Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 2. С. 98–114
ISSN: 2304-0394 (online)
Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология дошкольника, арт-терапевтические методики, страхи, динамические изменения страхов, психокоррекционный план работы, структура занятий
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Колягина В.Г. Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 98–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Kolyagina (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Современная специальная психология в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование арт-терапевтических методов в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития, подтверждая тем самым идею воспитания посредством искусства, получившую распространение в начале XX в.
В России с конца XX века начинается активное использование средств искусства в психокоррекционной работе с детьми. Распространение данного направления способствует появлению исследований, посвященных теоретическим разработкам и практике арт-терапии в работе с детьми и подростками (А. Г. Гришина, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская, А. А. Осипова и др.).
В широком значении арт-терапия - одна из форм психотерапии искусством, включающая также изо-, драма-, музыко-, танцевально-двигательную терапию и др. Арт-терапия применительно к специальному образованию рассматривается как синтез нескольких областей: искусства, медицины и психологии (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и Т. А. Добровольская). В лечебной и психокоррекционной практике арт-терапия понимается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию психосоматических, психоэмоциональных и личностных нарушений детского развития.
В современных исследованиях большое внимание уделяется проблемам эмоционально-личностного состояния заикающихся дошкольников, которое является одной из составляющей эмоциональной дезорганизации лиц, страдающих этим речевым расстройством, фактором, усложняющим структуру заикания и снижающим продуктивность его коррекции (Л. А. Зайцева, В. И. Селиверстов, Н. Н. Станиславская и др.). Ряд авторов (В. А. Калягин, А. Б. Хавин, В. Н. Шкловский и др.) называют тревожность и страхи наиболее выраженной, специфической личностной чертой заикающихся. Наряду с факторами, провоцирующими начало заикания, рассматриваются личностные особенности детей, которые могут быть не причиной, а следствием речевого нарушения. К их числу относят страхи, интроверсию, специфические состояния страха при речи, коммуникативные трудности, заниженную самооценку и др.
Таким образом, можно заключить, что заикающимся разных возрастных групп свойственны определенные нарушения эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи и т.д.), познавательных процессов, а также коммуникативные нарушения, что в совокупности приводит к неполноценности процесса общения и адаптации. Поэтому актуальным является проведение психокоррекционной работы по преодолению эмоционально-личностных трудностей этих детей.
Нами было проведено исследование, посвященное изучению психологических особенностей дошкольников с нарушением речи. Была составлена психокоррекционная программа для работы с заикающимися дошкольниками, в которую вошли занятия, способствующие нормализации и развитию эмоциональноличностной сферы заикающихся детей.
В эксперименте участвовали 60 дошкольников с заиканием в возрасте 5-7 лет, посещающие психокоррекционные занятия в МДОУ детском саду комбинированного вида №50 «Дефектолог» (г. Люберцы) и Центр патологии и нейрореабилитации речи (г. Москва).
В таблице 1 описаны психокоррекционные задачи и темы занятий в зависимости от этапа работы.
Таблица 1. Психокоррекционный план работы с использованием средств искусства и игровых технологий
№ |
Блоки работы и темы занятий |
Задачи |
|
Ориентировочный (2 занятия) № 1. Знакомство № 2. Мой автопортрет |
Психокоррекционные задачи: • установление эмоционально-позитивного контакта с детьми; • ориентировка детей в обстановке игровой комнаты и правилах взаимодействия со сверстниками и взрослым; • знакомство с участниками группы, установление первичных взаимоотношений в группе; • формирование позитивного отношения к образу «Я». Коррекционно-педагогические задачи: |
I этап |
|
• знакомство с различными художественными материалами и их изобразительными возможностями; • развитие мелкой и общей моторики; • уточнение представлений об основных цветах, величине (длине линий) и фактуре материалов; • обогащение словаря прилагательными- названиями основных цветов и величины изображений, фактуры материалов; • развитие фразовой речи. |
II Этап |
Развитие коммуникативных функций (2 занятия) № 3. Коллективный рисунок «Необитаемый остров». № 4. Настроение моей куклы-автопортрета |
Психокоррекционные задачи: • формирование чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам; • формирование умений различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно/неприятно, страшно, радостно, удивительно, печально, грустно); • формирование умений понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации; • развитие вербальных и невербальных навыков. общения. Коррекционно-педагогические задачи: • развитее мелкой и общей моторики; • развитие образного и вербальнологического мышления; |
|
|
• развитие зрительной и слуховой памяти; • закрепление навыка плавного выразительного высказывания. |
III этап |
Работа с эмоциональными трудностями (6 занятий) № 5. Волшебный сон № 6. Страхи моей куклы-автопортрета № 7. Нарисуй свой страх № 8. Сказка о капризном дельфиненке и волшебных водорослях № 9. Слепи из глины свой страх и разрушь его № 10. Сказка о детях, которые боялись говорить |
Психокоррекционные задачи: • повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей; • снятие эмоционального напряжения; • уточнение особенностей поведения детей в различных психотравмирующих ситуациях; • коррекция негативизма и агрессивного поведения; • работа с чувствами и переживаниями, связанными с прошлым негативным эмоциональным опытом; • формирование модели доброжелательного поведения с взрослыми и сверстниками; • формирование адекватного отношения к речевому дефекту; • коррекция и профилактика страха речи; • фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления страха. Коррекционно-педагогические задачи: • развитие основных танцевальных движений; • знакомство с глиной; • обогащение словаря словами-названиями основных эмоций; • формирование интонаций и мимического |
|
|
рисунка, соответствующих основным эмоциям; • развитие фразовой речи. |
IV этап |
Конструктивно- формирующий этап (4 занятия) № 11 Я и мои обидчики № 12. Помоги дорисовать мой рисунок № 13. Послушай музыку и нарисуй ее настроение № 14. Я сейчас, я в будущем |
Психокоррекционные задачи: • нормализация самооценки и формирование позитивного образа «Я»; • повышение чувства уверенности в себе; • обучение взаимодействию в группе; • формирование навыков социального поведения; • расширение поведенческого репертуара и навыков общения; • снятие эмоционального напряжения; • формирование «эмоциональной децентрации» - способности воспринимать и учитывать в своем поведении эмоциональные состояния, желания и интересы партнеров по общению; • формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях; • обучение навыкам релаксации; • формирование способности к произвольной саморегуляции эмоциональных переживаний и поведенческих реакций. Коррекционно-педагогические задачи: • развитие вербально-логического мышления • развитие зрительной памяти • развитие интонационной и мелодичной стороны речи; |
|
|
• развитие фразовой и связной речи. • закрепление навыка плавного выразительного высказывания. |
V этап |
Обобщающе- закрепляющий (1 занятие) № 15. Рисуем мандалу |
Психокоррекционные задачи: • развитие навыков позитивной коммуникации; • развитие умения выражать свое эмоциональное состояние цветом; • обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих ситуациях; • формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций; • перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь. Коррекционно-педагогические задачи: • развитие зрительной памяти; • развитие предметного рисунка и предпосылок сюжетных изображений; • развитие образного мышления; • развитие интонационной стороны речи; • развитие связной монологической речи. |
Все занятия имели единую структуру, содержание менялось в зависимости от этапа психокоррекционной работы. Структура занятий была разработана с учетом особенности возраста и сложности структуры психического и речевого нарушения заикающихся дошкольников.
Структура занятий с дошкольниками с заиканием с использованием средств искусства и игровых технологий
Вводная часть
Цели: подготовить детей к совместной работе; сконцентрировать их на занятии; установить доверительный эмоциональный контакт с детьми; снять напряжение и двигательную активность.
Содержание:
1) игры знакомство детей друг с другом и психологом («Возьми мяч и назови свое имя», «Найди у соседа красный цвет и дотронься до него», «Расскажи о своем настроении», «Представь всем свою пальчиковую куклу» и т.д.)
2) танцевально-двигательные игры под музыку («Тряпичные куклы», «В магазине игрушек», «Повтори мой танец», «Танец маленьких гномиков», «Танец осенних листьев» и т.д.)
3) двигательные игры («Море волнуется раз», «Отгадай, в кого я превратился» и т.д.)
4) игры-превращения, упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение двигательной активности («Я воздушный шарик», «Я добрый/злой мальчик», «Я тряпичная/деревянная кукла» и т.д.)
Основная часть
Цели: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников и преодоление эмоциональных трудностей; релаксация и создание позитивного настроения; развитие коммуникативных навыков общения и рефлексии; развитие речевой и познавательной функций.
Содержание:
1) Задания по изотерапии:
• нарисуй себя;
• нарисуй себя сейчас и в будущем;
• нарисуй свой страх и трансформируй его;
• нарисуй свою семью;
• я и мои обидчики;
• помоги дорисовать рисунок соседу;
• совместный рисунок детей «Необитаемый остров»;
• выставка рисунков «Чем тебе понравился чужой рисунок?»;
• нарисуй мандалу;
• слепи из глины свой страх и разрушь его.
2) Задания с использованием куклотерапии
• создаем куклу-автопортрета из пластилина и игрушки из «Киндер- сюрпризов»
• присваиваем своей кукле имя и делаем настроение;
• рассказываем о своей кукле и ее настроении;
• рассказываем о страхах своей куклы.
3) Задания с использованием сказкотерапии:
• прослушиваем сказки, направленные на развитие саморегуляции;
• прослушиваем сказки, направленные на осознание своего дефекта и принятие его, уменьшение страха речи;
• прослушиваем сказки, направленные на нормализацию детско- родительских отношений.
4) Задания с использованием театрализованной деятельности:
• покажи героя сказки, которую мы прослушали;
• коллективное создание и проигрывание прочитанной сказки;
• обсуждение прослушанных сказок;
• рисование прослушанных сказок.
5) Задания с использованием музыкотерапии:
• прослушай музыку моря и представь, что ты на море (волшебный сон);
• послушай музыку и нарисуй ее настроение.
Завершающая часть
Цели: закрепление положительного настроения полученного на занятии; организация консультативно-просветительных бесед с родителями.
Содержание - игровые упражнения для повышения самооценки:
• организация выставки детских рисунков (какой рисунок тебе нравиться и почему);
• демонстрация рисунков и продуктов деятельности родителям.
В программу по коррекции эмоциональных трудностей дошкольников с заиканием входила работа с родителями со следующими задачами:
• формирование представлений об основных детских страхах и последовательности их возникновения по мере развития ребенка;
• знакомство с причинами появления страхов у детей и основными приемами преодоления детских страхов в семье;
• знакомство с упражнениями и приемами воспитания, позволяющими повысить у детей сопротивляемость к страхам;
• обсуждение психологических особенностей детей с заиканием и условиями устранения данного заболевания;
• побуждение родителей к изменению способов реагирования на негативное поведение детей;
• принятие своего ребенка такой, какой он есть и его речевого дефекта;
• формирование рациональной позиции родителей в вопросах наказания детей.
Но главным образом позитивные изменения в эмоциональном развитии старших дошкольников с заиканием заключались в преодолении возрастных страхов или снижении их числа. Эффективность психокоррекционной работы с заикающимися дошкольниками определялась.
• снижением количества возрастных и специфических страхов;
• снижение интенсивности переживания о речевом дефекте;
• улучшение коммуникативных навыков общения;
• повышение уверенности в себе;
• снижение уровня тревожности;
• снижение агрессивности.
Сравнительный анализ динамики изменений количества страхов дошкольников с заиканием в зависимости от этапа исследования
Как видно из рисунка 1 и таблицы 2, после посещения курса занятий с использованием средств искусства и игровых технологий количество и уровень страхов детей существенно снизился.
Рис.1. Динамические изменения количества страхов констатирующего и
формирующего экспериментов
Математическая обработка полученных результатов, проведенная с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера - подтвердила наличие значимых отличий по таким группам страхов, как:
- страх собственной смерти и смерти своих родителей (при р<0,01);
- медицинские страхи (при р=0,03);
- боязнь за свое здоровье (при р=0,03);
- страх причинения физического ущерба сказочными и криминальными персонажами (при р=0,04);
- ночные страхи (при р=0,03);
- боязнь стихийных бедствий (при р<0,01);
- страх речи (при р=0,04);
- социальные страхи (при р=0,03)
Полученные динамические данные об изменении количества страхов дошкольников с заиканием еще раз доказывают эффективность психокоррекционной работы с использованием средств искусства и игровых методик.
Таблица 2. Динамические изменения количества страхов дошкольников с заиканием по итогам формирующего эксперимента
№ |
Группы детских страхов |
Сравнительные данные страхов заикающихся дошкольников |
|
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
||
1 |
Страх смерти и смерти своих родителей |
100% |
75% |
2 |
Медицинские страхи |
63% |
31% |
3 |
Боязнь за свое здоровье |
59% |
43% |
4 |
Страх причинения физического ущерба сказочными и криминальными персонажами |
75% |
25% |
5 |
Ночные страхи |
57% |
38% |
6 |
Боязнь стихийных бедствий |
76% |
47% |
7 |
Страх речи |
30% |
15% |
8 |
Социально опосредованные страхи |
30% |
24% |
Из рисунка 1 видно, что у определенной части дошкольников с заиканием после проведения психокоррекционной работы с использованием средств искусства и игровых технологий снизились количественные показатели страхов и детям удалось преодолеть свои страхи и опасения. Статистическая обработка показала достоверность различий между результатами обследования детей на констатирующем и контрольном этапах.
В ходе психокоррекционной работы по преодолению эмоциональных трудностей дошкольников с заиканием удалось достигнуть положительных изменений в развитии речевых, моторных функций, совершенствования эмоционально-волевой и личностных сфер. Эти изменения произошли как на качественном уровне, так и в количественных показателях.
В ходе применения различных арт-терапевтических занятий был активизирован творческий потенциал детей, у них появилось образное видение воображаемой ситуации, находчивость и оригинальность в решении творческих задач, самостоятельность и желание импровизировать.
У всех детей повысился уровень внутренней саморегуляции. Сгладились проявления повышенной раздражительности, конфликтности, негативизма, упрямства. При обследовании общения наблюдалась более адекватное отношение к себе и окружающим. Значительно повысился уровень нравственно-этических норм поведения.
Количество возрастных и специфических страхов снизилось. Были преодолены страхи чужих людей, медицинские страхи, сказочных персонажей, темноты, животных, индивидуальные специфические страхи и др. Существенно снизился страх речи, дети стали более общительными. Они стали увереннее в себе и своих возможностях, избавились от социальной изоляции, научились распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания, получили навыки владения самоконтролем и саморегуляцией.
Дошкольники стали более коммуникабельными, значительно снизилась ситуативная тревожность. Дети отмечали, что стали в меньшей степени бояться определенных ситуаций. В рисунках детей появились более яркие краски и тона, исчез черный и красный цвет, что говорит о снижении негативных эмоций у детей. Исчезли сюжеты убийств, агрессии, крови в рисунках некоторых детей, которые заменила более спокойная и реалистичная обстановка.
Заметна динамика в плавности и мелодичности диалоговой речи заикающихся. Количество запинок заметно уменьшилось. Дети стали активнее выражать свои желания, мысли, потребности. Активность при взаимоотношениях друг с другом повысилась. На завершающем занятии с использованием изотерапевтических моментов, при диагностическом рисовании мандалы, дети показали динамику эмоционального состояния: цветовая гамма рисунков свидетельствует о радостном настроении, о гармонии и принятии себя. Что подтвердили сами дети и их родители, сообщив об изменении поведения детей в семейной обстановке. Дети стали более спокойными, гипердинамичность снизилась, уровень агрессивности и непослушания существенно понизился, что сказалось и на настроении матерей.
Результативность проведенной психокоррекционной работы с дошкольниками с заиканием показала, что использование средств искусства и игровых технологий в занятиях по преодолению эмоциональных трудностей у детей является эффективной и способствует гармонизации эмоционально-личностного развития дошкольников с речевыми нарушениями.
Литература
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская М.: Академия, 2001. 248 с.
- Вальдес Одриосола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арттерапии: Методическое пособие для педагогов. М.: Гном и Д, 2004. 64с.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Музыкальная арт-терапия для детей. М.: Института психотерапии, 2004. 90 с.
- Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2004. 448 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002. 310 с.
- Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1998. 161 с.
- Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1997. с. 84-93
- Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М., 1992. с. 19-24.
- Талипина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: Дисс. канд. псих. наук. М., 2002. 170 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5264
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 6391
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8