Апробация методического комплекса для исследования речевой деятельности у подростков при шизофрении

1097

Аннотация

Работа посвящена исследованию речевой деятельности больных с эндогенной психической патологией и выполнена в традициях исследовательской патопсихологической школы Ю. Ф. Полякова. Опираясь на опыт научных работ отдела медицинской психологии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, исследователи подобрали комплекс методик, который, по их мнению, позволяет наиболее полным образом оценить речевую деятельность при шизофрении у пациентов подросткового возраста: «Слоговая методика», методика «Конструирование объектов», методика «Направленные вербальные ассоциации». Контрольную и экспериментальную группу исследования составили 78 человек (контрольная группа – 48 человек, экспериментальная группа – 30 человек). Показано, что созданный диагностический комплекс способен выявить характерные для такого заболевания как шизофрения особенности речевой деятельности (нарушение актуализации речевых связей, присутствие в речи неологизмов, соскальзывания и т.д.), которые проявляются в том числе у подростков.

Общая информация

Ключевые слова: шизофрения, подростковый возраст, речевая деятельность, функции речи, Ю. Ф. Поляков

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шведовский Е.Ф. Апробация методического комплекса для исследования речевой деятельности у подростков при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n4/Shvedovskiy (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр., М: Лабиринт, 1999. 352 с.
  2. Власенкова И.Н. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Дипломная работа (науч. рук.Н.В. Зверева). –М: МГУ. 2004.
  3. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Экспериментальное исследование особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2010 (10), № 2. С. 46-56
  4. Власенкова И.Н, Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8 – 11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014 (14), № 1. С.68-71
  5. Зверева Н.В. Патопсихология в клинике эндогенных психозов детского возраста // Психиатрия, 2008 , № 2, с.28-37.
  6. Зверева Н.В., Хромов А.И. Об использовании методики «Конструирование объектов» для оценки особенностей мышления детей и подростков, больных шизофренией// Материалы международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября-1 октября 2010)/ Под ред. А.Н. Алехиной, Е.А. Трифоновой. СПб.: НП Стратегии будущего, 2010.
  7. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление) Методические рекомендации. – М.: ООО «Издательство МБА», 2014.
  8. Зверева Н.В.,  Михалева Е.С.,  Носов С.С., Никитина  Ю.Ю. Экспериментальное  исследование  особенностей  речевой  деятельности  у мужчин,  больных  шизофренией.  [Электронный  ресурс]  //  Медицинская  психология  в  России:  электрон. науч.  журн.  2011. N 4. URL: http://  medpsy.ru (дата обращения: 21.02.2014)
  9. Иовчук Н. М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб: Питер, 2006.
  10. Критская В.П. Особенности восприятия речи больными шизофренией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук. М. 1966.
  11. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание – М.: МГУ, 1991 256 с.
  12. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. - В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/ под. ред. Вроно М. Ш. М. 1986.
  13. Хромов А.И. Динамика когнитивного развития у детей и подростков при эндогенной психической патологии // Дисс. … канд. психол. н. М., 2012.

Информация об авторах

Шведовский Евгений Феликсович, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ответственный секретарь журнала "Аутизм и нарушения развития", Московский государственный психолого-педагогический университет; младший научный сотрудник лаборатории медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья; нейропсихолог, Центр здоровья и развития им. Св.Луки; нейропсихолог АВА-Центра "Моя планета", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589, e-mail: shvedovskijef@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2395
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1097
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3