Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи

6321

Аннотация

В последние годы количество детей с речевыми нарушениями неустанно растет. Трудности эмоционально-личностного развития ребенка с речевым нарушением становятся фактором, осложняющим адаптацию в социуме. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие (страхи) негативно влияют не только на психологическое состояние детей, но и как порочный круг, усугубляет речевой дефект. Нами было организовано исследование посвященное изучению психологических особенностей страхов у дошкольников с нарушением речи. Целью исследования является выявление и изучение психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития и обоснование психокоррекционной работы, направленной на нормализацию эмоционально-личностной сферы детей. В статье предоставлено научное обоснование влияния арт-терапии на эмоционально-личностную сферу заикающихся дошкольников. Показаны динамические изменения в эмоциональном состоянии детей и научно обосновано положительное влияние арт-терапевтических методик на психику заикающихся дошкольников.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, арт-терапевтические методики, страхи, динамические изменения страхов, психокоррекционный план работы, структура занятий

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Колягина В.Г. Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 98–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Kolyagina (дата обращения: 16.04.2024)

Полный текст

 
 

Современная специальная психология в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование арт-терапевтических методов в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития, подтверждая тем самым идею воспитания посредством искусства, получившую распространение в начале XX в.

В России с конца XX века начинается активное использование средств искусства в психокоррекционной работе с детьми. Распространение данного направления способствует появлению исследований, посвященных теоретическим разработкам и практике арт-терапии в работе с детьми и подростками (А. Г. Гришина, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская, А. А. Осипова и др.).

В широком значении арт-терапия - одна из форм психотерапии искусством, включающая также изо-, драма-, музыко-, танцевально-двигательную терапию и др. Арт-терапия применительно к специальному образованию рассматривается как синтез нескольких областей: искусства, медицины и психологии (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и Т. А. Добровольская). В лечебной и психокоррекционной практике арт-терапия понимается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию психосоматических, психоэмоциональных и личностных нарушений детского развития.

В современных исследованиях большое внимание уделяется проблемам эмоционально-личностного состояния заикающихся дошкольников, которое является одной из составляющей эмоциональной дезорганизации лиц, страдающих этим речевым расстройством, фактором, усложняющим структуру заикания и снижающим продуктивность его коррекции (Л. А. Зайцева, В. И. Селиверстов, Н. Н. Станиславская и др.). Ряд авторов (В. А. Калягин, А. Б. Хавин, В. Н. Шкловский и др.) называют тревожность и страхи наиболее выраженной, специфической личностной чертой заикающихся. Наряду с факторами, провоцирующими начало заикания, рассматриваются личностные особенности детей, которые могут быть не причиной, а следствием речевого нарушения. К их числу относят страхи, интроверсию, специфические состояния страха при речи, коммуникативные трудности, заниженную самооценку и др.

Таким образом, можно заключить, что заикающимся разных возрастных групп свойственны определенные нарушения эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи и т.д.), познавательных процессов, а также коммуникативные нарушения, что в совокупности приводит к неполноценности процесса общения и адаптации. Поэтому актуальным является проведение психокоррекционной работы по преодолению эмоционально-личностных трудностей этих детей.

Нами было проведено исследование, посвященное изучению психологических особенностей дошкольников с нарушением речи. Была составлена психокоррекционная программа для работы с заикающимися дошкольниками, в которую вошли занятия, способствующие нормализации и развитию эмоционально­личностной сферы заикающихся детей.

В эксперименте участвовали 60 дошкольников с заиканием в возрасте 5-7 лет, посещающие психокоррекционные занятия в МДОУ детском саду комбинированного вида №50 «Дефектолог» (г. Люберцы) и Центр патологии и нейрореабилитации речи (г. Москва).

В таблице 1 описаны психокоррекционные задачи и темы занятий в зависимости от этапа работы.

Таблица 1. Психокоррекционный план работы с использованием средств искусства и игровых технологий

 

 

Блоки работы и темы занятий

Задачи

 

Ориентировочный

(2 занятия)

№ 1. Знакомство

№ 2. Мой автопортрет

Психокоррекционные задачи:

        установление эмоционально-позитивного контакта с детьми;

        ориентировка детей в обстановке игровой комнаты и правилах взаимодействия со сверстниками и взрослым;

        знакомство с участниками группы, установление первичных взаимоотношений в группе;

        формирование позитивного отношения к образу «Я».

Коррекционно-педагогические задачи:

I этап

 

        знакомство с различными художественными материалами и их изобразительными возможностями;

        развитие мелкой и общей моторики;

        уточнение представлений об основных цветах, величине (длине линий) и фактуре материалов;

        обогащение словаря прилагательными- названиями основных цветов и величины изображений, фактуры материалов;

        развитие фразовой речи.

II

Этап

Развитие коммуникативных функций

(2 занятия)

№ 3. Коллективный рисунок «Необитаемый остров».

№ 4. Настроение моей куклы-автопортрета

Психокоррекционные задачи:

       формирование чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам;

       формирование умений                   различать и

сравнивать различные           эмоциональные

состояния, определять                   их характер

(приятно/неприятно, страшно, радостно, удивительно, печально, грустно);

       формирование            умений            понимать

собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;

       развитие вербальных и невербальных навыков. общения.

Коррекционно-педагогические задачи:

       развитее мелкой и общей моторики;

       развитие образного и вербально­логического мышления;

 

 

        развитие зрительной и слуховой памяти;

        закрепление               навыка               плавного

выразительного высказывания.

III этап

Работа                          с

эмоциональными трудностями

(6 занятий)

№ 5. Волшебный сон

№ 6.     Страхи       моей

куклы-автопортрета

№ 7. Нарисуй свой страх

№ 8.          Сказка          о

капризном дельфиненке                                         и

волшебных водорослях

№ 9. Слепи из глины свой страх и разрушь его

№ 10. Сказка о детях, которые            боялись

говорить

Психокоррекционные задачи:

       повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей;

       снятие эмоционального напряжения;

       уточнение особенностей поведения детей в различных психотравмирующих ситуациях;

       коррекция негативизма и агрессивного поведения;

       работа с чувствами и переживаниями, связанными с прошлым негативным эмоциональным опытом;

       формирование модели доброжелательного поведения с взрослыми и сверстниками;

       формирование адекватного отношения к речевому дефекту;

       коррекция и профилактика страха речи;

       фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления страха.

Коррекционно-педагогические задачи:

       развитие основных танцевальных движений;

       знакомство с глиной;

       обогащение словаря словами-названиями основных эмоций;

       формирование интонаций и мимического

 

 

рисунка, соответствующих основным эмоциям;

• развитие фразовой речи.

IV этап

Конструктивно- формирующий этап

(4 занятия)

№ 11 Я и мои обидчики

№ 12.                  Помоги

дорисовать              мой

рисунок

№ 13.              Послушай

музыку и нарисуй ее настроение

№ 14. Я сейчас, я в будущем

Психокоррекционные задачи:

       нормализация самооценки и формирование позитивного образа «Я»;

       повышение чувства уверенности в себе;

       обучение взаимодействию в группе;

       формирование         навыков         социального

поведения;

       расширение поведенческого репертуара и навыков общения;

       снятие эмоционального напряжения;

       формирование                         «эмоциональной

децентрации» - способности воспринимать и учитывать           в          своем          поведении

эмоциональные состояния, желания и интересы партнеров по общению;

       формирование         адекватных         способов

эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях;

       обучение навыкам релаксации;

       формирование способности к произвольной саморегуляции                         эмоциональных

переживаний и поведенческих реакций.

Коррекционно-педагогические задачи:

       развитие вербально-логического мышления

       развитие зрительной памяти

       развитие интонационной и мелодичной стороны речи;

 

 

       развитие фразовой и связной речи.

       закрепление               навыка               плавного

выразительного высказывания.

V этап

Обобщающе- закрепляющий

(1 занятие)

№ 15. Рисуем мандалу

Психокоррекционные задачи:

       развитие               навыков               позитивной

коммуникации;

       развитие         умения         выражать         свое

эмоциональное состояние цветом;

       обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования и поведения           в           психотравмирующих

ситуациях;

       формирование                                предпосылок

эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;

       перенос                нового                позитивного

эмоционального опыта в реальную жизнь.

Коррекционно-педагогические задачи:

       развитие зрительной памяти;

       развитие         предметного        рисунка         и

предпосылок сюжетных изображений;

       развитие образного мышления;

       развитие интонационной стороны речи;

       развитие связной монологической речи.

 

Все занятия имели единую структуру, содержание менялось в зависимости от этапа психокоррекционной работы. Структура занятий была разработана с учетом особенности возраста и сложности структуры психического и речевого нарушения заикающихся дошкольников.

Структура занятий с дошкольниками с заиканием с использованием средств искусства и игровых технологий

Вводная часть

Цели: подготовить детей к совместной работе; сконцентрировать их на занятии; установить доверительный эмоциональный контакт с детьми; снять напряжение и двигательную активность.

Содержание:

1)   игры знакомство детей друг с другом и психологом («Возьми мяч и назови свое имя», «Найди у соседа красный цвет и дотронься до него», «Расскажи о своем настроении», «Представь всем свою пальчиковую куклу» и т.д.)

2)   танцевально-двигательные игры под музыку («Тряпичные куклы», «В магазине игрушек», «Повтори мой танец», «Танец маленьких гномиков», «Танец осенних листьев» и т.д.)

3)    двигательные игры («Море волнуется раз», «Отгадай, в кого я превратился» и т.д.)

4)    игры-превращения, упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение двигательной активности («Я воздушный шарик», «Я добрый/злой мальчик», «Я тряпичная/деревянная кукла» и т.д.)

Основная часть

Цели: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников и преодоление эмоциональных трудностей; релаксация и создание позитивного настроения; развитие коммуникативных навыков общения и рефлексии; развитие речевой и познавательной функций.

Содержание:

1)     Задания по изотерапии:

•         нарисуй себя;

•         нарисуй себя сейчас и в будущем;

•         нарисуй свой страх и трансформируй его;

•         нарисуй свою семью;

•         я и мои обидчики;

•         помоги дорисовать рисунок соседу;

•         совместный рисунок детей «Необитаемый остров»;

•         выставка рисунков «Чем тебе понравился чужой рисунок?»;

•         нарисуй мандалу;

•         слепи из глины свой страх и разрушь его.

2)     Задания с использованием куклотерапии

•         создаем куклу-автопортрета из пластилина и игрушки из «Киндер- сюрпризов»

•         присваиваем своей кукле имя и делаем настроение;

•         рассказываем о своей кукле и ее настроении;

•         рассказываем о страхах своей куклы.

3)     Задания с использованием сказкотерапии:

•        прослушиваем сказки, направленные на развитие саморегуляции;

•    прослушиваем сказки, направленные на осознание своего дефекта и принятие его, уменьшение страха речи;

•        прослушиваем сказки, направленные на нормализацию детско- родительских отношений.

4)      Задания с использованием театрализованной деятельности:

•         покажи героя сказки, которую мы прослушали;

•         коллективное создание и проигрывание прочитанной сказки;

•         обсуждение прослушанных сказок;

•         рисование прослушанных сказок.

5)     Задания с использованием музыкотерапии:

•         прослушай музыку моря и представь, что ты на море (волшебный сон);

•         послушай музыку и нарисуй ее настроение.

Завершающая часть

Цели: закрепление положительного настроения полученного на занятии; организация консультативно-просветительных бесед с родителями.

Содержание - игровые упражнения для повышения самооценки:

•       организация выставки детских рисунков (какой рисунок тебе нравиться и почему);

•       демонстрация рисунков и продуктов деятельности родителям.

В программу по коррекции эмоциональных трудностей дошкольников с заиканием входила работа с родителями со следующими задачами:

•      формирование представлений об основных детских страхах и последовательности их возникновения по мере развития ребенка;

•     знакомство с причинами появления страхов у детей и основными приемами преодоления детских страхов в семье;

•  знакомство с упражнениями и приемами воспитания, позволяющими повысить у детей сопротивляемость к страхам;

•   обсуждение психологических особенностей детей с заиканием и условиями устранения данного заболевания;

•       побуждение родителей к изменению способов реагирования на негативное поведение детей;

•       принятие своего ребенка такой, какой он есть и его речевого дефекта;

•       формирование рациональной позиции родителей в вопросах наказания детей.

Но главным образом позитивные изменения в эмоциональном развитии старших дошкольников с заиканием заключались в преодолении возрастных страхов или снижении их числа. Эффективность психокоррекционной работы с заикающимися дошкольниками определялась.

•        снижением количества возрастных и специфических страхов;

•        снижение интенсивности переживания о речевом дефекте;

•        улучшение коммуникативных навыков общения;

•        повышение уверенности в себе;

•        снижение уровня тревожности;

•        снижение агрессивности.


Сравнительный анализ динамики изменений количества страхов дошкольников с заиканием в зависимости от этапа исследования

Как видно из рисунка 1 и таблицы 2, после посещения курса занятий с использованием средств искусства и игровых технологий количество и уровень страхов детей существенно снизился.

Рис.1. Динамические изменения количества страхов констатирующего и
формирующего экспериментов


 Математическая обработка полученных результатов, проведенная с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера - подтвердила наличие значимых отличий по таким группам страхов, как:

  1.     страх собственной смерти и смерти своих родителей (при р<0,01);
  2.     медицинские страхи (при р=0,03);
  3.     боязнь за свое здоровье (при р=0,03);
  4.     страх причинения физического ущерба сказочными и криминальными персонажами (при р=0,04);
  5.     ночные страхи (при р=0,03);
  6.     боязнь стихийных бедствий (при р<0,01);
  7.    страх речи (при р=0,04);
  8.  социальные страхи (при р=0,03)

Полученные динамические данные об изменении количества страхов дошкольников с заиканием еще раз доказывают эффективность психокоррекционной работы с использованием средств искусства и игровых методик.

Таблица 2. Динамические изменения количества страхов дошкольников с заиканием по итогам формирующего эксперимента

Группы детских страхов

Сравнительные             данные             страхов

заикающихся дошкольников

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

1

Страх смерти и смерти своих родителей

100%

75%

2

Медицинские страхи

63%

31%

3

Боязнь за свое здоровье

59%

43%

4

Страх                 причинения

физического             ущерба

сказочными                         и

криминальными персонажами

75%

25%

5

Ночные страхи

57%

38%

6

Боязнь                 стихийных

бедствий

76%

47%

7

Страх речи

30%

15%

8

Социально­

опосредованные страхи

30%

24%

Из рисунка 1 видно, что у определенной части дошкольников с заиканием после проведения психокоррекционной работы с использованием средств искусства и игровых технологий снизились количественные показатели страхов и детям удалось преодолеть свои страхи и опасения. Статистическая обработка показала достоверность различий между результатами обследования детей на констатирующем и контрольном этапах.

В ходе психокоррекционной работы по преодолению эмоциональных трудностей дошкольников с заиканием удалось достигнуть положительных изменений в развитии речевых, моторных функций, совершенствования эмоционально-волевой и личностных сфер. Эти изменения произошли как на качественном уровне, так и в количественных показателях.

В ходе применения различных арт-терапевтических занятий был активизирован творческий потенциал детей, у них появилось образное видение воображаемой ситуации, находчивость и оригинальность в решении творческих задач, самостоятельность и желание импровизировать.

У всех детей повысился уровень внутренней саморегуляции. Сгладились проявления повышенной раздражительности, конфликтности, негативизма, упрямства. При обследовании общения наблюдалась более адекватное отношение к себе и окружающим. Значительно повысился уровень нравственно-этических норм поведения.

Количество возрастных и специфических страхов снизилось. Были преодолены страхи чужих людей, медицинские страхи, сказочных персонажей, темноты, животных, индивидуальные специфические страхи и др. Существенно снизился страх речи, дети стали более общительными. Они стали увереннее в себе и своих возможностях, избавились от социальной изоляции, научились распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания, получили навыки владения самоконтролем и саморегуляцией.

Дошкольники стали более коммуникабельными, значительно снизилась ситуативная тревожность. Дети отмечали, что стали в меньшей степени бояться определенных ситуаций. В рисунках детей появились более яркие краски и тона, исчез черный и красный цвет, что говорит о снижении негативных эмоций у детей. Исчезли сюжеты убийств, агрессии, крови в рисунках некоторых детей, которые заменила более спокойная и реалистичная обстановка.

Заметна динамика в плавности и мелодичности диалоговой речи заикающихся. Количество запинок заметно уменьшилось. Дети стали активнее выражать свои желания, мысли, потребности. Активность при взаимоотношениях друг с другом повысилась. На завершающем занятии с использованием изотерапевтических моментов, при диагностическом рисовании мандалы, дети показали динамику эмоционального состояния: цветовая гамма рисунков свидетельствует о радостном настроении, о гармонии и принятии себя. Что подтвердили сами дети и их родители, сообщив об изменении поведения детей в семейной обстановке. Дети стали более спокойными, гипердинамичность снизилась, уровень агрессивности и непослушания существенно понизился, что сказалось и на настроении матерей.

Результативность проведенной психокоррекционной работы с дошкольниками с заиканием показала, что использование средств искусства и игровых технологий в занятиях по преодолению эмоциональных трудностей у детей является эффективной и способствует гармонизации эмоционально-личностного развития дошкольников с речевыми нарушениями.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская М.: Академия, 2001. 248 с.
  2. Вальдес Одриосола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арттерапии: Методическое пособие для педагогов. М.: Гном и Д, 2004. 64с.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Музыкальная арт-терапия для детей. М.: Института психотерапии, 2004. 90 с.
  4. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
  5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004. 448 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002. 310 с.
  7. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1998. 161 с.
  8. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1997. с. 84-93
  9. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М., 1992. с. 19-24.
  10. Талипина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: Дисс. канд. псих. наук. М., 2002. 170 с.

Информация об авторах

Колягина Виктория Геннадьевна, кандидат психологических наук, Московский государственный гуманитарный университет имени Михаила Шолохова, Москва, Россия, e-mail: nika.koljagina@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5066
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 6321
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3