 |
73,22 |
25,58 |
0,85 |
0,99 |
17 |
72,92 |
25,83 |
0,74 |
0,99 |
18 |
72,97 |
25,74 |
0,79 |
0,99 |
19 |
72,81 |
25,61 |
0,87 |
0,99 |
20 |
73,12 |
25,56 |
0,88 |
0,99 |
21 |
73,13 |
25,61 |
0,80 |
0,99 |
22 |
72,88 |
25,74 |
0,79 |
0,99 |
23 |
72,86 |
25,66 |
0,85 |
0,99 |
24 |
72,96 |
25,70 |
0,75 |
0,99 |
25 |
73,01 |
25,77 |
0,68 |
0,99 |
26 |
72,87 |
25,57 |
0,87 |
0,99 |
27 |
72,66 |
25,82 |
0,75 |
0,99 |
28 |
72,69 |
25,69 |
0,86 |
0,99 |
29 |
72,82 |
25,60 |
0,85 |
0,99 |
30 |
72,98 |
25,66 |
0,75 |
0,99 |
31 |
73,20 |
25,56 |
0,77 |
0,99 |
32 |
72,87 |
25,55 |
0,90 |
0,99 |
33 |
73,08 |
25,59 |
0,89 |
0,99 |
34 |
73,08 |
25,59 |
0,83 |
0,99 |
Выявление факторов, измеряемых опросником
Для выявления возможной многофакторной структуры опросника Ф-07 был проведен факторный анализ. В ходе применения метода «Основные компоненты» и вращения «Varimax normalized», при пороговом значении коэффициента корреляции r > 0,7 были выделены 2 фактора (таблица 5), в состав которых вошли только 9 утверждений из 34.
№ вопроса |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
1. |
0,32 |
0,88 |
2. |
0,30 |
0,90 |
3. |
0,26 |
0,91 |
21. |
0,85 |
0,28 |
29. |
0,82 |
0,40 |
30. |
0,89 |
0,20 |
31. |
0,92 |
0,19 |
32. |
0,78 |
0,50 |
33. |
0,82 |
0,41 |
Изучение корреляционной связи функциональности с возрастом у дошкольников с типичным развитием
Применение метода Spearman Rank Order Correlations к данным, полученным на детях с типичным развитием, т.е. не имеющих никаких выявленных диагнозов, показало достоверную положительную корреляцию показателя функциональности и возраста детей (r=0,44, p <0,1E-6). При этом мы обратили внимание, что несколько детей в этой группе имели необычно низкие значения показателя функциональности по сравнению со сверстниками. Из чего были сделаны выводы, что среди детей с типичным развитием могли оказаться дети с неустановленными нарушениями психического развития. Такая ситуация весьма вероятна ввиду того, что большинство детей зачисляются в детские сады, внедряющие инклюзивную практику, минуя психолого-медико-педагогическую комиссию.
Сравнение функциональности дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом
Для сравнения функциональности дошкольников с синдромом Дауна, типичным развитием и аутизмом был использован Mann-Whitney U Test. Возрастные характеристики сравниваемых групп представлены в таблице 5.
Оказалось, что дети с синдромом Дауна и дети с аутизмом имели очень низкие значения функциональности по сравнению с типично развивающимися детьми (p<0,1E-6) (рисунок 1). Между группами детей с синдромом Дауна и аутизмом значимых различий по параметру «функциональность», а также по факторам 1 и 2 не выявлено.
Таблица 5. Возрастной состав детей в 3-х группах: с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом
Дети |
Возраст |
||||
Диагноз |
Количество детей |
M |
Min. |
Max. |
SD |
Типичное развитие |
133 |
54,56 |
34,0 |
84,0 |
14,81 |
Синдром Дауна |
10 |
62,80 |
31,0 |
90,0 |
19,32 |
Аутизм |
11 |
74,90 |
61,0 |
89,0 |
8,65 |
Заключение
В результате проведенного исследования была установлена высокая степень внутренней согласованности новой методики Ф-07 (альфа Кронбаха = 0,99), что свидетельствует о её пригодности для использования в клинической практике для детей дошкольного возраста.
Выявлена значимая положительная корреляция функциональности с возрастом детей (r = 0,44, p <0,1E-6).
Показано резкое отставание в развитии функциональности у детей с синдромом Дауна и с аутизмом по сравнению с типично развивающимися сверстниками (p<0,1E-6).
Среди детей из группы с типичным развитием были выявлено несколько детей с необычно низкими показателями функциональности, что позволило заподозрить наличие у этих детей проблем развития, не установленных к моменту обследования.
Таким образом, мы получили первые данные о практической ценности измерения функциональности у детей в детском саду при помощи нового компактного опросника «Ф-07».
На следующем этапе внедрения этой методики мы планируем изучить связь функциональности с когнитивными способностями и достижениями детей, а также оценить значение измерения этого показателя в выявлении детей, нуждающихся в специализированной психолого-педагогической помощи.
Литература
- Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: http://psyjornals.ru/psyclin (дата обращения: 26.03.2013)
- Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: http://psyjornals.ru/psyclin (дата обращения: 26.03.2013)
- Казьмин А.М. Теория процессуального анализа. Публичная лекция 23.03.2011. https://www.youtube.com/watch?v=1jkBQ47VCKs (дата обращения: 26.03.2013)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2860
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 3472
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0